Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
статья

Федорова Екатерина Витальевна

В современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется вопросам методического сопровождения педагогов. Переоценивается методическая работа, создаются модели методической службы, отвечающие новым требованиям, внедряются  перспективные направления и формы работы с педагогами. При этом в условиях каждого ДОУ выстраивается свой механизм сопровождения педагогического коллектива с учетом  специфики учреждения, реализуемой образовательной программы, кадрового, материально – технического обеспечения, а также уровня компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.

В современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется вопросам методического сопровождения педагогов. Переоценивается методическая работа, создаются модели методической службы, отвечающие новым требованиям, внедряются  перспективные направления и формы работы с педагогами. При этом в условиях каждого ДОУ выстраивается свой механизм сопровождения педагогического коллектива с учетом  специфики учреждения, реализуемой образовательной программы, кадрового, материально – технического обеспечения, а также уровня компетентности педагогов.

Особого внимания заслуживает сопровождение   педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического  и духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Актуальным этот вопрос является именно в этом году -  75 годовщины  Победы в Великой отечественной войне.  

Результаты изучения вопроса готовности педагогов по формированию личности юного патриота в ДОУ  свидетельствуют о недостаточном уровне готовности педагогов к реализации патриотического воспитания: у них отсутствует мотивация к работе в данном направлении, сказывается недостаточное владение краеведческими знаниями и личностно – развивающими технологиями.

Исходя из этого в МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»  была разработана система методического сопровождения педагогов по формированию патриотизма у дошкольников с учетом задач годового плана работы, а также программы развития ДОУ.

В качестве основных задач методической работы были выделены:

  • Расширение знаний воспитателей об историческом прошлом родного города Новочебоксарска;
  • Внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий;
  • Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Методическую работу с педагогами можно представить в виде совокупности  нескольких блоков:

  • Когнитивный – сбор  и систематизация информационного материала;
  • Мотивационно – установочный – формирование понятийного аппарата и осознание актуальности данной проблемы;
  • Методический – апробация и дальнейшее применение педагогами инновационных технологий, методов и форм работы (проектная деятельность, семейные экскурсии, тематические коллажи, акции, репортажи с места событий др.)
  • Организационно – деятельностный – совместная деятельность  в системе «педагог – дети – родители – социум»
  • Достижение конечного  результата сопровождения –определенного уровня профессиональной компетентности – возможно  при формировании ее компонентов в следующей последовательности: мотивационно – установочный, методический, организационно – деятельностный блоки. Не менее значимым является когнитивный – накопление педагогами знаний об историческом прошлом родного города, пронизывающий все остальные.

Детальный структурно – функциональный анализ  элементов процесса сопровождения педагогов в рамках патриотического воспитания дошкольников позволяет системно представить механизм повышения компетентности сотрудников ДОУ.

Реализация системы сопровождения предусматривает мониторинг деятельности для рефлексивно- оценочного анализа методической работы. На каждом этапе ( блоке) мониторинг имеет сое значение.

Так, когнитивный блок предполагает самостоятельное отслеживание педагогом ходом освоения знаний о родном городе, республике. Для этого в течение учебного года методический кабинет ДОУ пополняется современной методической литературой по нравственно -  патриотическому воспитанию, подборками материалов о городе: фотографии, буклеты, серии открыток, плакаты, DVD-диски, стихи поэтов, очерки о природе, литература с историческими сведениями. Кроме того, в помощь педагогам,  разработана презентация «Новочебоксарск от «А» до «Я» и материалы для проверки знаний: кроссворды, шарады, тесты о родном городе. Педагоги также принимают активное участие в пополнении методической копилки.

Мотивационно- установочный блок предусматривает диагностику готовности педагогов к краеведческой работе, выявление «носителя» передового педагогического опыта.

На методическом этапе используется рефлексия как результат овладения  педагогом краеведческой компетентностью. На организационно – деятельностном этапе сопровождения необходим анализ динамики развития педагогического коллектива в работе по краеведению, формированию патриотического сознания у детей.

Содержательный компонент данной модели сопровождения раскрывает основные направления  работы методической службы по повышению компетентности педагогов предусматривает следующие формы: консультации, семинары, педагогический совет, деловые игры, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и т.д.

С целью активизации педагогов в рамках работы по формированию у детей патриотизма в ДОУ организуются тематические выставки, проводятся конкурсы дидактических игр по краеведению. Кроме того, по сложившейся традиции педагогический коллектив вместе с воспитанниками и их родителями участвуют в различных городских мероприятиях:

  • День города, конкурс рисунков;
  • Парад детских колясок, парад велосипедистов;
  • Фестиваль «Счастливая семья, счастливое детство»
  • Дворовые праздники «Выходи гулять!»
  • Спортивные праздники «Кросс наций», легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Грани»
  • Зимний фестиваль «Снежные фигуры»;
  • Парад Победы, акция «Свеча Памяти» и др.

Все это активизирует творческий потенциал педагогов, способствует включению в воспитательно – образовательный процесс дошкольников и их родителей.

Наряду с традиционными формами организации образовательной деятельности с детьми в  течение года в ДОУ организуются выездные экскурсии в музей космонавтики в село Шоршелы, на родину третьего космонавта А,Г.Николаева, пешие экскурсии на берег реки Волги, к памятникам погибшим воинам в Великой отечественной войне.

Большое значение для патриотического воспитания имеют праздники и развлечения. Неслучайно в план работы ДОУ включены праздники народного календаря, приуроченные к Рождеству, Пасхе, Масленнице и др., а также государственные праздники. Периодичность их проведения позволяет детям усваивать материала с младшего возраста до школы, постепенно углубляя свои знания. Особенностью сезонных праздников в ДОУ является их эколого- краеведческая направленность.

 Ежегодное проведение в дошкольном учреждении военно – спортивных праздников «Зарничка» с участием военнослужащих, кадетов, приглашение ветеранов ВОВ и тыла на праздничные концерты, посещение ветеранов на дому, приуроченные ко Дню Победы, способствуют формированию у детей чувства уважения к защитникам Родины, воспитанию у них гражданских чувств.

Таим образом, методически грамотное руководство работой педагогов позволяет систематизировать и активизировать их деятельность по наравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Результатом данной системы сопровождения деятельности педагогического коллектива является формирование у подрастающего поколения основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к историческому , культурному и этническому наследию. А главное – в совместной деятельности с педагогами и родителями они приобретают умение ценить и хранить  то, что создали для нас предки, учатся уважать историю своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио»

Статья адресована старшим воспитателям ДОУ, заместителям заведующих по ВМР. Данный материал поможет грамотно и своевременно помочь педагогам в оформлении собственного потрфолио ....

Сообщение для старших воспитателей и заведующих "Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания"

В материале отражён механизм сопровождения педагогического коллектива по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с учётом специфики учреждения. реализуемой программы, кадрового, материально...

Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.

Особого внимания заслуживает сопровождение   педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического  и духовно – нравствен...

ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....

Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет

Опыт работы представлен по двум направлениям: теоретические вопросы управления по организации речевого развития дошкольников; управление работой педагогов в рамках образовательного проекта по развитию...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников"

Краткая аннотация проектаНовые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий ...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...