ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
методическая разработка
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий при подготовке их к обучению в школе.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают:
· конкретность и четкость цели и задач;
· наличие этапов: первичной диагностики;
· отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
· использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс (описание процесса достижения планируемых результатов обучения).
В ДОУ применяются следующие педагогические технологии:
Воспитательные технологии - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека.
Обучающие технологии включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы.
Развивающие технологии - это специально организованное, в соответствии с законами психического развития детей, обучение.
Система развивающей технологии представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических условий и специфику психических процессов у детей на разных этапах технологии.
Целью развивающей технологии обозначено формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Конечная цель развивающей технологии обеспечение условий становления ребенка как субъекта учебной деятельности.
Главными элементами развивающей системы являются: знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий.
Для развивающих технологий конкретные знания являются прежде всего средством достижения главной цели - развития интеллектуальных возможностей ребенка.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Технологии свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Таким образом, личностно-ориентированная технологии характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.
Игровые технологии (игровая деятельность). Игра на ряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссозданием и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требуется адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностями.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:
· психологическую (она касается деятельности детей);
· педагогическую (она представляет организацию учебного процесса).
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для детей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения:
· при объяснении,
· закреплении,
· контроле.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей; педагогов и родителей.
Цель– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику д/с и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1.Медико-профилактические технологии
2. Физкультурно-оздоровительные технологии
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
6. Технологии валеологического просвещения родителей
Каждая из технологий имеет оздоровительную направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии, обеспечивающие качество дошкольного образования.
Представлены в статье современные технологии....
Использование современных педагогических технологии в системе дошкольного образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...
Доклад к педагогическому совету «Повышение качества дошкольного образования» Бельковой Л.В.
laquo;Тематическое планирование в ДОУ, как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса»...
«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации ФГОС ДО. Предлагается авторское видение создания и разработки информационых программ...
«Системный подход к созданию условий, обеспечивающих качество дошкольного образования».
Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требован...
Технология оценки качества дошкольного образования по результатам мониторинга
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования...
Педагогическая практика повышения качества дошкольного образования через художественную литературу «Взрослый – герой книги для маленьких»
В статье продемонстрирована важность представления образа взрослого в детских книгах. Показано, как с помощью литературы дети учатся отличать отрицательных героев от положительных, а негативные поступ...