«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста в рамках краеведения.
методическая разработка на тему
«Чудо - папку открываю,
все что знаю, вспоминаю»
В стремительно меняющейся действительности Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Педагогическая работа - это постоянный творческий поиск, бесконечный энтузиазм.
Изучив опыт педагогов, ресурсы интернет, рассмотрев множество различных техник и технологий, начала использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) – «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).
Цель использования Лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.
Новизна данного пособия заключается в том, что Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Для детей - это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Актуальность Лэпбук – отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний в занимательно-игровой форме.
Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
Мое знакомство с лепбуком началось с организации работы в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири – Лесосибирск наш молодой», направленного на воспитание у детей патриотических чувств, любви к малой Родине, к её природе, истории, памятникам старины. Накопился богатый иллюстративный материал, который решили собрать в одно емкое и в тоже время компактное пособие Лэпбук, назвав его «Лесосибирск – моя малая Родина».
В этой самодельной интерактивной папке с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, размещено много необходимой систематизированной информации в виде рисунков, фотографий, небольших текстов, дидактических игр для изучения и закрепления знаний детей по теме о родном городе.
Данная тематическая папка состоит из 10 развивающих элементов:
1. Конверт - Дидактическая игра «Узнай и назови».
2. Мини - книжка «Загадки о городе» - предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами - картинками (загадки пополняются по мере знакомства с данной темой).
3. Фигурный конвертик «Достопримечательности», - знакомит детей с памятными местами, достопримечательностями Лесосибирска, способствует развитию связной речи.
4. В середине Лэпбука находится игра «Мы едем по городу» С помощью фишек и кубика дети передвигаются по игровому полю, называют знакомые места на картинках.
5. Книжка – «Стихи о Лесосибирске».
6. «Сибирская зима» представлена в виде фигурного конвертика, в котором находятся фотографии окружающей природы. Дети могут составить описательный рассказов по картинке, полюбоваться красотой окружающего мира.
7. Дидактическая игра «Старый – новый город» - (Из набора иллюстраций об архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках).
8. В коробочке находится игра «Собери картинку» - из частей составляется герб города.
9. «Умные полоски» – закрепляют знания детей об историей города.
10. Творческое задание «Рисуем город» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных. Ребёнок может красиво раскрасить, по клеткам или по образцу изобразить различные дома, самостоятельно создать свой рисунок.
В любое удобное время дети могут рассмотреть Лэпбук как необычную книжку про город, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. и быстро освежить в памяти пройденные темы. Весь практический материал можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Создание Лепбука в контексте краеведения является одним из актуальных и целесообразных средств организации совместной деятельности.
Новая форма работы с дошкольниками получила в нашем мини-музее дальнейшее развитие.
Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, совместно с дошкольниками создали Лэпбук по теме: «Мое Красноярье».
Основа Лэпбука создается воспитателем, а дополняется и совершенствуется вместе с детьми и их родителями. Дети выделили то, что им интересно узнавать: фотографии, легенды, стихи, пословицы и загадки по теме. На основе собранного материала и полученных знаний совместно с детьми создавали страничку, за страничкой. Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы с учетом индивидуальных способностей. План, который мы составили по изучению темы «Мое Красноярье» был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела).
В течение всей недели наш Лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали.
В содержание нашей новой папки: «Мое Красноярье» вошли:
1. Мини-книжка «Семь чудес Красноярского края».
2. Кармашек «Загадки о зверях и птицах.
3. Конверт «Сложи картинку» (флаг и герб).
4. Фотографии города Красноярск.
5. Книжка – гармошка «Енисей – батюшка».
7. Буклет «Мой край родной» (стихи).
8. Карман «Смекалочка» (игровые задания, ребусы, кроссворды по теме).
9. Альбом «Красная книга Красноярского края».
10. Открытки «Города края».
11. Книжка – раскладушка «Народов дружная семья».
Получился собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, закрепление знаний о нашем крае. Дети были довольны полученными результатами, они очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Изготовление Лэпбука совместно с детьми дошкольного возраста можно рассмотреть как разновидность метода проектов, где выделяются следующие этапы: целеполагание (выбор темы); разработка Лэпбука (составление плана); выполнение (практическая часть); подведение итогов (презентация Лэпбука).
Создание такой интерактивной папки – это и средство реализации деятельного метода обучения, в процессе создания которого дети получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в ходе познавательно – исследовательской деятельности.
Последовательное изготовление Лэпбука является культурной практикой, в процессе которой у детей развиваются универсальные умения, такие как: договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Воспитательная функция Лэпбука состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями, которые обеспечивают поддержку:
- организационную (проведение выставок, экскурсий, походов);
- техническую (фото и видео материалы);
- информационную (сбор информации для Лэпбуков);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности у детей в успехе).
С помощью родителей, которые участвовали в семейном проекте, были изготовлены индивидуальные Лэпбуки, исходя из интересов детей. Получилась целая выставка интересных папок по региональному компоненту: «Транспорт в жизни города», «Медведь - хозяин тайги», «Крылатые соседи» и другие.
В дополнение к Лэпбукам совместно с детьми создаем мини папки – копилки. В них собираются стихи, загадки сказки, интересные факты по сопутствующей теме. Так Лэпбук «Крылатые друзья» пополнился копилками: «Снегири», «Трясогуска», «Кедровка» и др.
С переходом из группы в группу папка пополняется новыми материалами с учетом возраста детей, перед которыми каждый раз открывается что – то новое и интересное. Так постепенно накапливается множество идей по изучению заданной темы с детьми разного возраста.
После приобретенного опыта детьми в своей возрастной группе в рамках межгруппового взаимодействия были проведены презентации «Интересное рядом» в других возрастных группах.
Опыт работы показывает, что данная форма помогает создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества в группе. Детско-взрослое взаимодействие, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
На мой взгляд, Лэпбук – это очень мобильная система и эффективная технология дошкольного образования.
Литература, интернет - ресурсы:
- Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей.
- Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
- Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
- http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
- http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
«Лэпбук»
как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
в рамках краеведения.
направление методической продукции п.4.3. №2
Воспитатель
Пономарева Вера Прокопьевна
высшей квалификационной категории
г. Лесосибирск, 2018г.
«Чудо - папку открываю,
все что знаю, вспоминаю»
В стремительно меняющейся действительности Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Педагогическая работа - это постоянный творческий поиск, бесконечный энтузиазм.
Изучив опыт педагогов, ресурсы интернет, рассмотрев множество различных техник и технологий, начала использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) – «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).
Цель использования Лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.
Новизна данного пособия заключается в том, что Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Для детей - это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Актуальность Лэпбук – отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний в занимательно-игровой форме.
Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
Мое знакомство с лепбуком началось с организации работы в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири – Лесосибирск наш молодой», направленного на воспитание у детей патриотических чувств, любви к малой Родине, к её природе, истории, памятникам старины. Накопился богатый иллюстративный материал, который решили собрать в одно емкое и в тоже время компактное пособие Лэпбук, назвав его «Лесосибирск – моя малая Родина».
В этой самодельной интерактивной папке с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, размещено много необходимой систематизированной информации в виде рисунков, фотографий, небольших текстов, дидактических игр для изучения и закрепления знаний детей по теме о родном городе.
Данная тематическая папка состоит из 10 развивающих элементов:
1. Конверт - Дидактическая игра «Узнай и назови».
2. Мини - книжка «Загадки о городе» - предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами - картинками (загадки пополняются по мере знакомства с данной темой).
3. Фигурный конвертик «Достопримечательности», - знакомит детей с памятными местами, достопримечательностями Лесосибирска, способствует развитию связной речи.
4. В середине Лэпбука находится игра «Мы едем по городу» С помощью фишек и кубика дети передвигаются по игровому полю, называют знакомые места на картинках.
5. Книжка – «Стихи о Лесосибирске».
6. «Сибирская зима» представлена в виде фигурного конвертика, в котором находятся фотографии окружающей природы. Дети могут составить описательный рассказов по картинке, полюбоваться красотой окружающего мира.
7. Дидактическая игра «Старый – новый город» - (Из набора иллюстраций об архитектурных и скульптурных достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках).
8. В коробочке находится игра «Собери картинку» - из частей составляется герб города.
9. «Умные полоски» – закрепляют знания детей об историей города.
10. Творческое задание «Рисуем город» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных. Ребёнок может красиво раскрасить, по клеткам или по образцу изобразить различные дома, самостоятельно создать свой рисунок.
В любое удобное время дети могут рассмотреть Лэпбук как необычную книжку про город, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. и быстро освежить в памяти пройденные темы. Весь практический материал можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Создание Лепбука в контексте краеведения является одним из актуальных и целесообразных средств организации совместной деятельности.
Новая форма работы с дошкольниками получила в нашем мини-музее дальнейшее развитие.
Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, совместно с дошкольниками создали Лэпбук по теме: «Мое Красноярье».
Основа Лэпбука создается воспитателем, а дополняется и совершенствуется вместе с детьми и их родителями. Дети выделили то, что им интересно узнавать: фотографии, легенды, стихи, пословицы и загадки по теме. На основе собранного материала и полученных знаний совместно с детьми создавали страничку, за страничкой. Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы с учетом индивидуальных способностей. План, который мы составили по изучению темы «Мое Красноярье» был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела).
В течение всей недели наш Лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали.
В содержание нашей новой папки: «Мое Красноярье» вошли:
1. Мини-книжка «Семь чудес Красноярского края».
2. Кармашек «Загадки о зверях и птицах.
3. Конверт «Сложи картинку» (флаг и герб).
4. Фотографии города Красноярск.
5. Книжка – гармошка «Енисей – батюшка».
7. Буклет «Мой край родной» (стихи).
8. Карман «Смекалочка» (игровые задания, ребусы, кроссворды по теме).
9. Альбом «Красная книга Красноярского края».
10. Открытки «Города края».
11. Книжка – раскладушка «Народов дружная семья».
Получился собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, закрепление знаний о нашем крае. Дети были довольны полученными результатами, они очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
Такая необычная подача материала привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Изготовление Лэпбука совместно с детьми дошкольного возраста можно рассмотреть как разновидность метода проектов, где выделяются следующие этапы: целеполагание (выбор темы); разработка Лэпбука (составление плана); выполнение (практическая часть); подведение итогов (презентация Лэпбука).
Создание такой интерактивной папки – это и средство реализации деятельного метода обучения, в процессе создания которого дети получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в ходе познавательно – исследовательской деятельности.
Последовательное изготовление Лэпбука является культурной практикой, в процессе которой у детей развиваются универсальные умения, такие как: договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Воспитательная функция Лэпбука состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями, которые обеспечивают поддержку:
- организационную (проведение выставок, экскурсий, походов);
- техническую (фото и видео материалы);
- информационную (сбор информации для Лэпбуков);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности у детей в успехе).
С помощью родителей, которые участвовали в семейном проекте, были изготовлены индивидуальные Лэпбуки, исходя из интересов детей. Получилась целая выставка интересных папок по региональному компоненту: «Транспорт в жизни города», «Медведь - хозяин тайги», «Крылатые соседи» и другие.
В дополнение к Лэпбукам совместно с детьми создаем мини папки – копилки. В них собираются стихи, загадки сказки, интересные факты по сопутствующей теме. Так Лэпбук «Крылатые друзья» пополнился копилками: «Снегири», «Трясогуска», «Кедровка» и др.
С переходом из группы в группу папка пополняется новыми материалами с учетом возраста детей, перед которыми каждый раз открывается что – то новое и интересное. Так постепенно накапливается множество идей по изучению заданной темы с детьми разного возраста.
После приобретенного опыта детьми в своей возрастной группе в рамках межгруппового взаимодействия были проведены презентации «Интересное рядом» в других возрастных группах.
Опыт работы показывает, что данная форма помогает создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества в группе. Детско-взрослое взаимодействие, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
На мой взгляд, Лэпбук – это очень мобильная система и эффективная технология дошкольного образования.
Литература, интернет - ресурсы:
- Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей.
- Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
- Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
- http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
- http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...
«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...
Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста
Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....
"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".
В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...
Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"
Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...