Создание условий для успешной социализации дошкольников в образовательном учреждении
статья

Данилова Татьяна Владимировна

Проблема социально-личностного развития дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, это, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности  ДОУ  является социально-личностное развитие детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении  

           

        Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства развития детей. Принцип один: современным детям современное образование!

        Подходы  к  организации  образовательного  процесса  в  ДОУ связаны  с  переориентацией  современного  дошкольного образования   на  выбор  стратегии  поддержки  личностного становления каждого ребенка.

          Проблема социально-личностного развития дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности  ДОУ  является социально-личностное развитие детей. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

        Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как учреждение, оказывающее образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля.  

        Работа в режиме развития заставляет переосмысливать и по-новому строить систему управления процессом создания условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста. Ориентирами здесь являются для нас  

- ФЗ «Об образовании РФ»,  

- Приказ Министерства образования и науки РФ    от 17 октября 2013 г. N 1155     "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,

- «Декларация прав ребенка»,

- «Конвенции ООН о правах ребенка»,

- «Семейный кодекс РФ»,

нормативно-правовые акты,

локальные акты ДОУ. 

         1. Обеспечивая научно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и системы управления в ДОУ разработана и реализуется образовательная программа;     программа  формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи на 2012-2015гг.;  разработан план внедрения ФГОС ДО,  который включает 4 направления:

- Организационное введение ФГОС дошкольного образования,

- Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО,

- Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС ДО,

- Информационное обеспечение перехода ДОУ на ФГОС.

   2.  В условиях эффективного решения данных задач инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс.      Сегодня в ДОУ работают 14 воспитателей и 4 специалиста.        

В ДОУ созданы условия для профессионального роста сотрудников: разработан план повышения квалификации педагогов, план самообразования.    Организация методической и педагогической работы    строится на принципах: добровольности, сотрудничества, активности. Система методической работы проектируется и реализуется в трех взаимосвязанных аспектах: конкретный педагог, педагогический коллектив в целом, система образовательной деятельности в ДОУ.  (через мониторинг). 
Введение мониторинга в практику работы побуждает педагогов к творчеству. Диагностика помогает определить мотивы повышения квалификации, увидеть единство подходов к учебно-воспитательному процессу, определить личностные особенности каждого педагога. Благодаря этому сегодня нам известны особенности  коллектива в целом и возможности каждого. В   процессе работы складывается новая модель управления, которая включает в себя творческие  группы, состоящие из представителей разных структурных подразделений. Творческие  группы создаются для решения конкретных задач (например, в рамках проведения мероприятия или для планирования определенной работы),  проводят мониторинг и анализ педагогической работы.  
Высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей достигается через курсовую подготовку, семинары-практикумы, дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, круглые столы, научно - практические конференции, по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации.   Для начинающих педагогов действует “Школа молодого воспитателя, цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений. Внедрение инновационных программ и технологий способствует накоплению передового педагогического опыта. Пропагандирование лучшего опыта педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога. 

На основании Положения “Об оплате труда, выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников ДОУ,  определено материальное поощрение за организацию инновационной деятельности. 

           Одной из функций управления качеством образования является контроль, обеспечивающий необходимую для управления обратную связь. Проводимый анализ результатов контроля позволяет спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказать своевременную педагогическую помощь, способствует внедрению инновационного педагогического опыта. Контроль управления качеством дошкольного учреждения регламентируется Положением о внутренней контрольной деятельности в ДОУ.

          Такая деятельность привела к следующим результатам: повысился инновационный потенциал педагогического коллектива, возросла активность участия в конкурсных мероприятиях. 68% педагогов имеют дипломы, грамоты и благодарности. В свое время экспресс-диагностика выявила, что для всего  коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе (92%), материальное стимулирование (100%), доминируют также доверие и повышение профессиональной компетентности (88%), пример и влияние коллег - значимый фактор повышения квалификации для 84% педагогов. Довольно высоко (89% опрошенными) были оценены методическая работа в ДОУ,   качество занятий по самообразованию (80%). 

      3. Одним из условий эффективного управления качеством образования является постоянное совершенствование материально-технической базы, с целью создания комфортных условий не только для детей, но и для сотрудников.  Укрепление и совершенствование материально - технической базы ДОУ происходит  посредством привлечения и рационального использования всех форм финансирования: бюджетных, внебюджетных, спонсорских.

Так, за счет доходов полученных  ……. и поддержке  родительской общественности удалось провести ремонт и замену мебели в  методическом кабинете, ремонт музыкального и спортивного залов, групповых помещений,  оборудовать компьютеризированные места для работы педагогов, принять меры по усилению безопасности и др .    В 2014 году   проведены мероприятия по модернизации материально-технической базы ДОУ. Приобретены учебное и игровое оборудование:  персональный компьютер,        музыкальный центр, акустическая система, многофункциональное устройство (копир-принтер-сканер), мягкие модули, деревянные конструкторы, магнитные доски и мольберты, сенсорные уголки, дидактические столы, учебные столы и стулья.   

      4.  Финансовое обеспечение осуществляется в соответствии муниципального задания Учредителя.

      5.  Одним из наиболее важных стратегических направлений управленческой тактики, является организация взаимодействия с социальными партнерами. 

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают   люди которые его окружают, и с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- социум (сверстники, друзья, соседи и т.д.),

- другие социальные структуры.

По своей роли в процессе социализации они различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.  

         ДОУ на протяжении всей деятельности активно сотрудничает с Административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. С этой целью     разработаны планы и модели взаимодействия с учреждением образования, культуры (а именно со школой № 7, с   информационным библиотечным центром, музеем Хрусталя, ДЦ «Исток»),   план мероприятий по безопасности дорожного движения,   план мероприятий по вовлечению в воспитательно-образовательный процесс детей микрорайона, не посещающих дошкольную организацию. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства.        

         Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации), где ребенок   учится общению, приобретает первый социальный опыт.  Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Родительский Совет созданный в ДОУ   оказывает помощь по организационным вопросам, связанным с образовательной, досуговой деятельностью детей в ДОУ.

       Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его изучению является мониторинг, который организуется в   ДОУ в различных формах - анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону.   Изучив запросы родителей, их компетентность в вопросах развития своего ребенка, а так   же возможности коллектива, мы выбрали приемлемые формы работы как традиционные, так и нетрадиционные. Они  основаны на принципах, построенных с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.  

         6. Чтобы детский сад стал еще более престижным и привлекательным мы стремимся найти ресурсы и средства, чтобы улучшить условия жизни в ДОУ, увидеть  новые возможности.  

          Дополнительное образование - это особое образовательное пространство ДОУ, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей. Ребенок включается в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе, что не менее важно. Организованная работа кружков позволяет максимально удовлетворить запрос родителей на развитие индивидуальных способностей детей, творческого потенциала.  В ДОУ успешно работают 6 кружков.  Дополнительное образование охватывает практически все направления развития и образования детей: - художественно – эстетическое - «Веселые кляксы», «Солнышко», «Веселые нотки», «Очумелые ручки»- речевое - «Почемучки»,- физическое - «Крепыш». Это помогает  дошкольнику  легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

        Важным показателем эффективности работы дополнительного образования в ДОУ является общий процент охвата дошкольников от списочного количества детей в детском саду (38%).   Воспитанники ДОУ продолжают свое развитие в городских  центрах дополнительного образования «Исток», ДШИ, ДЮСШ, «Хрустальные грани».

      Наши воспитанники на протяжении нескольких лет являются номинантами и победителями различных конкурсов детского художественного и музыкального творчества на муниципальном и региональном  уровне.   Постоянно функционируют художественные выставки детских и детско-взрослых  работ.  Статус учреждения  и конкурентоспособность выросли.

        Благодаря созданным условиям в ДОУ  решаются задачи   способствующие успешной социализации ребенка:

  • Реализация общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями; 
  • Обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего учреждения руководствовались принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, а так же ориентировались на требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, изложенные в проекте, подготовленным Федеральным институтом развития образования:
  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности-динамичности;
  • Полифункциональности;
  • Гендерный подход.
  • Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.

       Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей.   Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно способствовать индивидуальному развитию  каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.       Индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.  

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

-  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, выявляя их интересы и сильные стороны, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим  создает  условия,  которые  помогают  детям  реализовывать  их  собственные  цели.     Наблюдение  за влиянием  этих  условий  на  достижение  поставленных  детьми  целей предпринимает действия:   если  цели  были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей  и  т.д.);  если  цели  не  были  достигнуты  –  пересматриваются  условия.   

      Расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.  Интерьер групп    организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров, материалов, объектов социальной действительности. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

     Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.    

      Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также   учитывают интересы детей и связаны с определенными центрами. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

-       делают выбор;

-       активно играют;

-       используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

-       работают все вместе и заботятся друг о друге;

-       отвечают за свои поступки.

       Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и  интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предлагает детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, оказывает прямую помощь в овладении сложным умением в соответствие с зоной ближайшего развития.

      При таком подходе ребенок   растет и развивается в своем собственном темпе, а  воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство, помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Для этого   обогащаем  среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

  • Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья, в дошкольном детстве, - это важная составляющая качественного образования в целом. Так как именно “благополучный” ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В дошкольном учреждении грамотно выстроена психолого-педагогическая деятельность.
  • Еще одним важным условием социального развития ребенка является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.  Главная цель: Развитие самостоятельной, активной, инициативной  ….   личности.  Социальное развитие личности осуществляется в деятельности: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром в самостоятельной деятельности, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в совместной деятельности.    В режиме дня   отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми и реализовывать свои интересы и способности, пройдя  путь от   самоутверждения к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
  • Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.   Основным средством игровой  деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами детского сада разработаны проекты социально-ориентированной направленности:
  • “Зеленый огонек”;
  • “Здоровый малыш”;
  • “Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);
  • “Наша дружная семья”;
  • “Герб семьи”;
  • “Наша родина - Россия”.

       Проекты реализуются через различные формы совместной деятельности. Традиционными   стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, участие в акциях.

       Безусловно, сегодня еще не решены все проблемы ДОУ но они находятся в стадии решения.

Перспективы:

  • Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также  теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработать соответствующую нормативно-правовую базу.
  • Внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели  предметно-пространственной среды и интеграцию   инновационных технологий.

• Продолжать поиск источников дополнительного финансирования, разработку стратегий по привлечению спонсорских средств.  

•  Расширение социальных связей и  социального партнерства ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

Доклад и презентация «Роль профсоюзной организации в создании условий для сохранения здоровья работников образовательного учреждения»

В презентации описан опыт работы профсоюзного актива по созданию условий для сохранения здоровья сотрудников детского сада: профилактике эмоционального выгорания педагогов, созданию благоприятного мик...

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Обобщение положительного опыта работы педагога для создания условий благоприятной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному учреждению....

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье представлен опыт работы педагогов по созданию условий для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках дошкольного образовательного учреждения. Автором описаны методы и приемы работы с де...

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению».

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению». Как правило под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду. Э...