Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ
консультация (старшая группа)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район.
К педагогическому совету
«Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ»
Подготовила: Куприяненко Марина Викторовна
Должность: воспитатель
2021г.
«Проектный метод, как средство повышения
качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.
Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования. Метод проектов опирается на принципы исследовательской, творческой, познавательной и продуктивной деятельности детей
Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа, которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.
Педагоги используют природную любознательность детей для того, чтобы заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью, которая, в свою очередь, учит на практике использовать теоретические знания, отмечать взаимосвязь предметов и явлений, направлена на раскрытие способностей, творческой и интеллектуальной одаренности детей.
Независимо от темы проектной деятельности в ДОУ, она имеет стратегическое значение и для дошкольников, и для воспитателей, которые в процессе подготовки и курирования проекта вынуждены проявлять креативность, нестандартное мышление, тщательно планировать работу в соответствии с возможностями и интересами детей, изучать новые педагогические приемы и технологии. В результате качество дошкольного образования и уровень профессионального мастерства воспитателей неустанно растет.
Следовательно, работа над проектами в детском саду реализует как глобальные цели, так и более практические: развитие творческих способностей детей, коммуникабельности, любознательности, ответственности; стимулирование гибкости мышления, познавательного интереса; получения опыта исследовательской деятельности, инициативности, самостоятельности, уверенности в принятии решений; формирование практики работы в команде, обще-учебных навыков и базовых компетенций; опыт выполнения дифференцированных задач, применения на практике теоретических знаний.
К достоинствам метода проектов также можно добавить, что проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что взрослым в этом процессе отводится вторичная роль помощников, но не руководителей, поскольку главенствующие функции ведущего получает ребенок, который подчиняет проектную деятельность своему любопытству и интересам. Все это обуславливает взаимодействие на принципах равноправного сотрудничества или партнерства и полный отказ от авторитарного педагогического воздействия.
Цели проектной деятельности в ДОУ основываются на осознании детьми границ знания и стремления выйти за их пределы. Природная любознательность дошкольников усилиями педагогов и членов семьи направляется в нужное русло, что не только обеспечивает баланс между теорией и практикой, но и служит достойным стимулом для познания нового, поиска ответов на возникающие у детей вопросы.
Именно поэтому проектная деятельность в ДОУ по ФГОС отвечает следующим требованиям:
Во главу угла ставятся жизненные ситуации и проблемы, с которыми сталкивается ребенок.
Учебные проблемы не могут становиться предметом проектной деятельности. Задавая вопросы об окружающем мире, предметах и явлениях, ребенок поднимает актуальные для него темы, которые и должны рассматриваться в рамках метода проектов (навязывание темы со стороны родителей или воспитателя нивелирует результаты работы).
Предметом реализации посредством проектной деятельности могут быть только сложные и нелинейные проблемы, которые требуют ресурсных и трудозатрат, значительной доли усердия от ребенка. Вопросы, поиск ответов на которые не вызывает затруднений, не могут становиться темой детского проекта.
Результатом работы над проектом должен быть определенный продукт, который малыши смогут представить на завершающем этапе деятельности.
Работа ведется в установленных временных и ресурсных рамках, что способствует более ответственному отношению детей к работе, тщательному планированию каждого этапа деятельности, прогнозированию результата.
В процессе получения итогового продукта дошкольники получают необходимые компетентности, навыки и знания. Следовательно, проектная деятельность — совместная работа воспитанников детского сада и взрослых по планировании и организации поиска ответа на интересующий ребенка вопрос, которая завершается социально-значимым результатом.
Работа над проектом ведется только в тесном взаимодействии детей и взрослых, что способствует улучшению навыков коммуникабельности, гибкости мышления, формированию чувства ответственности, уверенности в своих силах и стремления довести дело до конца.
Примечательно, что задачи, которые ставит проектная деятельность в ДОУ отличаются в зависимости от возраста воспитанников. И хотя метод проектов рекомендуют практиковать с детьми старшего дошкольного возраста, опытные педагоги нередко используют его и с младшими дошкольниками. В этом случае необходимо учитывать специфичность задач, характерных для каждой возрастной группы. Младшие дошкольники в ходе реализации проектной деятельности выполняют три вида задач: входят в созданную воспитателем проблемную игровую ситуацию (педагог выполняет ведущую роль); проявляют желание искать выход из сложившейся ситуации (действуют совместно с воспитателем); демонстрируют предпосылки поисковой деятельности (практическая реализация). Старшие дошкольники: дети проявляют зачатки интеллектуальной инициативы и поисковой деятельности; практикуют поиск различных методов решения проблемы сперва при помощи воспитателя, а после и самостоятельно; учатся подбирать разные варианты методов для решения поставленной задачи; стремятся использовать специальные термины и фразы, чтобы на равных вести беседы со взрослыми и сверстниками, осуществляя проектную деятельность.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_proektnaya_deyatelnost.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район.
К педагогическому совету
«Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ»
Подготовила: Куприяненко Марина Викторовна
Должность: воспитатель
2021г.
«Проектный метод, как средство повышения
качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.
Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования. Метод проектов опирается на принципы исследовательской, творческой, познавательной и продуктивной деятельности детей
Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа, которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.
Педагоги используют природную любознательность детей для того, чтобы заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью, которая, в свою очередь, учит на практике использовать теоретические знания, отмечать взаимосвязь предметов и явлений, направлена на раскрытие способностей, творческой и интеллектуальной одаренности детей.
Независимо от темы проектной деятельности в ДОУ, она имеет стратегическое значение и для дошкольников, и для воспитателей, которые в процессе подготовки и курирования проекта вынуждены проявлять креативность, нестандартное мышление, тщательно планировать работу в соответствии с возможностями и интересами детей, изучать новые педагогические приемы и технологии. В результате качество дошкольного образования и уровень профессионального мастерства воспитателей неустанно растет.
Следовательно, работа над проектами в детском саду реализует как глобальные цели, так и более практические: развитие творческих способностей детей, коммуникабельности, любознательности, ответственности; стимулирование гибкости мышления, познавательного интереса; получения опыта исследовательской деятельности, инициативности, самостоятельности, уверенности в принятии решений; формирование практики работы в команде, обще-учебных навыков и базовых компетенций; опыт выполнения дифференцированных задач, применения на практике теоретических знаний.
К достоинствам метода проектов также можно добавить, что проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что взрослым в этом процессе отводится вторичная роль помощников, но не руководителей, поскольку главенствующие функции ведущего получает ребенок, который подчиняет проектную деятельность своему любопытству и интересам. Все это обуславливает взаимодействие на принципах равноправного сотрудничества или партнерства и полный отказ от авторитарного педагогического воздействия.
Цели проектной деятельности в ДОУ основываются на осознании детьми границ знания и стремления выйти за их пределы. Природная любознательность дошкольников усилиями педагогов и членов семьи направляется в нужное русло, что не только обеспечивает баланс между теорией и практикой, но и служит достойным стимулом для познания нового, поиска ответов на возникающие у детей вопросы.
Именно поэтому проектная деятельность в ДОУ по ФГОС отвечает следующим требованиям:
Во главу угла ставятся жизненные ситуации и проблемы, с которыми сталкивается ребенок.
Учебные проблемы не могут становиться предметом проектной деятельности. Задавая вопросы об окружающем мире, предметах и явлениях, ребенок поднимает актуальные для него темы, которые и должны рассматриваться в рамках метода проектов (навязывание темы со стороны родителей или воспитателя нивелирует результаты работы).
Предметом реализации посредством проектной деятельности могут быть только сложные и нелинейные проблемы, которые требуют ресурсных и трудозатрат, значительной доли усердия от ребенка. Вопросы, поиск ответов на которые не вызывает затруднений, не могут становиться темой детского проекта.
Результатом работы над проектом должен быть определенный продукт, который малыши смогут представить на завершающем этапе деятельности.
Работа ведется в установленных временных и ресурсных рамках, что способствует более ответственному отношению детей к работе, тщательному планированию каждого этапа деятельности, прогнозированию результата.
В процессе получения итогового продукта дошкольники получают необходимые компетентности, навыки и знания. Следовательно, проектная деятельность — совместная работа воспитанников детского сада и взрослых по планировании и организации поиска ответа на интересующий ребенка вопрос, которая завершается социально-значимым результатом.
Работа над проектом ведется только в тесном взаимодействии детей и взрослых, что способствует улучшению навыков коммуникабельности, гибкости мышления, формированию чувства ответственности, уверенности в своих силах и стремления довести дело до конца.
Примечательно, что задачи, которые ставит проектная деятельность в ДОУ отличаются в зависимости от возраста воспитанников. И хотя метод проектов рекомендуют практиковать с детьми старшего дошкольного возраста, опытные педагоги нередко используют его и с младшими дошкольниками. В этом случае необходимо учитывать специфичность задач, характерных для каждой возрастной группы. Младшие дошкольники в ходе реализации проектной деятельности выполняют три вида задач: входят в созданную воспитателем проблемную игровую ситуацию (педагог выполняет ведущую роль); проявляют желание искать выход из сложившейся ситуации (действуют совместно с воспитателем); демонстрируют предпосылки поисковой деятельности (практическая реализация). Старшие дошкольники: дети проявляют зачатки интеллектуальной инициативы и поисковой деятельности; практикуют поиск различных методов решения проблемы сперва при помощи воспитателя, а после и самостоятельно; учатся подбирать разные варианты методов для решения поставленной задачи; стремятся использовать специальные термины и фразы, чтобы на равных вести беседы со взрослыми и сверстниками, осуществляя проектную деятельность.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как одно из средств повышения качества образования
Проект "Эколята", как средство формирования экологической культуры дошкольников....
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников»
Консультация...
Консультация для педагогов «Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к измен...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика...
Проектная модель «Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство дошкольной организации как средство повышения качества образования»
Важным аспектом повышения качества образования является организация и внедрение в педагогическую практику дошкольной образовательной организации деятельности в инновационном режиме, направленном на пр...