Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ
статья (старшая группа) на тему
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ
Воспитатель Позднякова Нина Тихоновна
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Глуховский детский сад Алексеевского района Белгородской области
Развитие мировой цивилизации в наступившем веке обусловлено сложным и диалектически противоречивым процессом глобализации, который проявляется не только в тенденциях к объединению, но и в трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, что приводит к нарушению полоролевой социализации мужчин и женщин, и, как следствие, к социальной дезадаптации. В этой связи возникает необходимость формирования уже на ранних этапах онтогенеза умений взаимодействовать с представителями противоположного пола. Однако специально организованный воспитательный процесс образовательных учреждений, основной целью которого является раскрытие и развитие индивидуальных способностей человека, ориентирован на воспитание ребенка, при этом почти не обращается внимания на половые психологические особенности детей. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс направлен на развитие «усредненного существа».
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве. Так, согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с детьми в режиме развития, что может быть достигнуто посредством опоры на научную обоснованность и практическую применимость образовательных программ. На первый план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, организуемого на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка. Подобного рода результаты становятся возможными благодаря интегрированному подходу к реализации всех образовательных областей. В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется «Социализация». Ее содержание направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Гендерный подход в образовании как одно из проявлений личностно- ориентированного (ненасильственного) взаимодействия педагогов и родителей с детьми, реализующий эгалитарную и индивидуально ориентированную модель гендерной социализации, опирается на следующие принципы:
- отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;
- отсутствие ориентации на их «особенное предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей»;
- реализацию ролей гендерного равенства;
- обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;
- создание реальных условий для возможности быть разными девочками и мальчиками.
Перед работниками ДОУ стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы. Воспитатель МДОУ Глуховский детский сад Алексеевского района Белгородской области Позднякова Нина Тихоновна попыталась решить данное противоречие посредствам игровых технологий в условиях ДОУ.
Цель педагогической деятельности: разработать систему работы воспитателя, направленную на гендерную социализацию личности дошкольников в процессе целенаправленной организации их игровой деятельности в условиях ДОУ.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
- Создание условий для игровой деятельности дошкольников с учетом их гендерных особенностей, способствуя обогащению и развитию социального опыта растущей личности.
- Формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
- Формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли;
- Формирование адекватной полу модели поведения.
Для достижения цели и решения задач, была разработана система работы, которая включает в себя мероприятия, проводимые с педагогическими работниками, родителями воспитанников и непосредственно с детьми.
Большое внимание уделялось информированию, обучению педагогических кадров, составлению информационной базы, которая постоянно пополняется. Положено начало созданию библиотек и медиатек. Обучение педагогических кадров осуществлялось на методических объединениях, педагогических советах. Участники реализуемой системы работы регулярно обменивались опытом в процессе проведения круглых столов, открытых мероприятий, совещаний. Методическим центром были разработаны рекомендации. Оформлен информационный стенд, проводились консультации для педагогов. В ДОУ проведены педагогические советы, на которых рассмотрены вопросы гендерной социализации дошкольников.
Важным аспектом работы являлось взаимодействие с родителями. Стремление педагогов заинтересовать родителей, вовлечь в систему работы, сделать своими помощниками, было вознаграждено активностью родителей при проведении родительских собраний, родительского всеобуча, совместных мероприятий для детей и родителей, при анкетировании. Впервые был организован конкурс «Семья сада». В процессе конкурса, организовывались задания для мам и дочек, пап и сыновей, для всей семьи. Мероприятие стало настоящим праздником, ярким, радостным, красивым, нужным.
Гендерному воспитанию детей уделялось особое внимание. Оно осуществлялось на образовательной деятельности в ДОУ, при проведении различных мероприятий, через дидактические, сюжетно-ролевые игры, режимные моменты в детском саду и др.
Работа в данном направлении представлена следующими блоками:
Блок 1. Мужчина и женщина, – какие они? Цикл занятий данного блока позволяет:
- Уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
- Обогатить представления о мужских и женских профессиях.
Часто мальчиков привлекают сильные и смелые представители мужских профессий: полицейские, пожарные. О других, не менее героических профессиях (вертолетчики, подводники, спасатели, охотники, рыболовы на суднах, геологи, альпинисты, каскадеры и др.) они, к сожалению, мало знают.
Блок 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина. Все виды деятельности этого блока призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные в содержание этого блока разные виды деятельности взаимосвязаны.
- Блок 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы. В процессе выполнения заданий этого блока формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Для отслеживания результатов работы проводились контрольные срезы формирования гендерной социализации у детей дошкольного возраста.
Выявление уровня полоролевой социализации у дошкольников проводилось с помощью диагностического инструментария. Диагностика позволила оценить результаты педагогического воздействия на формирование гендерной социализации у детей разного уровня. Полученные результаты свидетельствовали о положительной динамике отслеживаемых показателей.
Это убедительно доказывает, что использование представленной системы работы воспитателя по формированию основ гендерных моделей поведения в процессе организации игровой деятельности дошкольников в условиях ДОУ позволяет достичь необходимого уровня их гендерной социализации на этапе дошкольного детства. При этом формирование гендерной культуры личности дошкольника необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями воспитательно-образовательной работы. Следовательно, формирование гендерной социализации дошкольников через организацию игровой деятельности эффективно и доступно к использованию в работе с дошкольниками в ДОУ.
Библиографический список
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.70 - 77.
- Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008.
- Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - СПб.: Тускарева, 2000.
- Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - с. 2 - 5.
- Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. №1. С. 57-68
- Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. - М., 1978.
- Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии.- 2000.- №2. - с. 65-69.
- Каменская В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов // Детская психология с элементами психо- физиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2005. - с.148-150.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-610211-1426940204.gif)
статья "Социализация личности дошкольника с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой детельности"
В статье раскрываются цели и задачи, методы и приёмы на каждом этапе работы с детьми по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-899477-1618499715.jpg)
Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями
Перед каждым человеком в определённый момент встаёт вопрос : " Кем быть?" . Выбор профессии очень важное дело ,ведь найти занятие по душе ,чтобы с радостью идти на работу и выполнять достойно своё- де...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528658-1416079167.jpg)
Социализация личности дошкольника-как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе"
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному об...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-631585-1702227670.jpg)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем стоит основн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229658-1364369934.jpg)
Спортивная среда как условие формирования гендерной культуры личности дошкольника»
Материал содержит примерные конспекты занятий по физической культуре для девочек и для мальчиков....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/21/picture-1270943-1600699715.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк...