Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников»
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
(Китайская пословица)
Наряду с совершенствованием воспитательно - образовательного процесса детскому саду необходимо обеспечивать духовно - нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей ребенка - дошкольника. Главным фактором развития для детей не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Именно с помощью проектной деятельности можно добиться этого развития.
Цель проектов - развитие свободной творческой личности детей, предоставление возможности приобретения знаний в процессе практической деятельности, требующей интеграции образовательных областей, а так же создание условий для формирования исследовательской деятельности.
Основные задачи проектной деятельности:
-активизировать интеллектуально - познавательную деятельность и творческое самовыражение детей;
-привлечь родителей в воспитательно -
образовательный процесс ДОУ и группы;
-развивать коммуникативные навыки детей и родителей;
-развивать интерес к познанию мира;
-развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.
Основные направления, которые реализовывались в ходе проектов - образовательные, воспитательные, развивающие, духовно - нравственные, трудовые, гражданско - патриотические и социальные. Чтобы проект был интересным, необходимо чтобы они были интегрированные.
В наших проектах использовалось музыкальное сопровождение, изобразительная деятельность, заучивание стихотворений, песен и танцев, ИКТ и др.
При разработке любого проекта, велась работа по планированию предстоящей деятельности, сбор необходимой информации, подбор материала и оборудования, обучение детей навыкам новой деятельности.
Проект - это игра всерьез, и результаты его значимы как для детей и педагога, так и родителей, т. к. они являются активными участниками наших проектов. Успех проектной деятельности зависти от активного участия родителей.
Проектная деятельность учит детей самостоятельно творчески мыслить,
сотрудничать с детьми и взрослыми, развивает интерес к познанию мира, учит фантазировать, поэтапно планировать свою творческую деятельность.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников
- (групповой, подгрупповой, фронтальный, личный, семейный, парный и пр.)
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации (краткосрочный -несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности –1–3 месяца, долгосрочный –до 1 года).
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.ролево-игровыепроекты(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4.творческие проекты в детском саду(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например ,«Театральная неделя»).
Положительные стороны проектной деятельности:
1. Мотивация воспитанников.
2. В ходе проектной деятельности дети не просто приобретают знания,
они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
Работа по проекту всегда ведется поэтапно:
1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта–план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта–практическая часть
4. Подведение итогов –защита. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Для детей и взрослых любой проект – это возможность максимального раскрытия личного творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить взрослым и детям индивидуально или в группе, свои возможности, приложить свои знания, принести пользу, представить полученный результат.
Считаю, что работа над проектами способствует воспитанию у воспитанников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины.
Так же проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует в свою очередь создание психологического комфорта в детском коллективе. Действуя самостоятельно, дети могут научиться разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (рассматривание книг, чтение книг со взрослыми, рассматривание и создание самостоятельных альбомов, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т. д.).
Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
А самое главное, что у детей формируется представление о том, что источником информации является мир, который их окружает, в котором они живут, общаются, взрослеют и развиваются.
Проекты над которыми я работала
ПДД « Дорожная грамота
Волонтёрство « Открытые сердца»
Цель проекта:
Внедрение волонтерское движение в деятельность дошкольников и развитие по средствам волонтерства духовных, нравственных составляющих личности детей.
Задачи проекта:
- формирование у дошкольников позитивного отношения к добровольчеству и оказанию различной помощи;
- формирование активной жизненной позиции по средствам участия в различных социальных проектах и общения с различными людьми;
- формирование у воспитанников чувства ответственности, отзывчивости, гордости как представителя своего народа;
- создание условий для реализации направлений ФГОС;
- создание условий и предпосылок для повышения значимости семейных ценностей, уважения старших, помощи младшим;
- создание условий и развитие коммуникативных навыков, способности работать в команде с целью достижения общих целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения качества образования и воспитания.
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Консультация для педагогов «Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к измен...
Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....
Консультация для педагогов "Анализ профессиональной деятельности - путь к повышению качества образования"
В метериале представлена презентация на тему "Анализ профессиональной деятельности (педагога) - путь к повышению качества образования"...
«Использование ИКТ в процессе музыкального воспитания в детском саду –как средство повышения качества образования и воспитания»
Доклад для конференции педагогических работников ДОУ...
План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования ...