Консультация для педагогов "Как выбрать педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС"
консультация
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Данная консультация поможет педагогам подобрать педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vybrat_pedtehnologii_dlya_raboty_s_detmi_.docx | 218.19 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ВЫБРАТЬ ПЕДТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФГОС. КАРТА ПЕДТЕХНОЛОГИЙ.
По материал журнала «Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения»
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Однако выбор педагогов часто противоречит принципам ФГОС.
Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Какую из педагогических технологий выбрать, воспитатель решает сам. При этом результаты его работы по той или иной технологии будут зависеть от того, насколько педагог учел возрастные особенности воспитанников, закономерности их психического развития и образовательную ситуацию в своей группе на данный момент времени. Многие воспитатели испытывают трудности при выборе технологий, в том числе потому, что не различают понятия «педагогическая технология» и «методика».
Что отличает педтехнологию от методики
Современные исследователи в области дошкольной педагогики отмечают, что большинство воспитателей и специалистов, которые работают с детьми дошкольного возраста, не видят различия между понятиями «педагогическая технология» и «методика». Вместе с тем ученые, методологи дошкольного образования указывают на то, что педагоги должны понимать и различать эти понятия, так как «современные технологии дошкольного образования рассматриваются как перспективное направление повышения качества воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Крулехт М.В. Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски // Проблемы науки. 2016. № 36 (78)).
Разобраться с понятием «педагогическая технология» поможет шпаргалка. В ней собраны определения разных авторов. На основе данных определений педагогическую технологию в дошкольном образовании можно объяснить так: это обоснованный набор приемов, методов, способов организации образовательного процесса, которые помогают достичь конкретных результатов по отношению к конкретным детям.
Педагогическая технология гарантирует результат за счет четкой последовательности действий педагога, конкретных методов и приемов, которые он использует, когда взаимодействует с детьми, их родителями, другими членами педагогического коллектива. Таким образом, педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить?», или как педагог может реализовать содержание дошкольного образования, чтобы достичь целей и задач образовательной программы с опорой на целевые ориентиры ФГОС.
От методики педагогическую технологию отличают четыре основные характеристики. В первую очередь это унификация образовательного процесса на основе определенной последовательности педагогических действий. С помощью педагогической технологии педагог приводит работу с детьми к единообразной системе.
Во-вторых, это результативность – педагогическая технология обеспечивает достижение запланированного результата, отследить который позволяет педагогическая диагностика.
В-третьих, воспроизводимость – возможность достигнуть оптимального результата за счет той же последовательности педагогических действий, когда педагог ставит аналогичные образовательные задачи.
В-четвертых, проектирование образовательного процесса на основе актуального уровня развития детей, то есть на адекватных их возрасту формах работы.
Рекомендуется выбирать педтехнологии с учетом задач образовательной деятельности
Прежде чем выбрать ту или иную педагогическую технологию, педагог должен четко понимать, какие задачи он хочет решить с ее помощью. Некоторые педагогические технологии имеют сходные цели, содержание, применяемые методы и средства, при этом отличаются по другим существенным параметрам.
В настоящее время существует несколько подходов к классификации педагогических технологий. Наиболее подробную классификацию разработал Г. К. Селевко. Он предложил систематизировать педагогические технологии по уровню применения, методологическому подходу, механизмам передачи и освоения опыта, по организационным формам и средствам обучения, по подходу к ребенку и ориентации педагогического взаимодействия, по виду социально-педагогической деятельности и др.
Например, по основному виду социально-педагогической деятельности можно выделить: обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии, технологии педагогической поддержки, технологии, которые направлены на создание условий эффективной социализации детей, управленческие технологии, цель которых – эффективная организация образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании имеют тройную направленность. С их помощью педагоги обеспечивают двигательную активность детей, формируют у них навыки здорового образа жизни и способности самостоятельно и сознательно заботиться о своем здоровье. Кроме того, организуют образовательный процесс, который не оказывает негативного влияния на здоровье детей.
Технология «Ситуация» относится к технологиям поддержки детской инициативы. Педагоги используют ее как инструмент системно деятельностного подхода. Технология включает шесть этапов. Суть ее заключается в том, что педагоги создают специальные ситуации и мотивируют детей самостоятельно преодолевать разумные затруднения и открывать новые знания в разнообразной деятельности.
Одна из технологий позитивной социализации – «Открой себя». Она включает 10 дидактических игр, с помощью которых педагоги развивают у детей социальную компетентность – социальные навыки в разных формах взаимодействия, а также критическое мышление и информационную культуру. Это игры: «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе»,
«Живые прыгалки», «Нарисуй то же своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Покажите нам…», «Волшебные картинки».
Эти и другие актуальные в дошкольном образовании педтехнологии смотрите ниже – в карте педтехнологий. Они позволят педагогам сочетать традиционные и инновационные подходы к организации образовательного процесса, традиционные и новые дидактические и игровые средства в работе с детьми.
Почему нельзя использовать «школьные» технологии
Задача дошкольного образования – развить общую культуру ребенка, передать ему культурный опыт, который не ограничен рамками отдельных учебных предметов. Поэтому педагоги дошкольного образования не могут применять узко предметные технологии, которые ориентированы на то, чтобы дети получили узко предметные знания и навыки.
Также нельзя использовать технологии организации учебной деятельности. Эта деятельность не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Технологии построения учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, в которой субъектную позицию реализует педагог, а ребенок – только объект приложения педагогических усилий, не принимают во внимание потребности и интересы ребенка.
Определенные ограничения при работе с детьми дошкольного возраста имеют информационно-коммуникационные технологии и электронное образование. К ним можно отнести недостаточную ИКТ-компетентность педагогов, небольшую с учетом требований продолжительность занятий детей за компьютером. Кроме того, нет единых программно-методических требований, как применять ИКТ в образовательной деятельности.
Карта педтехнологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые отвечают принципам ФГОС
Краткое описание | Когда можно применять | |
Здоровьесберегающие технологии | ||
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей:
Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах | В специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы: на занятиях по ФИЗО; в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. | ||
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
Направлены:
| В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки здоровья», проблемноигровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий | |
Коррекционные технологии | ||
Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей. Реализуются с помощью:
| В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией | |
Технологии поддержки детской инициативы | ||
Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы | ||
Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии | В разных формах совместной деятельности педагогов и детей (в том числе занятиях), в организации самостоятельной деятельности воспитанников | |
Технология «Ситуация» | ||
Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов: | Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность. Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности. Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка. Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности. Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях). Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться | познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса – коллекционировании (в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др. | |
Технологии позитивной социализации | ||
Технология «Открой себя» | ||
Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:
| В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии, | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
деятельности;
| конструктивного взаимодействия | |
Технология «Воспитание чувств» | ||
Направлена на преодоление «проблем роста», которые В различных формах встречаются у многих детей: взаимодействия педагога
| ||
Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки | ||
Технологии организации экспериментальной деятельности | ||
Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы» | ||
Включает шесть основных этапов:
| При организации наблюдений и поисковой деятельности, при проведении элементарных опытов (кратковременных и долгосрочных, опытов доказательств и опытов исследований, демонстрационных и лабораторных), в том числе в самостоятельном детском экспериментировании | |
Технологии проектной деятельности | ||
Тематический образовательный проект | ||
Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который: | В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии | |
Краткое описание | Когда можно применять | |
Включает пять этапов: Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности. Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей. Этап 3. Реализация запланированных мероприятий. Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта. Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта | с семьями воспитанников (детско-родительские проекты) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
"Педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС"
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультации для педагогов "Педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС "
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Данная консульт...
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству (из опыта работы)
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и...
Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...