Семинар "Лэпбук," как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Семинар для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_lepbuk_kak_innovatsionnyy_podhod_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 276.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак
Семинар для воспитателей ДОУ
«Лэпбук» как инновационный подход
в работе с детьми дошкольного возраста»
Автор: Скареднова Ирина Самсоновна,
старший воспитатель
с.Турочак, 2018 г
Цель:
- познакомить педагогов детского сада с технологией ЛЕПБУК.
(слайд 1, титульный)
ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
(слайд 2)
Современные требования, предъявляемые государством к качеству дошкольного образования подразумевают:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагога и владение современными образовательными технологиями. Также педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, поэтому в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
- В ФГОС ДО познавательное развитие ребенка предполагает:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
-формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Сотрудничество ДОУ с семьей. Поддержка родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.
Следовательно, выстраивается схема участников образовательного процесса: ребенок-родитель-педагог.
И все-таки, большую роль в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольников играют педагоги детского сада.
Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГОС ДО. И в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, проект, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).
Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
(Слайд 3)
Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – ЛЕПБУК.
При этом ЛЕПБУК – это не просто поделка. Это и наглядно-практический метод обучения, который может использоваться в ходе ООД, это и продукт деятельности по определенной теме или же заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Технология Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
ЛЕПБУК может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, ЛЕПБУК дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
ЧТО ТАКОЕЛЕПБУК?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под нашу специфику работы Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка ЛЕПБУК означает «книга на коленях», или как его еще называют «тематическая папка» или «коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками», которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
(Слайд 4)
ЛЕПБУК отвечает требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к развивающей среде:
-информативен;
-полифункционален, способствует развитию творчества, мыслительных процессов;
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с предметами, объектами, их качествами и свойствами;
-пригоден в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах работы с детьми (самостоятельная, партнерская деятельность);
-структура и содержание лепбука доступны для детей;
-обеспечивает игровую, познавательную, творческую, исследовательскую активность дошкольников;
-является средством художественно-эстетического развития воспитанников детского сада
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
•включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
•добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
•открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕПБУКА, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА
(слайд 5)
1. Он помогает ребенку на свое усмотрение выбрать информацию по изучаемой теме, а так же лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
2. Это отличный способ для повторения. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно подобрать задания, которые будут под силу каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого, детей и их родителей, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, что является хорошей подготовкой к обучению в школе.
5. Такая книга может стать формой представления итогов проекта или тематической недели.
6. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
7. И, наконец, создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
(слайд 6)
ЛЕПБУК – вид совместной деятельности взрослого и ребенка
Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
-организационную (экскурсии, походы)
-техническую (фото, видео)
-информационную (сбор информации)
-мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)
РАЗРАБОТКА (создание) ЛЕПБУКА
(слайд 7, 8, 9)
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
-целеполагание (выбор темы)
Тема «Зима»
-разработка лэпбука (составление плана)
Пример плана:
1. Игра «Мемори-снежинки»
2. Творческое задание «Окошко»
3. Календарь
4. Карточки с животными и птицами
5. Рассказ по картине
6. Блокнот «Приметы зимы»
7. Карта «Где живет зима?»
8. Снеговик с загадками
9. Игра-находилка «Звуки зимы»
-выполнение (изготовление-практическая часть);
Макет: кармашки, конверты, книжки, вращающиеся круги, блокноты, лист, сложенный несколько раз.
-подведение итогов (использование лепбука).
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
ВИДЫ ЛЕПБУКА
(слайд 10-14)
ЧТО ДАЕТ ЛЕПБУК РЕБЕНКУ
(слайд 15)
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...
«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...
Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....
"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".
В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...