Педагогическая диагностика в детском саду
учебно-методический материал

Геворкян Наира Альбертовна

Материал может быть полезен воспитателям при проведении мониторинга программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika_v_detskom_sadu.pptx416.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методист ГИМЦ г.Владимира Геворкян Н.А. Педагогическая диагностика в детском саду

Слайд 2

Педагогическая диагностика Конвенцией о правах ребенка ООН; Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; Уставом МБДОУ «Детский сад № _____»; Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № ____».

Слайд 3

ФГОС ДО «П. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Слайд 4

ФГОС ДО Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.

Слайд 5

Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольногообразования от 28.02.2014 г № 08-249 «Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы…

Слайд 6

« Целевые ориентиры (дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой.

Слайд 7

Педагогическая диагностика –это особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Слайд 8

Мониторинг специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.

Слайд 9

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Слайд 10

Принципы: Принцип объективности Принцип целостного изучения Принцип процессуальности Принцип компетентности Принцип персонализации

Слайд 11

Мониторинг индивидуального развития детей как часть целостной воспитательно-образовательной системы ДОУ При разработке мониторинга индивидуального развития детей в центре внимания – планируемые результаты освоения Программы. В некоторых программах планируемые результаты рассматриваются в двух блоках – освоение детьми содержания программы и развитие личностных качеств. Например, в программе «От рождения до школы».

Слайд 12

Диагностика должна не отбирать детей, а задавать зону ближайшего развития (Л. Выготский ). Цель мониторинга - составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которых основная задача - сохранить маленьких Почемучек.

Слайд 13

Педагогические диагностики (мониторинг) в ДОУ П.Г. Нежнов , Н.А. Короткова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах»; Л. В. Свирская «Мониторинг достижений воспитанниками ДОУ»; Н. А. Бурлакова «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов», О.А. Сафонова «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности» Оценка нервно-психического развития детей с 1 года до 3-х лет по эпикризным срокам – методика Н.М. Аксариной , К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной

Слайд 14

Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. В основу нормативных карт положены два критерия оценки. Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Второй критерий – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

Слайд 15

Четыре основные сферы инициативы ребенка: Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия , коммуникативная функция речи); Познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности

Слайд 16

Как работать с нормативной картой развития? Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка – по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки. Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания - самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним).

Слайд 17

Заполняя карту , воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки: "обычно" (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); " изредка" (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); "нет" (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка

Слайд 18

Метка "обычно" проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки "изредка" и "нет". Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены!

Слайд 19

Конфигурация отметок в заполненной карте может выглядеть примерно так: нет - обычно - изредка; изредка - обычно - изредка; нет - обычно - нет; обычно - изредка - нет; и т.п.

Слайд 20

Критерии Творческая инициатива Инициатива как целеполагание Коммуникативная инициатива Познавательная инициатива Н.г К.г. Н.г К.г. Н.г К.г. Н.г К.г. а) стабильная позиция б )начало освоения более высокого уровня в) на пути к следующему уровню г) прочно застрял на предшествующем уровне (тревога) ПРОТОКОЛ нормативной карты развития

Слайд 21

ПРОТОКОЛ нормативной карты развития Цель: - помочь воспитателю контролировать психологический фон развития ребенка; - выявить насколько самостоятельно справляется с кругом тех бытовых, социальных и личностных задач, которые составляют функциональный фон его жизнедеятельности. Обследовано : 22 ребенка 2 младшей группы (от 3 до 4 лет ). Выводы: Дата _____ В целом в группе благополучная обстановка. Большинство детей стоят на стабильной позиции. Есть дети, которые осваивают новый уровень. Трое детей требуют особого внимания: Эти дети только стали посещать д /сад, сложно проходит адаптационный период . С целью поднятия детей на стабильную позицию необходимо расширить сферу совместной деятельности воспитателя и детей, необходимо предметное наполнение среды, создающее стимул для обращения детей к активной коммуникативной и познавательной деятельности

Слайд 22

Психологический фон развития детей Карта содержит перечень основных позиций, позволяющий воспитателю систематически удерживать в поле внимания процесс формирования бытовых, социальных и личностных задач, которые составляют функциональный фон жизнедеятельности ребенка .

Слайд 23

Составляющие психологического фона Растущая независимость в бытовом плане Контакты со взрослыми Контакты со сверстниками Положительное отношение к себе Показатели бла список получия группы Уверенно справляетсяс бытовыми задачами Стремится к самообслуживанию Легко обращается за помощью Делится впечатлениями и эмоциями Легко вступает в контакты Имеет близких друзей Демонстрирует свои достижения Защищает себя и свои права Карта психологического фона развития ( отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника) Возрастная группа _________________ Дата заполнения ______________________ Воспитатель _____________________________________________

Слайд 24

Задача, решаемая в данных условиях самим ребенком Основные показатели: Демонстрирует растущую независимость в решении бытовых задач Ведет себя свободно и уверенно в бытовых ситуациях (ест то, что нравится и сколько захочет; пользуется туалетом по потребности; отдыхает, если устал; осуществляет личную гигиену; следит за удобством обуви и одежды и т.д.). Стремится самостоятельно решать свои бытовые задачи, обращается за помощью только в случае реальной необходимости. Контактирует со взрослыми Не затрудняется обращаться с вопросами и просьбами. Делится впечатлениями и эмоциями. Контактирует со сверстниками Легко вступает в контакты. Имеет близких друзей. Положительно относится к себе Демонстрирует свои достижения. Защищает себя и свои права.

Слайд 25

Карта заполняется одновременно с картой развития . Основой оценки служат данные наблюдений за ребенком во всех сферах его жизнедеятельности. Заполняя карту, необходимо ставить против фамилии каждого ребенка отметки во всех колонках , используя два вида маркировки: "да" и "нет".

Слайд 26

Выводы и рекомендации Анализ полученной картины: а) стабильная позиция; б )начало освоения более высокого уровня; в) на пути к следующему уровню; г) прочно застрял на предшествующем уровне (тревога) Что делать? (изменение РППС, внесение новых атрибутов игр, чтение художественной литературы, индивидуальная работа и т.д .) Спасибо за внимание!

Слайд 27

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика в детском саду

Материал содержит готовые матрицы (таблицы) с критериями по каждой группе. Разработано с учётом ФГОС....

Организация педагогической диагностики в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

  Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая д...

Особенности организации педагогической диагностики в детском саду

Для педагога важно замечать положительные качества в развитии ребенка в первую очередь, а потом уже определять и решать проблемы....

Консультация для педагогов: "Психолого-педагогическая диагностика в детском саду"

В материале содержится информация о психолого-педагогической диагностике в ДОУ, ее видах, описываются принципы взаимодействия педагогов с детьми при проведении диагностического обследования....

Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО и инновационной программы «От рождения до школы»

Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы....

Диагностический инструментарий Приложение 1.1 Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Диагностический инструментарий Приложение 1.1Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО...