Из опыта работы
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов
в условиях внедрения ФГОС
(из опыта работы)
1.Информация об авторе.
2.Условия возникновения опыта
3.Перспективность
4.Практическая значимость и адресность опыта
5.Актуальность
6.Новизна
7.Ведущая педагогическая идея
8.Теоретические основы
9.Технология опыта
9.1.Цели и задачи
9.2.Содержание работы
9.3.Результативность
10.Литература
11. Практическая деятельность
1.Информация об авторе:
Ф.И.О. | Карпеня Гульназ Юрьевна |
Занимаемая должность | Старший воспитатель МБДОУ ДС КВ «Родничок» |
2.Условия возникновения опыта.
Модернизация современного образования требует от педагогов качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности. А готовы ли педагоги нашего дошкольного учреждения к реализации процессов модернизации?
Анализ педагогического коллектива отмечает, что в ДОО работают педагоги с разным уровнем профессиональной компетенции (образование, профессиональная квалификация, интересы).
Таим образом можно сделать вывод, что в ДОО возникло противоречие между тем, что необходимо внедрять в практику процессы модернизации, а педагогический коллектив к этому не готов.
Для разрешения данной проблемы была разработана дорожная карта методической деятельности по внедрению ФГОС с использованием ИКТ- технологий в методической работе ДОУ, как инструмента повышения профессиональных компетенций педагогов»
3.Перспективность
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность обусловлена современностью информационной деятельности. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Владение современным педагогом ИКТ - социальный и государственный заказ.
4.Практическая значимость и адресность.
Как показывает практика, без информационных компьютерных технологий уже невозможно представить современное образование.
Имеющийся отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что это позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Таким образом, реализация в ДОО данного направления (формирование ИКТ - компетенции педагогов) позволит повысить профессиональный уровень педагогов, значительно улучшит качество образовательной деятельности, повысит престиж учреждения в глазах родителей, общественности.
5.Актуальность использования информационных технологий
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения родителей и дошкольников.
Однако главным условием внедрения информационных технологий в деятельность ДОУ является требование – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет образовательную деятельность с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.
Мультимедиа-мероприятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
6. Новизна
Информационно - коммуникативные технологии – инновации.
Использование их в образовательном процессе МБДОУ ДС КВ «Родничок»является преобразованием образовательной деятельности, связанной с модернизацией и внедрением ФГОС.
7.Ведущая педагогическая идея
Развитие образовательного учреждения не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического коллектива.
« …при этом содержание образования должно быть ориентировано на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и развитие способностей» (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.).
Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Т.О.за ведущую педагогическую идею принимаем высказывание современных педагогов Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций». т.е, в нашем случае, обладающий ИКТ-компетенциями
8.Теоретические основы
Современные государственные требования к профессиональному образу воспитателя значительно изменились.
Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает педагога наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые возникают в его деятельности.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики, открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в которых особое внимание отводится методическому сопровождению, позволяющему повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)
Анализ психолого-педагогической литературы (Теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения отмечает, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без ИКТ - технологий.
В ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
А так же позволил определить направления для разрешения данных противоречий; способствовал выбору целей и задач.
9.Технология опыта:
9.1.Цели и задачи
Цель: инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение профессиональной компетенции педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи:
-обучение педагогов владению информационно-коммуникативными технологиями ;
- разработка системы эффективной консультативной методической поддержки в области повышения ИКТ - компетенции педагогов;
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса
Результат: достижение ИКТ - компетенции:
Критерии развития способностей педагогов
- умеет создавать текстовые и графические документы;
- умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
- знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
- знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
9.2.Содержание работы:
9.2.1. Использование ИКТ в методической работе
Необходимо отметить, что современная методическая деятельность не может быть организована без использования ИКТ.
Я применяю ИКТ в следующих видах методической деятельности:
9.2.2. Основные направления методической деятельности по внедрению ИКТ в практику работы ДОО:
Для решения вышеуказанных проблем мне потребовалось выявить уровень возможностей для внедрения ИКТ в практику работы ДОО, спрогнозировать направления методической деятельности:
Основные направления методической деятельности по внедрению ИКТ в практику работы ДОО:
9.2.3. Основные этапы формирования ИКТ- компетенции педагогов
Аналитический этап:
Цель; Анализ имеющихся условий для внедрения ИКТ в деятельность ДОУ.
На первом этапе была проведена диагностика уровня ИКТ – компетентности педагогов ДОУ с использованием анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий (приложение 1)
При анализе результатов анкетирования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий
Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов
При этом с помощью опроса и собеседования выявлены показатели ИКТ-насыщенности окружающей среды;
В ДОУ | Личное пользование дома и на работе | Личное пользование дома |
1компьютер | 1 | 4 |
принтер | ||
Сеть ИНТЕРНЕТ | 1 | 3 |
Низкие результаты готовности педагогов к применению новых технологий в воспитательно-образовательном процессе определили выбор форм управления повышением ИКТ - компетентности.
Практический этап: Формы работы с педагогами
Цель: выработка системы методических действий по повышению ИКТ-компетенций педагогов МБДОУ ДС КВ »Родничок» Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой методического управления было выбрано педагогическое и административное воздействие.
Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии.
Методическое управление осуществлялось с позиции содействия и взаимодействия. Для этого была разработана модель методической работы по повышению ИК - компетенции:
Алгоритм методической работы по повышению ИКТ - компетенций педагогов
В основу методической деятельности по формированию ИКТ - компетенции лег принцип дифференциации по подгруппам.
Это позволяет использовать сильные стороны педагогов, ненавязчиво скорректировать и устранить затруднения, повысить мотивацию.
Для данных объединений педагогов определила задачи:
-обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов детского сада;
- создание условий для роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
-повышения профессиональной компетенции,
- а также, организация активного участия педагогов в инновационных процессах.
В процессе деятельности разработала дорожную карту (приложение3) методической деятельности ДОУ, направленную на повышение ИКТ-компетенций педагогов и внедрение ФГОС.
При планировании и организации методической работы использовала разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетенций. Среди них:
- недели педагогического мастерства;
- творческие фестивали
- мастер-классы;
- семинары - практикумы;
- работа в творческих группах
- проведение мо на базе
- подготовка материалов к выступлениям на родительских собраниях,
- выполнение заданий МО,
- выступлений на совете педагогов
- общение педагогов в сети интернет, в том числе на профессиональных сайтах
- информационная деятельность
- участие в детских и профессиональных конкурсах, в том числе через Интернет.
- ознакомление родителей и общественности с результатами участия детей и педагогов в конкурсах (оформление выставок)
Однако наиболее удачными считаю следующие:
1. Передовой опыт — оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОО организуются недели педагогического мастерства.
В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
2.Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми. Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий.
3.Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют семинары - практикумы. К проведению семинаров подключаются педагоги группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др. Наряду с методической деятельностью, организуемой с педагогами велась работа по формированию ИКТ - среды, в том числе через повышение мотивации на приобретение ИКТ - средств для пользования в домашних условиях. Таким образом, характеристика информационной среды на сегодняшний период:
В ДОУ | Личное пользование дома и на работе | Личное пользование дома |
3 компьютера | 2 | 12 |
Цветной принтер | 2 | 5 |
Проектор | 1 | |
Сеть ИНТЕРНЕТ | 1 | 12 |
9.3.Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс
Итоговый этап.
Цель: изучение успешности использования вышеперечисленных форм формирования ИКТ - компетенций педагогов.
В процессе реализации итогового этапа формирования ИКТ - компетенции педагогов провела повторное исследование, которое отразило уровень сформированности данной компетенции с использованием анкеты «Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий» (приложение 1)
Анализ анкеты на данном этапе выявил, что позиции педагогов значительно изменились;
Практический контроль и анализ участия педагогов в мероприятиях ДОУ отмечают: в итоговом периоде педагоги;
-используют в подготовке и проведении образовательной деятельности ИКТ;
-используют материалы сети Интернет для разработки материалов по организации образовательной деятельности
-разрабатывают НОД с использованием ИКТ
-создают базу ИКТ - педагогического опыта.
В сравнении с первоначальным периодом значительно повысилось число педагогов, владеющих ИКТ и имеющих для этого высокую мотивацию. Однако еще имеются педагоги устаревшей формации, которые предпочитают работать без использования ИКТ. Для устранения данной ситуации продолжу работу с данным педагогом индивидуально.
Соотнесение целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта:
Анализ соотнесения целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта.
Результативность методической работы по совершенствованию ИКТ - компетенции педагогов ДОО
Схема 1
Система методической работы старшего воспитателя по повышению ИКТ - компетенции педагогов ДОО:
10. Литература
Список используемой литературы
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. М.,2005.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.2009.№12
Приложение1
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий
Уважаемый коллега!
Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
1. Должность ___________________________________________________________
2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______
3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- при подготовке к занятию;
- на занятии;
- для самообразования;
- другое (укажите).
4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
- текстовый редактор;
- электронные таблицы;
- электронные презентации;
- мультимедийные диски;
- специализированные программы;
- Интернет;
- другое (укажите).
5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1–2 раза в месяц;
- 1–2 раза в четверть;
- другое (укажите).
6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
________________________________________________________________
7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? ________________________________________________________________
8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий?______________________________________________________________
9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________
10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? _______________________________________________________________
11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?
________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение2
Тематика ИКТ- семинаров -практикумов
I. Microsoft Word
- Шрифт, размер.
- Создание и редактирование текстового документа.
- Набор и редактирование текстового документа.
- Абзацные отступы и интервалы.
- Создание и форматирование таблиц.
- Вставка рисунка.
- Нумерация страниц. Печать готового документа.
II. Microsoft Publisher
- Подготовка открытки.
- Подготовка буклета и печать.
III. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций
- Знакомство с PowerPoint.
- Создание слайда с диаграммой и таблицей.
- Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
- Создание управляющих кнопок.
- Сохранение и подготовка презентации к демонстрации
IV. Интернет
- Поиск в сети Интернет.
- Сайт
V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий
Приложение 3
Дорожная карта по внедрении ФГОС и повышения профессиональных компетенций воспитателей с помощью информационно - компьютерных технологий
(приложение в отдельном файле)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....