Использование шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
статья

Юргита Альбяртовна Поцюте

В последние десятилетия в Российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства. Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан и формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование шкал ECERS-R 18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации

                                                                     Поцюте Ю.А.,воспитатель

                                                                    МБДОУ ДС №444г.Челябинск

В настоящее время возрастает роль дошкольного образования, что, в свою очередь, свидетельствует о достижении качества предоставления образовательных услуг. В связи с этим в Федеральном законе № 273 ФЗ «Об образовании в РФ» прописано, что дошкольное образование является уровнем общего образования [1].

В последние десятилетия в Российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства. Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан и формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы [5].

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования заключается в необходимости создания таких  условий управления, которые будут способствовать повышению качества образования в дошкольной образовательной организации, отвечающее запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Иными словами в современных условиях развития общества к управлению качеством образования предъявляются требования в части обновления подходов,  поиске новых, оригинальных решений, которые в полном объеме смогут учесть особенности воспитательно образовательной среды, запросы родителей (законных представителей) воспитанников, а также социальных партнеров дошкольной образовательной организации.

Проблеме управления качеством образования уделяется  достаточное внимание (М.М. Поташник, Л.Г. Богославцев, А.А. Майер Н.А. Селезнева,

А.И. Суббето, Л.В. Поздняк, В.П. Панасюк, О.А. Князева, В.Г. Алямовская и др.). Предложены подходы к определению понятия «качество  образования» и определяющих его факторов, в том числе соответствующих характеристик управляющей системы (В.П.Панасюк, В.М. Полонский, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, Л.Г. Богославцев, А.А. Майер, Г.Н. Сериков и др.).

Тем не менее, проблема управления качеством образования в дошкольной образовательной организации начала изучаться сравнительно недавно.

Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ влияния организационно-педагогических условий на управление качеством образования в дошкольных организациях.  

Актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется недостаточностью изучения вопроса организационно-педагогических условий применения шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования. Таким инструментом могут послужить Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях – ECERS-R.

Актуальность выявленной проблемы определили тему нашего исследования:  «Использование шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации».

Анализ научных исследований и объективных условий практики управления качеством образования в ДОО позволил нам выделить противоречия:

– на социально-педагогическом уровне – между требованиями ФГОС ДО создать в дошкольной образовательной организации условия для получения качественного образования и фактическим состоянием реальной практики;

– на научно-теоретическом уровне – между необходимостью формирования эффективной системы управления качеством образования в дошкольных образовательных организациях и отсутствием организационно-педагогических условий использования шкал ECERS-R

– на научно-методическом уровне – между востребованностью организационно-педагогических условий использования шкал ECERS-R  для достижения оптимального качества образования и недостаточным методическим оснащением,  обеспечивающим эффективную реализацию процесса управления качеством образования.

Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия использования шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации?

Цель исследования – определить, теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия эффективного использования шкал ECERS-R в управления качеством образования в дошкольной образовательной организации

Объект исследования – процесс управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – организационно-управленческие условия эффективного использования шкал ECERS-R в управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования - управление качеством образования в дошкольной образовательной организации станет эффективным, если: будут созданы организационно-педагогические условия эффективного использования шкал ECERS-R в управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.

 

2. Определить и апробировать организационно-педагогические условий использования шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

3. Проанализировать организационно-управленческие условия эффективного использования шкал ECERS-R.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

 - общенаучные принципы системного подхода в философии и педагогике (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев,, В.В. Краевски. Г.Н. Сериков, В.И. Третьяков, Ю.А. Конаржевский и др.), определяющие рассмотрение проблемы, как системы; выявление разнокачественных связей и их взаимодействие;  

- принципы субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.) предполагающий, что практическая деятельность, всегда есть целенаправленное воздействие, изменение, преобразование людьми окружающей действительности в ходе взаимодействия субъекта с материальным объектом. Поскольку действие приводит к результату - к своей цели в разных, изменяющихся условиях, оно становится средством решения задач, т.е. более или менее сложным интеллектуальным актом. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект : через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком, прежде всего, тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям;  

- аксиологический подход ( Л.В. Безрукова, В.М. Каирян, А. Маслоу, Р. Мей, А.В. Мудрик,  А.Б. Орлов, К. Роджерс, В. Франклин, Н.З. Чевчадзе и др.)  Сотрудничество участников образовательного процесса, направленных на качество образования определяет стратегию аксиологического подхода, организует совместные цели, программы действий, разграничение координирующих функций, анализ и оценку полученных результатов на основании последовательных этапов:  целеполагание и мотивация; разработка совместного плана действий по достижению целей; реализация плана действий. Только при соблюдении этих этапов мы можем говорить о ценностном качественном развитии и саморазвитии участников образовательного процесса [16];

-  исследования в области управления качеством образования в дошкольных образовательных организациях (Н.В. Войниленко, Л.Л. Иванова, С.Г. Молчанов, И.Б. Едакова и др.).

Проверку гипотезы  и решение поставленных задач позволили реализовать следующие методы исследования:

- теоретические: изучение педагогической, управленческой и научной литературы, нормативно-правовых актов, систематизация, анализ, сравнение, отбор методов исследования и оценивание компетенций, касающихся управления качеством образования в дошкольной образовательной организации;

- эмпирические: наблюдение, тестирование, исследование, опытно-экспериментальная работа, метод самооценки и экспертного оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».Уровень повышения управления качеством образования становятся очень актуальными. Из литературных источнико...

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...

Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...