Проект по нравственному воспитанию "Край родной - милей всего"
проект (подготовительная группа) на тему
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №61 «Семицветик»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
«Край родной – милей всего!»
Авторы проекта:
Паршуткина А.Н.
Анисимова Р.В.,
воспитатели
Старый Оскол
2014
Актуальность темы:
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.
Основные задачи:
- Знакомить воспитанников с понятиями «Родина», «Отечество».
- Прививать любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре.
- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, историю его возникновения, символику, достопримечательности, климатические условия.
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой родной край, желание сохранить его культуру и традиции.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,
- Совместные мероприятия с краеведческим музеем,
- Целевые прогулки по городу, посещение музея,
- Пополнение развивающей среды,
- Проведение мероприятий совместно с родителями,
- Выставки детских работ.
III. Итоговый
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
Перспективный план подготовительной к школе
группы по реализации проекта
Сентябрь
Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.
Цель: определение уровня знаний детей о малой Родине.
Октябрь
1. «Русский национальный костюм»
2. «Земля – наш общий дом»
3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»
4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб".
1.Цель: формировать знания о русском национальном костюме, вызвать чувство восхищения талантом русского народа.
2.Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
3.Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.
4. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Ноябрь
1. «Малая родина. За что мы любим свой край»
2. «Щедрые дары природы России »
3. «Рассказ о знаменитых людях родного города»
1.Цель: уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
2.Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, родного края; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
3. Цель: расширить представление детей о родном городе, дать представление о знаменитостях родного города.
Декабрь
1. «История возникновения герба родного города»
2. «Что такое генеалогическое дерево»
1.Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
2.Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека с родителями и другими родственниками
Январь - Февраль
1. «Как жили славяне»
2. «Забавы вокруг печки»
3. «Защитники земли русской»
4. «Есть такая профессия Родину защищать»
1.Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
2.Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.
3.Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
4.Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
Март
1. «Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»
3. «Русские народные промыслы»
1.Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
2.Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
3.Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Апрель
1. «Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки»
1.Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
2.Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
3.Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
4.Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Май
1.«День Победы»
2. «Мой город: вчера и сегодня»
3. « Поляна детства»
4. «Мы – патриоты»
1.Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
2.Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
3.Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
4.Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
Тематическое планирование подготовительной к школе группы представлено следующими разделами:
- «Город, что сердцу дорог»
- «Природа родного края»
- «Народное декоративное искусство»
- «Русский народный фольклор»
Город, что сердцу дорог.
- Посещение краеведческого музея.
- Улицы города: название и расположение.
- Рассматривание альбома «Наша малая Родина г. Старый Оскол».
- Создание и рассматривания альбома «Страницы прошлого».
- Фотовыставка «Наш город сегодня».
- Выставка детских работ «Мой любимый город».
- Знакомство детей с инфраструктурой города (предприятия гиганты ОЭМК и СГОК и др.).
- Беседа «Профессия родителей»
- Беседа « Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны».
- Выставка детских работ, посвященная освобождению города от немецких захватчиков.
- Целевая прогулка к мемориалу «Воинской славы».
Природа родного края.
- Целевая прогулка в парк.
- Беседа о животных и птицах нашего края.
- Беседа «Растительный мир Белгородчины».
- Рассказ-беседа «Лекарственные растения».
- Создание альбома (гербария) «Лекарственные растения нашего края»
- Беседа «Природные памятники Белгородчины»
- Беседа «Берегите природу»
- Выставка детских рисунков «Сохраним природу родного края»
Народное декоративное искусство.
- Знакомство с глиняной игрушкой.
- Знакомство с росписью (хохломская, жостовская, гжель, городецкая и др.)
- Знакомство с народным костюмом Старооскольского района.
- Знакомство с народными промыслами.
- Посещение выставки-ярмарки «Старооскольские подворья»
- Создание альбома «Старооскольские подворья»
«Русский народный фольклор»
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Знакомство с обрядами, традициями, праздниками края.
- Разучивание песен и колядок.
- Развлечение «Как на масленой неделе».
- Разучивание хороводов, народных песен.
- Знакомство с прибаутками, небылицами, считалками, играми.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- Материалы Интернет.
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край родной – милей всего!»
Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему....
Конспект ООД по нравственно - патриотическому воспитанию "Милые сердцу родные места"
Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «МАМА ДОРОГАЯ, МИЛАЯ, РОДНАЯ!»
Актуальность. В последнее время в календаре появилось много праздников. Я решила обратить внимание на «День Матери», т к он схож с привычным – «8 Марта»....
Интеллектуальная игра –викторина с использованием ИКТ «Ты для меня милей всего на свете, моя земля, моя страна"...
Систематизация и обобщение знаний детей о России и развитие их в процессе совместной деятельности....
МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»
МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»...
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ?»
laquo;Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение д...