«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста в рамках краеведения.
методическая разработка на тему

Пономарева Вера Прокопьевна

                                                                                        «Чудо - папку открываю,

                                                                                                              все что знаю, вспоминаю»

 

            В стремительно меняющейся действительности Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Педагогическая работа - это постоянный творческий поиск, бесконечный энтузиазм.

             Изучив опыт педагогов, ресурсы интернет, рассмотрев множество различных техник и технологий,   начала использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook)  – «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).

Цель использования Лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Новизна данного пособия заключается в том, что Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Для детей - это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Актуальность  Лэпбук –  отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.  Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний в занимательно-игровой форме.

Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности.

 Мое знакомство с лепбуком началось с организации работы в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири – Лесосибирск наш молодой», направленного на воспитание у детей патриотических чувств, любви к малой Родине, к её природе, истории, памятникам старины. Накопился богатый  иллюстративный материал, который решили собрать в одно емкое и в тоже время компактное пособие Лэпбук, назвав его «Лесосибирск – моя малая Родина».

В этой самодельной интерактивной папке с кармашками, дверками, окошками,    подвижными деталями, размещено  много необходимой систематизированной информации в виде рисунков, фотографий, небольших текстов, дидактических игр для изучения и закрепления знаний  детей по теме о родном городе.

Данная тематическая   папка состоит из 10 развивающих элементов:

1. Конверт  - Дидактическая игра «Узнай и назови».

2. Мини - книжка «Загадки о городе» - предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами - картинками (загадки пополняются по мере знакомства с данной темой).
3. Фигурный конвертик «Достопримечательности»,  - знакомит детей с памятными местами, достопримечательностями Лесосибирска,  способствует развитию связной речи.

4. В середине Лэпбука находится игра «Мы едем по городу» С помощью фишек и кубика дети передвигаются по игровому полю, называют знакомые места на картинках.

5. Книжка – «Стихи о Лесосибирске».
6. «Сибирская зима» представлена в виде фигурного конвертика, в котором находятся фотографии окружающей природы.  Дети могут  составить описательный рассказов по  картинке, полюбоваться красотой окружающего мира.
7. Дидактическая игра «Старый – новый город» - (Из набора иллюстраций об  архитектурных и скульптурных  достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках).

8. В коробочке находится игра «Собери картинку» - из частей составляется  герб города.

9. «Умные полоски» – закрепляют знания детей об историей города.

10. Творческое задание «Рисуем город» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных. Ребёнок может красиво раскрасить, по клеткам  или по образцу изобразить различные дома, самостоятельно создать свой рисунок.

            В любое удобное время дети могут рассмотреть Лэпбук как необычную книжку про город, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. и быстро освежить в памяти пройденные темы.  Весь практический материал  можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

            Создание Лепбука в контексте краеведения является одним из актуальных и целесообразных средств организации совместной деятельности.

Новая форма работы с дошкольниками получила в нашем мини-музее дальнейшее развитие.

Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, совместно с дошкольниками  создали  Лэпбук по  теме: «Мое Красноярье».

Основа Лэпбука  создается воспитателем, а дополняется и совершенствуется вместе с детьми и их родителями.  Дети выделили то, что им интересно узнавать: фотографии, легенды, стихи, пословицы и загадки по теме. На основе собранного материала и полученных знаний совместно с детьми создавали страничку, за страничкой. Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы с учетом индивидуальных способностей. План, который мы составили по изучению темы «Мое Красноярье» был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела).

В течение всей недели наш Лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали. 

В содержание нашей новой папки: «Мое Красноярье»  вошли:
     1. Мини-книжка «Семь чудес Красноярского края». 
     2. Кармашек «Загадки о зверях и птицах. 
     3. Конверт «Сложи картинку» (флаг и герб).
     4. Фотографии города Красноярск. 
     5. Книжка – гармошка «Енисей – батюшка».
     7. Буклет «Мой край родной» (стихи).

     8. Карман  «Смекалочка» (игровые задания, ребусы, кроссворды по теме).

     9. Альбом «Красная книга Красноярского края».

    10. Открытки «Города края».

    11. Книжка – раскладушка «Народов дружная семья».

Получился собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, закрепление знаний   о нашем крае. Дети были довольны полученными результатами, они очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Такая необычная подача материала  привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

            Изготовление Лэпбука совместно  с детьми дошкольного возраста можно рассмотреть как разновидность метода проектов, где выделяются следующие этапы: целеполагание (выбор темы); разработка Лэпбука (составление плана); выполнение (практическая часть); подведение итогов (презентация Лэпбука). 

            Создание такой интерактивной папки – это и средство реализации деятельного метода обучения, в процессе создания которого дети получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в ходе познавательно – исследовательской деятельности.

            Последовательное изготовление Лэпбука является культурной практикой, в процессе которой  у детей развиваются универсальные  умения, такие как: договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

             Воспитательная функция Лэпбука состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями, которые обеспечивают поддержку:
- организационную (проведение выставок, экскурсий, походов);
- техническую (фото и видео материалы);
- информационную (сбор информации для Лэпбуков);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности у детей в успехе).

      С помощью родителей, которые участвовали в семейном  проекте, были изготовлены индивидуальные Лэпбуки, исходя из интересов детей. Получилась целая выставка интересных папок по региональному компоненту: «Транспорт в жизни города», «Медведь - хозяин тайги», «Крылатые соседи» и другие.

В дополнение к  Лэпбукам  совместно с детьми создаем мини папки – копилки. В них собираются стихи, загадки сказки, интересные факты по сопутствующей  теме. Так Лэпбук «Крылатые друзья» пополнился копилками: «Снегири», «Трясогуска», «Кедровка» и др.

 С переходом из группы в группу  папка пополняется новыми материалами с учетом возраста детей, перед которыми каждый раз открывается что – то новое и интересное. Так постепенно накапливается множество идей по изучению заданной темы с детьми разного возраста.

После приобретенного опыта детьми в своей возрастной группе в рамках межгруппового взаимодействия были проведены презентации «Интересное рядом» в других возрастных группах.

            Опыт работы показывает, что данная форма помогает создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества в группе. Детско-взрослое взаимодействие, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую  компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

            На мой  взгляд, Лэпбук –  это очень мобильная система и эффективная технология дошкольного образования.


 

 

Литература, интернет - ресурсы:

  1. Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей.
  2. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
  3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
  4. http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
  5. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

«Лэпбук»

 как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

 в рамках краеведения.

направление методической продукции п.4.3. №2

                               

                                    Воспитатель

                                                                Пономарева Вера Прокопьевна

                                                                            высшей квалификационной категории

г. Лесосибирск, 2018г.

                                                                                        «Чудо - папку открываю,

                                                                                                              все что знаю, вспоминаю»

             В стремительно меняющейся действительности Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Педагогическая работа - это постоянный творческий поиск, бесконечный энтузиазм.

             Изучив опыт педагогов, ресурсы интернет, рассмотрев множество различных техник и технологий,   начала использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook)  – «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).

Цель использования Лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Новизна данного пособия заключается в том, что Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Для детей - это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Актуальность  Лэпбук –  отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.  Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний в занимательно-игровой форме.

Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности.

 Мое знакомство с лепбуком началось с организации работы в мини-музее «Сын Енисея, сын Сибири – Лесосибирск наш молодой», направленного на воспитание у детей патриотических чувств, любви к малой Родине, к её природе, истории, памятникам старины. Накопился богатый  иллюстративный материал, который решили собрать в одно емкое и в тоже время компактное пособие Лэпбук, назвав его «Лесосибирск – моя малая Родина».

В этой самодельной интерактивной папке с кармашками, дверками, окошками,    подвижными деталями, размещено  много необходимой систематизированной информации в виде рисунков, фотографий, небольших текстов, дидактических игр для изучения и закрепления знаний  детей по теме о родном городе.

Данная тематическая   папка состоит из 10 развивающих элементов:

1. Конверт  - Дидактическая игра «Узнай и назови».

2. Мини - книжка «Загадки о городе» - предназначена для тренировки памяти и сообразительности. На каждой странице имеется загадка с ответами - картинками (загадки пополняются по мере знакомства с данной темой).
3. Фигурный конвертик «Достопримечательности»,  - знакомит детей с памятными местами, достопримечательностями Лесосибирска,  способствует развитию связной речи.

4. В середине Лэпбука находится игра «Мы едем по городу» С помощью фишек и кубика дети передвигаются по игровому полю, называют знакомые места на картинках.

5. Книжка – «Стихи о Лесосибирске».
6. «Сибирская зима» представлена в виде фигурного конвертика, в котором находятся фотографии окружающей природы.  Дети могут  составить описательный рассказов по  картинке, полюбоваться красотой окружающего мира.
7. Дидактическая игра «Старый – новый город» - (Из набора иллюстраций об  архитектурных и скульптурных  достопримечательностей города ребенку предлагается выбрать две, которые указывают на одну достопримечательность в разных временных отрезках).

8. В коробочке находится игра «Собери картинку» - из частей составляется  герб города.

9. «Умные полоски» – закрепляют знания детей об историей города.

10. Творческое задание «Рисуем город» содержит разнообразные задания для развития не только творческих способностей, но и познавательных, коммуникативных. Ребёнок может красиво раскрасить, по клеткам  или по образцу изобразить различные дома, самостоятельно создать свой рисунок.

             В любое удобное время дети могут рассмотреть Лэпбук как необычную книжку про город, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. и быстро освежить в памяти пройденные темы.  Весь практический материал  можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

             Создание Лепбука в контексте краеведения является одним из актуальных и целесообразных средств организации совместной деятельности. 

Новая форма работы с дошкольниками получила в нашем мини-музее дальнейшее развитие.

Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, совместно с дошкольниками  создали  Лэпбук по  теме: «Мое Красноярье».

Основа Лэпбука  создается воспитателем, а дополняется и совершенствуется вместе с детьми и их родителями.  Дети выделили то, что им интересно узнавать: фотографии, легенды, стихи, пословицы и загадки по теме. На основе собранного материала и полученных знаний совместно с детьми создавали страничку, за страничкой. Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы с учетом индивидуальных способностей. План, который мы составили по изучению темы «Мое Красноярье» был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела).

В течение всей недели наш Лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали. 

В содержание нашей новой папки: «Мое Красноярье»  вошли:
    1. Мини-книжка «Семь чудес Красноярского края». 
    2. Кармашек «Загадки о зверях и птицах. 
    3. Конверт «Сложи картинку» (флаг и герб).
    4. Фотографии города Красноярск. 
    5. Книжка – гармошка «Енисей – батюшка».
    7. Буклет «Мой край родной» (стихи).

     8. Карман  «Смекалочка» (игровые задания, ребусы, кроссворды по теме).

     9. Альбом «Красная книга Красноярского края».

    10. Открытки «Города края».

    11. Книжка – раскладушка «Народов дружная семья».

Получился собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, закрепление знаний   о нашем крае. Дети были довольны полученными результатами, они очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Такая необычная подача материала  привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

             Изготовление Лэпбука совместно  с детьми дошкольного возраста можно рассмотреть как разновидность метода проектов, где выделяются следующие этапы: целеполагание (выбор темы); разработка Лэпбука (составление плана); выполнение (практическая часть); подведение итогов (презентация Лэпбука). 

             Создание такой интерактивной папки – это и средство реализации деятельного метода обучения, в процессе создания которого дети получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в ходе познавательно – исследовательской деятельности.

              Последовательное изготовление Лэпбука является культурной практикой, в процессе которой  у детей развиваются универсальные  умения, такие как: договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

              Воспитательная функция Лэпбука состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями, которые обеспечивают поддержку:
- организационную (проведение выставок, экскурсий, походов);
- техническую (фото и видео материалы);
- информационную (сбор информации для Лэпбуков);
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности у детей в успехе).

         С помощью родителей, которые участвовали в семейном  проекте, были изготовлены индивидуальные Лэпбуки, исходя из интересов детей. Получилась целая выставка интересных папок по региональному компоненту: «Транспорт в жизни города», «Медведь - хозяин тайги», «Крылатые соседи» и другие.

В дополнение к  Лэпбукам  совместно с детьми создаем мини папки – копилки. В них собираются стихи, загадки сказки, интересные факты по сопутствующей  теме. Так Лэпбук «Крылатые друзья» пополнился копилками: «Снегири», «Трясогуска», «Кедровка» и др.

 С переходом из группы в группу  папка пополняется новыми материалами с учетом возраста детей, перед которыми каждый раз открывается что – то новое и интересное. Так постепенно накапливается множество идей по изучению заданной темы с детьми разного возраста.

После приобретенного опыта детьми в своей возрастной группе в рамках межгруппового взаимодействия были проведены презентации «Интересное рядом» в других возрастных группах.

             Опыт работы показывает, что данная форма помогает создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества в группе. Детско-взрослое взаимодействие, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую  компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

             На мой  взгляд, Лэпбук –  это очень мобильная система и эффективная технология дошкольного образования.


Литература, интернет - ресурсы:

  1. Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей.
  2. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.
  3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
  4. http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf 
  5. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму.Китайская пословица Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего вр...

Мастер-класс на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер-класс ознакомит с инновационными формами работы...

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Ознакомление коллег с методическим пособием "лэпбук" на примере собственного проекта для музыкально-театрального уголка....

"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...