Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
статья
В современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется вопросам методического сопровождения педагогов. Переоценивается методическая работа, создаются модели методической службы, отвечающие новым требованиям, внедряются перспективные направления и формы работы с педагогами. При этом в условиях каждого ДОУ выстраивается свой механизм сопровождения педагогического коллектива с учетом специфики учреждения, реализуемой образовательной программы, кадрового, материально – технического обеспечения, а также уровня компетентности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
В современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется вопросам методического сопровождения педагогов. Переоценивается методическая работа, создаются модели методической службы, отвечающие новым требованиям, внедряются перспективные направления и формы работы с педагогами. При этом в условиях каждого ДОУ выстраивается свой механизм сопровождения педагогического коллектива с учетом специфики учреждения, реализуемой образовательной программы, кадрового, материально – технического обеспечения, а также уровня компетентности педагогов.
Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического и духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Актуальным этот вопрос является именно в этом году - 75 годовщины Победы в Великой отечественной войне.
Результаты изучения вопроса готовности педагогов по формированию личности юного патриота в ДОУ свидетельствуют о недостаточном уровне готовности педагогов к реализации патриотического воспитания: у них отсутствует мотивация к работе в данном направлении, сказывается недостаточное владение краеведческими знаниями и личностно – развивающими технологиями.
Исходя из этого в МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» была разработана система методического сопровождения педагогов по формированию патриотизма у дошкольников с учетом задач годового плана работы, а также программы развития ДОУ.
В качестве основных задач методической работы были выделены:
- Расширение знаний воспитателей об историческом прошлом родного города Новочебоксарска;
- Внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий;
- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Методическую работу с педагогами можно представить в виде совокупности нескольких блоков:
- Когнитивный – сбор и систематизация информационного материала;
- Мотивационно – установочный – формирование понятийного аппарата и осознание актуальности данной проблемы;
- Методический – апробация и дальнейшее применение педагогами инновационных технологий, методов и форм работы (проектная деятельность, семейные экскурсии, тематические коллажи, акции, репортажи с места событий др.)
- Организационно – деятельностный – совместная деятельность в системе «педагог – дети – родители – социум»
- Достижение конечного результата сопровождения –определенного уровня профессиональной компетентности – возможно при формировании ее компонентов в следующей последовательности: мотивационно – установочный, методический, организационно – деятельностный блоки. Не менее значимым является когнитивный – накопление педагогами знаний об историческом прошлом родного города, пронизывающий все остальные.
Детальный структурно – функциональный анализ элементов процесса сопровождения педагогов в рамках патриотического воспитания дошкольников позволяет системно представить механизм повышения компетентности сотрудников ДОУ.
Реализация системы сопровождения предусматривает мониторинг деятельности для рефлексивно- оценочного анализа методической работы. На каждом этапе ( блоке) мониторинг имеет сое значение.
Так, когнитивный блок предполагает самостоятельное отслеживание педагогом ходом освоения знаний о родном городе, республике. Для этого в течение учебного года методический кабинет ДОУ пополняется современной методической литературой по нравственно - патриотическому воспитанию, подборками материалов о городе: фотографии, буклеты, серии открыток, плакаты, DVD-диски, стихи поэтов, очерки о природе, литература с историческими сведениями. Кроме того, в помощь педагогам, разработана презентация «Новочебоксарск от «А» до «Я» и материалы для проверки знаний: кроссворды, шарады, тесты о родном городе. Педагоги также принимают активное участие в пополнении методической копилки.
Мотивационно- установочный блок предусматривает диагностику готовности педагогов к краеведческой работе, выявление «носителя» передового педагогического опыта.
На методическом этапе используется рефлексия как результат овладения педагогом краеведческой компетентностью. На организационно – деятельностном этапе сопровождения необходим анализ динамики развития педагогического коллектива в работе по краеведению, формированию патриотического сознания у детей.
Содержательный компонент данной модели сопровождения раскрывает основные направления работы методической службы по повышению компетентности педагогов предусматривает следующие формы: консультации, семинары, педагогический совет, деловые игры, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и т.д.
С целью активизации педагогов в рамках работы по формированию у детей патриотизма в ДОУ организуются тематические выставки, проводятся конкурсы дидактических игр по краеведению. Кроме того, по сложившейся традиции педагогический коллектив вместе с воспитанниками и их родителями участвуют в различных городских мероприятиях:
- День города, конкурс рисунков;
- Парад детских колясок, парад велосипедистов;
- Фестиваль «Счастливая семья, счастливое детство»
- Дворовые праздники «Выходи гулять!»
- Спортивные праздники «Кросс наций», легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Грани»
- Зимний фестиваль «Снежные фигуры»;
- Парад Победы, акция «Свеча Памяти» и др.
Все это активизирует творческий потенциал педагогов, способствует включению в воспитательно – образовательный процесс дошкольников и их родителей.
Наряду с традиционными формами организации образовательной деятельности с детьми в течение года в ДОУ организуются выездные экскурсии в музей космонавтики в село Шоршелы, на родину третьего космонавта А,Г.Николаева, пешие экскурсии на берег реки Волги, к памятникам погибшим воинам в Великой отечественной войне.
Большое значение для патриотического воспитания имеют праздники и развлечения. Неслучайно в план работы ДОУ включены праздники народного календаря, приуроченные к Рождеству, Пасхе, Масленнице и др., а также государственные праздники. Периодичность их проведения позволяет детям усваивать материала с младшего возраста до школы, постепенно углубляя свои знания. Особенностью сезонных праздников в ДОУ является их эколого- краеведческая направленность.
Ежегодное проведение в дошкольном учреждении военно – спортивных праздников «Зарничка» с участием военнослужащих, кадетов, приглашение ветеранов ВОВ и тыла на праздничные концерты, посещение ветеранов на дому, приуроченные ко Дню Победы, способствуют формированию у детей чувства уважения к защитникам Родины, воспитанию у них гражданских чувств.
Таим образом, методически грамотное руководство работой педагогов позволяет систематизировать и активизировать их деятельность по наравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Результатом данной системы сопровождения деятельности педагогического коллектива является формирование у подрастающего поколения основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к историческому , культурному и этническому наследию. А главное – в совместной деятельности с педагогами и родителями они приобретают умение ценить и хранить то, что создали для нас предки, учатся уважать историю своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио»
Статья адресована старшим воспитателям ДОУ, заместителям заведующих по ВМР. Данный материал поможет грамотно и своевременно помочь педагогам в оформлении собственного потрфолио ....
Сообщение для старших воспитателей и заведующих "Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания"
В материале отражён механизм сопровождения педагогического коллектива по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с учётом специфики учреждения. реализуемой программы, кадрового, материально...
Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического и духовно – нравствен...
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....
Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет
Опыт работы представлен по двум направлениям: теоретические вопросы управления по организации речевого развития дошкольников; управление работой педагогов в рамках образовательного проекта по развитию...
Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников"
Краткая аннотация проектаНовые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий ...
Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "
Краткая аннотация проекта Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...