Программа "Моя страна - моя Россия,мой край родной, мой город милый"
рабочая программа

Кривошеина Марина Васильевна

Первые годы жизни  ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_regionalnyy_komponent.docx64.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Программа

«Моя страна - моя Россия,

мой  край родной, мой город милый»

для детей среднего и старшего

 дошкольного возраста (4 -7 лет)

(Региональный компонент)

Срок реализации: 3 года

Составитель: Кривошеина Марина Васильевна- воспитатель

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Пояснительная записка…………………………………………..4
  3. Реализация Программы………………………………………….7
  4. Тематическое планирование. Ожидаемый результат….………9
  5. Мониторинг……………………………………………………….11
  6. Информационное обеспечение…………………………………..12
  7. Материально-техническое обеспечение…………..…………….13
  8. Приложение……………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

                «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества.. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества»

В.А. Сухомлинский

       Первые годы жизни  ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

        Необходимо воспитывать детей так, чтобы они осознавали себя, с одной стороны, детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой – детьми своей республики, страны и, наконец, жителями Земли.

       Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребенка, поэтому основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка.

      Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

      Необходимо также создание определенных условий для разностороннего развития творческих способностей ребенка, инициативности, самодеятельности, организованности, успешной социализации в обществе; формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках  конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и не заметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма  являются глубинные чувства и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Интерес к родному краю, его людям формирует жизнеутверждающее мировоззрение, дает основу созидательной деятельности.

Чувство любви к Родине у дошкольника формируется постепенно, вырастая из любви к близким, родному краю и осознания причастности к судьбе страны. Только совместное воздействие, семьи, ближайшего окружения, детского сада позволит воспитать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам.

                  Региональный компонент в содержании дошкольного образования, сочетающий федеральный и региональный аспекты, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования, что позволяет осуществлять единую стратегию воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.            

        Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает:

  • Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  • Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому - культурно-историческим фактам.
  • Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: интеграция различных видов деятельности.
  • Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи русского быта, предметно декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

        Целью программы является воспитание уважения к своей семье, своему народу, любви к Родине, гордости за неё.

        Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формирование представлений о России как о родной стране;

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

        Программа рассчитана на детей в возрасте 4-7 лет. Для неё разработан комплексный перспективный план, в котором работа с детьми подробно расписана  на каждый месяц.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип интеграции - реализация непосредственно образовательной деятельности в связи с другими специфическими  детскими вилами деятельности (игра, театрализованная деятельность, музыка, художественное творчество и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
  • принцип краеведения - максимальное включение в образовательный процесс культуры Красноярского края;
  • принцип тематического планирования - подача изучаемого материала по тематическим блокам: семья, детский сад, город, край, Россия;  
  • принцип последовательности - планирование изучаемого познавательного материала последовательно от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип развития личностных качеств - формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, городу, его жителям.

       Основной формой работы является непосредственно образовательная деятельность, которая организуется фронтально, подгруппами, индивидуально. Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям, что позволяет объединить различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля. Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель определяет тематику и содержание работы.

      Наряду с непосредственно образовательной деятельностью с детьми проводятся праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, спортивные, организуются выставки детского творчества. В них принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.  Организованы кружки по театрально-танцевальной деятельности  «Золотой ключик», «Задоринки», детско-родительский клуб "Ромашка".

          Немаловажным фактором является предметно-развивающая среда, поэтому в дошкольном учреждении функционирует детская  библиотека, в фонд которой входят произведения поэтов и писателей родного края и города, а также слайдовые презентации и обучающие программы. Оформлена комната краеведения, где имеется уголок русского быта.   В группах организованы мини-музеи: "Картины старины", "Русское подворье", «Север Красноярского края», создан виртуальный музей, где собраны предметы  быта русского народа, старины и для сравнения предметы современности.  Для ознакомления детей с достопримечательностями города  оформлена фотогаллерея «Мой город».

    Работа ведется в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями: детской городской библиотекой, школами № 12,18, городским краеведческим музеем и выставочным залом.

             Особое внимание уделяется работе с родителями. Они принимают участие в праздниках, экскурсиях, играх, выставках, активно обсуждают вопросы эколого-краеведческого воспитания на родительских собраниях, семинарах, круглых столах.

             Содержание программы систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте:

  • "Мой родной дом - семья, детский сад" - 4-5 лет;
  • "Мой родной дом - Красноярский край, город Ачинск" - 5-6 лет;
  • "Мой родной дом - Россия" - 6-7 лет.

Реализация Программы

Программно-методический материал регионального компонента выстраивается по разделам: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое воспитание.

Разделы работы

Основное содержание

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья»

Обычаи  и традиции семьи,

составление родословной и герба семьи.

«Наш район»

Обзорные экскурсии по микрорайону, целевые

прогулки к учреждениям (магазин, школа,

детская библиотека, парикмахерская,

почта, аптека, банк, вокзал).

«Мой родной Ачинск»

Обзорная экскурсия по городу, беседы о гербе, промышленности, транспорте, улицах города и людях,

 в честь, которых они названы, почетных гражданах Ачинска. Посещение музея, выставочного зала, театров.

 Чтение произведений ачинских писателей и поэтов о городе, конкурсы чтецов.

«Край, в котором я

живу»

Рассматривание географической карты края, фотографий.

Беседы о растительном и животном мире Красноярского края, красная книга Красноярья, беседа об истории края, легенды, просмотр DVD «Тысяча фотографий о Красноярске»,

«Природа Саян», «Красноярские Столбы».  

«Природа Красноярского края»

Экскурсия по экологической тропе  ДОУ в уголок леса. Циклические наблюдения за природой и погодой, проведение акций: «Елочка - зеленая иголочка», «Сохраним природу родного края», «Помоги зимующим птицам», «Наши пернатые друзья», «День Земли».

Досуговые мероприятия: «Праздник Осени»,

КВН, «Экологическое ассорти».

«Развитие связной речи детей через приобщение

их к истокам русской народной культуры»

Народные традиции, промыслы, приметы, праздники календарно-земледельческого цикла, «Коляда», «Масленица», «Веснянка». Слушание  аудиозаписи «Сказки народов севера».

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное

искусство

Ознакомление с творчеством художников

Красноярского края, посещение  выставок картин в выставочном зале. Освоение техники урало-сибирской росписи (гжель, хохлома, городец).

Организация выставок детского творчества.

Народно-прикладное искусство

Посещение выездных выставок. Просмотр слайдовых презентаций, экспозиций виртуального музея. Лепка предметов посуды, ремесло глиняной игрушки. Биссероплетение, работа с берестой.

Музыкальная культура

Разучивание народных песен, потешек, частушек,

хороводов регионального содержания. Ознакомление с народными музыкальными инструментами. Прослушивание колыбельных народов Красноярского края.

Физическое воспитание

Игры народов Красноярского края

«Снежный биатлон», «Соболята, медвежата, белочки», «Звери на снегу», «Шишки, желуди, орехи», «Охота», «Эвенкийский футбол», «Льдинки, ветер и мороз», «Важенка и оленята», «Каюр и собаки», «Белый шаман»

Учебный план на 2012-2013 учебный год:

Виды деятельности

Средний дошкольный возраст 4-5лет

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Старший дошкольный возраст6-7 лет

Непосредственно образовательная деятельность по краеведению

18 часов

20 часов

20часов

Дополнительная образовательная деятельность (кружки, клубы, мини – музеи)

20 часов

19 часов

           

            В  соответствии с требованиями СанПина в младшем дошкольном возрасте   (4-5 лет) продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности -  не более 20 минут; в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут.  Непосредственно образовательная деятельность  по краеведению осуществляется 2 раза в месяц в образовательной области – «Познание», интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация». Дополнительная образовательная  деятельность осуществляется в совместной работе  воспитателя с детьми.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

«Мой родной дом – семья, детский сад» – 4-5 лет

1

«Что я знаю о себе»

1

2

«Взрослые и дети»

1

3- 4

«Я и моя семья»

2

5

«Наши имена и фамилии»

1

6

«Как мы отдыхаем»

1

7

«Семейные праздники и традиции»

1

8

«Детский сад – моя вторая семья»

1

9

«Кто нас воспитывает»

1

10

«Мои друзья»

1

11

«Как понять друг друга»

1

12

«Учимся играть и работать дружно»

1

13

«Участок детского сада»

1

14-15

В гости к Почемучке (библиотека «умных книг»)

2

16

«Экскурсия в библиотеку детского сада»

1

17 -18

«Правила поведения для воспитанных детей»

2

Ожидаемый результат

Ребенок  имеет  элементарное представление о родном доме.

Знает домашний адрес.

Осознает  себя сыном (дочкой), мальчиком (девочкам).

Знает  свое имя, фамилию.

Знает членов семьи по именам.

Имеет представления о детском саде – первой общественной среде, о его сотрудниках.  Освоил понятие – я воспитанник детского сада.

Знает элементарные правила культурного поведения.

«Мой родной дом – Красноярский край, город Ачинск» – 5-6 лет

1

«От острога до наших дней»

1

2

«Мой родной Ачинск»

1

3

«Символика города»

1

4

«Памятные места родного города»

1

5

«Ачинск спортивный»

1

6

«Город – труженик»

1

7

«Люди, прославившие Ачинск»

1

8

«Городской транспорт»

1

9

«Край, в котором мы живем»

1

10

«Краевой центр – город Красноярск»

1

11-12

«Край северный, край суровый»

2

13-15

«Растительный мир Красноярского края»

3

16

«Зеленая аптека»

1

17-19

«Путешествие в тайгу»

3

20

«Красная книга Красноярского края»

1

Ожидаемый результат

Знает название малой родины – города, края; элементарные особенности малой родины.

Имеет представление о себе как о жителе данной местности.

Имеет представление о жизни и труде взрослых; промышленности города.

Имеет представление о природе города, края.

Имеет представление о достопримечательностях города, края.

Проявляет любовь к родному городу, краю, гордиться им.

«Мой родной дом – Россия» – 6-7 лет

1-3

«Как жили люди на Руси»

3

4

«Россия – Родина моя»

1

5

«Москва – столица нашего Отечества»

1

6-8

«Государственные символы России»

3

9-10

«Неофициальные символы России»

2

11

 «Мы россияне»

1

12

«Знаменитые люди России»

1

13

«Вооруженные силы России. Эмблемы и символы»

1

14

«Культура  и традиции русского народа»

1

15-16

«Народные промыслы»

2

17-18

«Растительный и животный мир»

2

19

«Подземная кладовая»

1

20

«Охрана окружающей среды»

1

Ожидаемый результат

Имеет представление о том, что он является жителем страны – России.

Знает государственные символы, название столицы государства.

Имеет представления о роли труда взрослых.

Имеет обобщенные представления о великих людях России.

Имеет обобщенные представления о растениях и животных, их приспособлении

к среде обитания.

Понимает роль человека в сохранении  и нарушении  экосистемы.

Испытывает чувство гордости за свою родину.

Мониторинг

Для оценки эффективности реализации программы разработаны критерии, позволяющие определять уровень сформированных представлений, знаний и умений по тематическим блокам, учитывая сформированность мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

За основу мотивационного компонента использовались такие методы, как беседа, наблюдение, анкетирование всех участников образовательного процесса.

Когнитивный компонент оценивался: путем изучения сформированности у детей конкретных знаний.

Деятельностный компонент оценивался путем изучения конкретных умений и навыков, для этого использовали такой метод, как оценка продуктов деятельности ребенка – рисунков, аппликаций, пластических форм, рассказов, стихов и сказок, придуманных детьми.

«Родная страна»

Знание  названия  нашей

страны

Умение  узнавать

государственный флаг,

герб РФ и других стран

Знание символического

значения цветов флага,

герба

Знание  правил поведения

во время звучания

 государственного гимна

Знание, что столица

России - Москва

Знание имен

Знаменитых

соотечественников

Знание названий крупных

городов и рек России

«Родной город»

Название

родного города,  края

Знает название улиц

 ближайшего окружения

Название реки

Домашний адрес

Название профессий

 родителей

Название

достопримечательностей

города

Транспорт родного города:

 виды, название,

 назначение. Название

транспортных профессий.

Имеет представление о

наиболее значимых событиях

 в истории города, края

Знает, почему край, город, в котором живет, так называется

Имеет представление о

 символике города, края

Задает вопросы об истории

 родного края, города

«Родная природа»

Название времен года,

приметы сезонных

изменений

в родном городе

Названия  диких

животных

родного края,

 их повадки,

жилища

Название

зимующих и

 перелетных  птиц

родного края

Название лекарственных

растений

родного края

Название растительности

родного края:

деревья,

кустарники,

 грибы, ягоды

«Родная культура»

Знание русских народных сказок, сказок народов Красноярского края

Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине

Знание предметов декоративно – прикладного искусства

Знание народных праздников и их назначения

Гжель

Хохлома

Дымковские игрушки

Богородские игрушки

Рождество

Масленица

Пасха

Информационное обеспечение:

-  учебно-методическая литература:

  1. Мой родной дом. Программа нравственно патриотического воспитания дошкольников/ Н.А. Арапова – Пискарева. М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
  2. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (старшая группа)/ Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством./ И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. СПб.: «Детство-Пресс», 2009 .
  4. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СПб.: «Детство-Пресс», 2002 .
  5.  Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы  о временах года и о погоде / Сост. Т.Д. Рыженков. М,; Современник, 1991.
  6. От осени до лета: Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / Сост. Л.А. Владимировская. – Волгоград: Учитель, 2004.
  7. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие / О.Н. Баранникова. М.: АРКТИ, 2007.
  8. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
  9. Художественная культура Красноярского края. Учебное пособие/ Г.В. Раицкая. Красноярск «ПИК «Офсет», 2007

-  художественная литература по теме;

-  видеотека и аудиотека.

Материально-техническое обеспечение:

- библиотека, центры краеведения, мини-музеи;

- фотогаллерея «Мой город»;

- макеты природных зон;

- коллекции растений, камней и полезных ископаемых;

- географические карты России, края;

- план – схема города Ачинска,  атласы;

- наглядно-методические пособия;

- серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями;

- дидактические игры;

-  мультимедийный проектор, экран, DVD-проигрыватель, телевизор,   музыкальный центр, интерактивная доска.

Приложение 1

Дополнительная образовательная деятельность

в мини - музее «История старинных вещей».

 

Цель: Приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи:

- знакомство  детей с  жизнью и бытом русского народа;

-развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного);

- развитие творческих способностей, словаря ребенка;

- воспитание бережного отношения к экспонатам мини-музея.

Предполагаемый результат:

-   различают и называют предметы русского быта;

-  знают некоторые  традиции русского народа;

-  проявляют интерес при изготовлении знакомых им предметов старины;

- бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.

Сроки

Мероприятие, форма проведения

Цель

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Сентябрь

Экскурсия «Ах, эта русская изба»

Познакомить детей с  понятиями «музей», «коллекция», экспонатами группового мини-музея; рассказать о создании музеев и их значении.

Познавательный досуг «Русская народная игрушка»

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

Октябрь

Презентация «Как жили на Руси»

Познакомить детей с бытом и занятиями людей на Руси.

Досуг  «Русский народ и его истоки»

Знакомить с образом жизни людей, живших в другом времени.

Ноябрь

Беседа  «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг»

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Художественная мастерская «Роспись  ложки»

Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

Декабрь

Беседа  «Светит,  да не греет»

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Беседа  «Встреча Нового года на Руси»

Познакомить детей с историей возникновения праздника, обрядовой поэзией.

Январь

Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Настольный театр  с использованием экспонатов мини-музея по мотивам русских народных сказок

Способствовать развитию диалогической и монологической речи; развивать проявление актерского таланта.

Февраль

Беседа  «Что прячется в старинном сундуке»

Познакомить детей с национальной русской одеждой.

Дидактическая игра  «Покажи, что назову»

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Март

Презентация «Картины старины»

Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь.

Беседа  о блинах. Празднование Масленицы.

Развивать интерес к русским традициям.

Апрель

Беседа  «Сверху пар, снизу пар – шипит русский самовар»

Познакомить детей с русским самоваром (в сравнении с чайником); познакомить с церемонией чаепития на Руси; расширять лексический запас детей.

Дидактическая игра  «Что сначала, что потом»

Развивать умение различать  предметы быта прошлого и настоящего.

Май

Театрализованное  фольклорное представление

«Милости просим в нашу светлицу»

Продолжать знакомить детей с народными обычаями, традициями, праздниками; прививать любовь к родному дому; воспитывать интерес к русской народной песне и её жанровому разнообразию.

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Сентябрь

Беседа «Русские чудеса»

Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры; активизировать знания о русских народных ремеслах (дымковская, богородская игрушки).

Фольклорный праздник

«Игры русского народа».

Приобщать детей к русским народным играм.

Октябрь

Художественная мастерская «Русские избы в творчестве детей»

Учить изображать чудо – избы с резными деталями – украшениями фасада, закреплять  умение работать ножницами.

Беседа «Русская печь и изразец»

Познакомить детей с особенностями русской печи.

Ноябрь

Досуг «Щи да каша – пища наша»

Познакомить детей с русской кухней.

Беседа о традиции ткачества на Руси.

Познакомить детей с понятиями ткацкий станок, рушник, вышивка.

Декабрь

Игра – путешествие «Одежда наших предков»

Продолжать знакомить детей с женским и мужским народном костюмом, особенностями его изготовления и применения; расширять лексический запас детей словами и выражениями.

Художественная мастерская «Узоры - обереги»

Рассказать о значении узоров – оберегов;  развивать творчество в изготовлении элементов русского костюма.

Январь

Праздник «Русского валенка»

Приобщать детей к  истокам народного творчества.

Февраль

Беседа «Образ русского богатыря»

Дать понятие, что былинный богатырь – символ несгибаемого духа, славный защитник русской земли.

Просмотр мультфильма «Три богатыря», «Князь Владимир», «Добрыня Никитич» и др.

Март

Беседа «Как мы лечились в старину»

Познакомить детей с тем, как лечились люди в старину; формировать заботливое отношение к  своему здоровью через приобретение знаний о лекарственных травах.

Беседа «Баня моет, баня парит и здоровье нам поправит»

Познакомить с особенностями русской бани.

Апрель

Беседа «О русском храме»

Познакомить детей с православием, русским храмом.

Празднование Пасхи. Забавы для детей, крашение яиц.

Развивать интерес к русским традициям.

Май

Экскурсия в  школьный музей

Рассматривание экспозиции «Предметы крестьянского быта».

Викторина для детей и их родителей

«Картины старины»

Обобщать представления детей о старинных семейных обычаях;  разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;  воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Приложение 2

Непосредственно образовательная деятельность по краеведению

 «От острога до наших дней»

Для детей старшего дошкольного возраста

 Цель:

Формировать интерес и желание узнать как можно больше о родном городе.

Активизировать речь, память, мышление детей.

Обогащать словарь: герб, острог, лук, колчан.

Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.

            Материалы: Карта России, Ачинска, фотография острога, герб города, фотографии видов Ачинска, разрезные картинки «Ачинск», картинки с видами транспорта.

Ход:

    Предлагаю детям собрать разрезные картинки. Дети рассматривают полученную картину, обсуждают, что на ней изображено (фотография Ачинского острога).

    Воспитатель: «Давным-давно, больше трехсот лет назад, на высоком берегу Чулыма, в устье притока реки Ачинка, русские первопроходцы поставили крепость-острог».

Читает стихотворение

Дабы перечесть кыргызские набеги,

Себя от всякой нечести спасти,

У поймы рек на необжитом бреге

Острог решили возвести.

Собрали с войском вольных казачинок,

Был воевода нравом крут и строг,

Он указал на место, что повыше,

Сказав: «Здесь будет Ачинский острог»:  

  - Территория острога представляла собой треугольник неправильной формы. Вся она была обнесена высокой стеной из заостренных бревен, а в основании береговой стены уложили для большей крепости большие плиты известняка и речные валуны. По углам поставили башни: одна была проезжей, другая выполняла роль часовни. Во дворе размещались разные службы: приказная изба, караульная, клети, амбары для провианта и снаряжения, казацкие избы и другие постройки. Такие укрепления защищали жителей от воинственных набегов кыргызов.   Представьте, что вы - строители и вам нужно построить башню (дети выкладывают башню из счетных палочек).

- Знаете ли вы, о чем «говорит» герб нашего города? (На красном поле лук и колчан для стрел - знак того, что живущие в этом округе пользовались таким оружием).

- Какой основной цвет в нем? Красный цвет - символ мужества, значит наши предки были мужественные, храбрые, смелые люди.

Предлагаю детям пройти к столам и раскрасить контурное изображение герба нашего города.

А сегодня наш город называют «западными воротами Красноярья». Ведь именно с него начинают знакомство с огромным краем все, кто приезжает сюда из центра России.

Предлагаю подойти к карте России и найти на ней Красноярский край, город Ачинск.

Первое, на что сразу же обращают внимание гости - удивительное приволье и красота природы, золотоствольные сосновые боры, полноводная река Чулым.

- Знаете ли вы, почему наш город назвали Ачинском? (Ачинск - от «ачыг» - так называли татар, живущих у реки Чулым).

- Как называют жителей нашего города? (ачинцы, горожане).

- Сколько лет нашему городу? (325 лет)

- Какие реки протекают в нашем городе? (Чулым, Ачинка, Тептятка).

- Названия каких улиц вы знаете?

- На какой улице находится наш детский сад?

- На какой улице вы живете?

Словесная игра «Придумай название»

(завод - заводская, школа - школьная, цветы - цветочная, фонтан - фонтанная, музей - музейная, стройка - строительная, парк - парковая, театр - театральная, сад - садовая, аптека - аптечная).

- Какие дома построены в нашем городе? (кирпичные, деревянные, каменные, панельные; одноэтажные, двухэтажные, трехэтажные, четырехэтажные, пятиэтажные, девятиэтажные, десятиэтажные, шестнадцатиэтажный, многоэтажные).

- Какой транспорт есть в нашем городе? (дети выбирают из картинок, разложенных на столе, и называют транспорт: автобус, трамвай, такси, поезд, грузовые автомобили, специальный транспорт).

- Наши далекие предки - ачинцы были не только храбрыми воинами, но и отличными охотниками, умелыми землепашцами, знатными мастеровыми. Целые обозы мехов, собольих да беличьих, да бочек с салом, осетровой рыбой и смолой сосновой - снаряжали они в Тобольск для доставки в казну государеву.

А сегодня наш город - промышленный и культурный центр Причулымья. Горожане работают на глиноземном комбинате, нефтеперерабатывающем, цементном заводах, мелькомбинате, обувной, швейной фабриках, больницах, школах, детских садах, магазинах и т.д. Ачинцы умеют не только хорошо работать, но и отдыхать. В нашем городе работают драматический театр, краеведческий музей, выставочный зал, библиотеки, кинотеатры, Дворец металлургов, база отдыха «Айдашки».

Предлагаю детям игру «Загадки и отгадки»

(Воспитатель читает загадки, а дети среди открыток с видами города находят нужную отгадку.)

В этот дом идут с утра

Дети нашего двора.

Он уютный и большой,

Он всем детям как родной.

Там они гуляют, спят,

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют,

Учатся считать, рисуют. (детский сад)

В этом доме - только книги.

Здесь их можно брать домой.

А в читальном зале тихом -

Почитать журнал любой.  (библиотека)

Электрички, поезда

Прибывают все сюда.

Здесь билеты продают,

Провожают здесь и ждут. (вокзал)

В этом доме нет дошкольников,

Но зато в нем много школьников,

Учатся читать, писать,

Задачи сложные решать. (школа)

Вот холодная арена,

Лед коньками режут смело.

Быстрый, ловкий хоккеист

И красавец-фигурист. (каток)         

Можно здесь купить таблетки

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно,

По рецепту мази взять. (аптека)

Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво.    (парикмахерская)

Здесь покупают и продают,

Здесь на прилавках все люди найдут

Могут продукты любые купить.

И для детишек конфет не забыть.

Могут одежду себе присмотреть,

Обувь, посуду и ткань приглядеть. (магазин)

Соревнованья здесь проходят,

В футбол играют и хоккей,

Здесь занимаются спортсмены.

И ты спеши сюда скорей! (стадион)

Что за дом, что за дом -

Сказку ты увидишь в нем,

Танцы, музыка и смех -

Представления для всех! (театр)

С виду дом совсем обычный,

Для спортсменов он привычный,

В этом доме круглый год

Плещется в воде народ. (бассейн)  

Игра «Раньше и теперь»

Раздаю детям фотографии старого и современного города. Они объединяются в две семейки, рассматривают и обсуждают, а затем по очереди называют изменения, произошедшие в городе и в жизни горожан.

Воспитатель.

- Нравится ли вам жить в городе?

- Что нравится? Что не нравится?

- А что мы можем сделать, чтобы в городе было чисто, красиво и хотелось в нем жить? (ответы детей)

В заключение ребенок читает стихотворение:

Хоть есть места богаче

И реки есть теплее,

Но для меня мой Ачинск

Всех городов милее!

Года его не старят,

Лишь делают красивей.

И пусть он расцветает,

Мой уголок России!

(Т.Лесняк)

Используемая литература.

1. Альманах «А город этот – необыкновенный» г. Ачинск МУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» 2008.

2. «Дошкольное воспитание» №10 2005г. стр.52.

3. «Ребенок в детском саду» № 2 2008г. стр.20.

Приложение 3

КВН «Край северный, край суровый».

В группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 

Образовательные задачи: закреплять знания детей о природе, быте и культуре народов Севера Красноярского края, активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Развивающие задачи: развивать мышление, память, внимание, пространственную ориентировку, тактильную чувствительность, формировать правильный захват карандаша, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к суровому северному краю; способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности.

Оздоровительные задачи: способствовать эмоциональному развитию детей.

Материалы и оборудование: эмблемы «Брусника» и «Голубика», 6-7 обручей, маски волка и совы, бубен, кроссворды, листы для графического диктанта, карандаши, макеты «Чум», «Оленья упряжка с нартами», игрушки белых медведей, грамоты, переносная доска, фломастеры, стол и стулья для жюри, ручки, карты оценок для жюри.  Для героя «Рассеянного»: сумка, карта с вопросами, дидактическая игра «Что лишнее».

Ход конкурса

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель:

- Добрый день, участники игры, болельщики, гости и жюри. Сегодня мы собрались на праздник находчивости, сообразительности, взаимопомощи.

Есть веселая игра

Называется она КВН.

Шутки, смех, вопрос, ответ

Знает ту игру весь свет КВН.

- Сейчас дети прочтут стихи и я думаю, что вы сразу догадаетесь, о чем пойдет речь на нашем КВН.

Север

Прокопий Салтыков

Пусть беден ты, Север,

Травой и листвой,

Пусть взял ты в подруги

Метели и вьюги

Земли снеговой,-

И все же, и все же

Ты самый любимый.

Северное сияние

Ю.Шесталов

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костер

Выше леса, выше гор!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Не живет ли в вышине

Великан могучий?

Не печет ли на огне

Хлеб себе за тучей?

Он горит, а снег не тает,

Он блестит - не согревает.

Мерзнут горы и леса,

Коченеют небеса:

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это - свет, холодный свет

Северного неба.

Воспитатель:

- Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать? (О севере Красноярского края)

Что же, пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вы отвечали,

Чтоб жюри довольно было.

- Сегодня встречаются две команды: «Бруснички» и «Голубички».

- Представление жюри.

- Представление команд:

Команда «Бруснички», ваш девиз:

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо твердо на «пять»

Все про север края знать.

Приветствие:

Победившим - не хвастаться,

Проигравшим - не реветь!

Команда «Голубички», ваш девиз:

Взялся север края изучать - не пищи,

Легкой жизни - не ищи!

Приветствие:

Мы отвечаем дружно,

И в том сомненья нет,

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

I конкурс «Разминка»: (вопросы задаются по очереди каждой команде)

1. Назовите животных Севера Красноярского края.

2. Назовите растения Севера Красноярского края.

3. Как называются длинные легкие сани?

4. Как называется человек, который правит оленьей упряжкой?

5. Назовите необычайное природное явление Севера (северное сияние)

6. Что на Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)

7. Что такое малица? (шуба мехом внутри)

8. Что такое пимы? (обувь, сшитая из меха)

9. Назовите место, где живут оленеводы (стойбище)

10. Что называют «седой» землей? (тундру)

II конкурс «Игра и вопросы от Рассеянного»:  в зал под музыку входит Рассеянный.

Это станция какая?

Дибуны или Ямская?

Мне ребята говорят,

Что попал я в: детский сад!

Это что за остановка -

Бологое иль Поповка?

Но мне снова говорят,

Что попал я в:детский сад

Повторяю, что за шутки?

Я ищу вторые сутки!

Помогите мне, друзья,

Объясните мне, где я?

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с Рассеянным и подскажем, где же он оказался.

Дети:  - В детском саду на КВН.

Рассеянный: - Подумаешь, КВН! Ой-ой про все то они знают! Ягоды, олени, лишайники. У меня тоже есть игра. Хотите поиграть? (достает из сумки игру).

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Для игры подбираются картинки с изображением различных предметов, среди которых предметы, относящиеся к жизни, природе и быту народов Севера - чум, малица, нарты, олени, моржи, лишайник, морошка, северное сияние, белый медведь, карликовая береза. Детям раздаются картинки, среди которых лишние, не относящиеся к жизни и быту народов Севера. Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

Воспитатель:

- Жюри, прошу подойти и оценить работу детей. Рассеянный, а еще у тебя игры есть?  (Рассеянный достает листок с вопросами, по очереди задает каждой команде).

Вопросы:

Почему на Севере оленя называют быстроногим? (длинные, сильные ноги)

На ком ездит на Севере человек?

Чье молоко пьют на Севере люди?

Чье мясо они едят?

Из чего шьют одежду и обувь на Севере?

Из чего делают жилище северные народы?

Воспитатель: - Вот видишь, Рассеянный, с твоими вопросами дети справились.

Рассеянный:

Мне понравилось у вас.

Вы играли - просто класс.

А теперь и мне пора,

Да забыл я: Мне куда?

Вот какой Рассеянный

С улицы Бассейной!  (прощается и уходит).

Жюри подводит итоги.

III конкурс «Игровой»

Представитель каждой команды объясняет игру. Играют команды детей и болельщики.

Подвижная игра «Важенки и оленята»

На площадке лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

- Бродит в тундре важенка,

С нею оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно:

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины

-

-  играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит к себе.

Подвижная игра «Полярная сова и лемминги»

Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие - лемминги. Под тихие, ритмичные удары бубна лемминги бегают по площадке, на громкий удар бубна лемминги становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает леммингов и того, кто пошевелится,- уводит с собой. В заключении игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Жюри подводит итоги.

IV конкурс «Кроссворды»

«Бруснички»:

- Впишите в пустые клетки народности, живущие на севере Красноярского края.

«Голубички»:

- Впишите основные занятия северян.

Игра со зрителями: «Если весело живется»

Если весело живется - делай так,

Если весело живется - делай так,

Если весело живется - мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется - делай так  (хлопки, притопы, щелчки).

Жюри оценивают кроссворды.

V конкурс «Конкурс капитанов»

1. Почему на севере нужна теплая меховая одежда?

2. Люди, с каким характером могут жить на севере? (сильные, смелые, решительные, мужественные).

Дидактическая игра «Что это?»

Красноярск - это:

Красноярск - город, а Енисей:

Енисей - река, а Норильск:

Норильск - город, а Курейка:

Курейка - река, а чум:

Чум - жилище из оленьих шкур, а иглу:

Иглу - жилище из снега, а лайка:

Лайка - собака, а ягель:

VI конкурс «Графический»

Воспитатель:

- Кто помнит, сколько оленей может быть в стаде? (до 1000).

- Кто основные враги оленей?

- В одном стойбище случилась беда: пропало несколько оленей. Как мы можем помочь оленеводам?

- Давайте нарисуем пропавших оленей. Возьмите карандаши и листочки, поставьте карандаш на точку, внимательно слушайте и выполняйте задание:

3 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 6 вправо,2 вниз, 1 вправо, 5 вниз,1 влево, 4 вверх,1 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх,3 влево,4 вниз,1 влево, 4 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 влево, 3 вверх,1 вправо, 2 вверх,1 влево, 2 вверх.

- Молодцы! Я думаю, оленеводы будут рады нашей помощи.

Жюри оценивает диктант.

VII конкурс «Домашнее задание»

Воспитатель:

- Команды «Бруснички» и «Голубички» покажут свое домашнее задание (дети рассказывают о том, что сделали).

- Как вы думаете, что получится, если соединить ваши макеты? (можно создать музей севера Красноярского края).

- Вот и подошел к концу наш КВН. Кто бы ни оказался первым. Я с уверенностью могу сказать: сегодня победила дружба, смекалка, находчивость. Пока жюри подводит итоги, давайте споем песню (песня «Из чего наш мир состоит»).

Воспитатель:

- Наступает самый важный момент. Жюри - вам слово! (подведение итогов, награждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственному воспитанию "Край родной - милей всего"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей го...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край родной – милей всего!»

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему....

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю своя края родные, свои родные милые места".

Конспект интегрированной образовательной  деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю  своя края родные, свои родные милые места"....

Мой милый край - родная Белгородчина.

Сцеарий праздника построен в форме концерта , в котором принимают участие дети старшей и подготовительной группы детского сада....

Мой милый край - родная Белгородчина!

Презентация для старшей и подготовительной группы детского сада  по духовно-нравственному воспитанию. раздел "краеведение"....

Проект «Люби и знай свой край родной. Мой город» (Для детей младшего и среднего возраста)

Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития ...

Тематическая неделя во второй младшей группе 1 неделя АПРЕЛЯ «Мой край родной, моя страна, мой город»

1 неделя АПРЕЛЯ «Мой край родной, моя страна, мой город»ПН05.049.00-9.15 ОО «Познавательное развитие»(предметное / природное окружение/ явления общественной жизни)Тема: «...