Проектная культура педагога как часть профессиональной компетентности
методическая разработка
Профессиональная компетентность педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональная компетентность педагога | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Костенко Елена Николаевна
Проектная культура педагога
как часть профессиональной компетентности
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.
Имеет существенное значение тот факт, что современный педагог должен владеть рядом универсальных и профессиональных компетенций.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Сегодня в науке и практике усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых является технология проектирования.
В настоящее время феномен проектной культуры не только все более привлекает внимание исследователей, но и становится одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса. И. Л. Белова, характеризует проектную культуру как профессионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности.
Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.
Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются: серьезная подготовка педагогов к организации проектирования; дидактическое, методическое и материально – техническое обеспечение.
Поэтому в детском саду был проведен семинар – практикум по проектной деятельности «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ». При планировании работы семинара были поставлены следующие задачи подготовки педагогов к проектной деятельности:
1. Развивать навыки планирования (четкое формулирование цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств)
2. Совершенствовать навыки сбора и обработки информации.
3. Развивать прогностические умения (предполагаемый результат деятельности) и экспертно – аналитические умения (креативность и критическое мышление)
4. Формировать позитивное отношение к проектной деятельности.
На семинаре учились решать поставленные задачи, разработали методические рекомендации в рамках проектной деятельности.
Цель рекомендаций – развитие проектной культуры в образовательном процессе. Применение данных рекомендаций способствовало созданию разнообразных проектов ДОУ: «Моя родное село Ездочное», «В гостях у Светофорчика», «Семья», «Развитие речи детей через использование песочной терапии», «С чего начинается Белгородчина» и многие другие.
Педагоги учились поэтапному составлению проекта, определенной последовательности:
- определять актуальность проблемы и задач проектной деятельности
- выдвигать проектную гипотезу
- отбирать методы исследования
- оформлять конечные результаты проектной деятельности
- собирать, систематизировать и анализировать полученные данные
- подводить итоги практической деятельности
- формулировать выводы и выдвигать новые проблемы для исследования
- распространять опыт (презентация опыта, творческие отчеты)
Был подобран и систематизирован материал по оформлению папки проекта. Составление папки проекта – творческая работа, главная цель которой – в минимальном объеме дать максимум информации об организации детско-взрослого образовательного проектирования в группе. Важно представить не только конечный результат, но и способ, с помощью которого он получен. В папке проекта описывается конкретная работа над проектом, указываются вид и форма презентации.
В состав папки проекта могут входить:
- планы
- конспекты занятий, сценарии и т.д.
- вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из каких – либо источников
- записи всех идей и гипотез детей
- эскизы, наброски, чертежи детской деятельности
- фотографии
- материалы к презентации
Большое место в работе уделили презентации и защите проекта, так как презентация имеет большое значение:
- предоставляет педагогам возможность для публичного выступления, самовыражения
- повышает мотивацию, интерес к профессиональной деятельности
- обучает педагогов умению презентовать свою работу
- обучает педагогов технологии проектной деятельности
Так, высоким результатом проектной деятельности стало использование метода проектов при обучении детей ПДД. В детском саду были реализованы ролево-игровые и творческие проекты с использованием нетрадиционных технологий: «Мой друг - Светофорчик», «Изучаем ПДД с камешками Марблс», «ПДД в стране Бизибордии», «В стране Правил Дорожного Движения», «Помоги Лунтику узнать ПДД». Педагогический коллектив МБДОУ «Сказка» с.Ездочное стал победителем муниципального этапа регионального смотра-конкурса «Зелёный огонёк» в номинации «Материалы деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ДОУ».
Вся эта работа в системе позволила наиболее эффективно работать с детьми, творчески решать задачи воспитания и обучения детей, повысить интерес детей и родителей.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Совместная работа взрослых и детей над проектом будет успешной, если вы будете придерживаться следующих правил:
1 Глубоко изучите тематику проекта.
2 При составлении совместного плана работы с детьми над проектом
поддерживайте детскую инициативу.
3 Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4 Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик.
5 Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с
опорой на детский личный опыт.
6 Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения
проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться
высказываться.
7 Последовательно и регулярно работайте над проектом.
8 В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с
ребенком, используя индивидуальный подход.
9 Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Методические рекомендации к составлению плана проекта
(по Л. С. Киселевой)
Этапы разработки и проведения проекта:
- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
- Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- Обсудить план с семьями;
- Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
- Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
- Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);
- Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;
- Дать домашние задания родителям и детям;
- Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);
- Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.);
- Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...
выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»
сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...
опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
опыт работы преднозначен для старших воспитателей и воспитателей работающих по проектной технологииИнформация об опытеУсловия...
Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...
Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...
Педагогическая культура как явление профессиональной компетентности педагога
Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для...
Организация работы по ранней профориентации в ДОУ как неотъемлемая часть повышения профессиональной компетентности педагогов. (Аллея стартапов)
Сценарий проведения дискуссионной площадки с воспитателями ДОУ...