Инклюзивное образование в ДОО.
учебно-методический материал
Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou_41.docx | 79.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность работы МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида
по инклюзивному образованию.
Подготовила ст.воспитатель –Коннова Л.А.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими.
Возникает ряд вопросов:
как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?
как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада.
Инклюзивное образование МБДОУ строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств
воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят наблюдение за детьми ив процессе обсуждения составляют образовательный план действий,направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).
Задачи инклюзивного сада:
– создание уютного, комфортного пространства для всех
– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество
– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Наш детский сад осуществляет инклюзивное образование с 2009 года и по сей день. В МБДОУ д\с №41 комбинированного вида функционирует 2 группы компенсирующей направленности ( старшая и подготовительная к школе) для детей с тяжелыми нарушениями речи. Количество детей в группах колеблется от 10 до 17 человек, общее количество составляет 30-32 человека.
С 2018 года образование в группах организуется по АООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи . Результаты освоения образовательной программы заносятся в карты, отслеживаются и корректируются с учетом возможностей детей. Группы компенсирующей направленности обеспечены техническими средствами обучения, кадрами( в группах работает по 2 воспитателя) прошли курсы повышения квалификации, имеют категории. Обеспечены специалистами: логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
РППС в группах соответствует адаптированной основной образовательной программе образования ( Нищева Н.В.)постоянно пополняется.
Специалисты ДОО обеспечивают партнерское взаимодействие между собой и родителями дошкольников.
В МБДОУ созданы условия для работы с детьми-инвалидами. Развитие таких детей осуществляется в группах общеразвивающей направленности и строится по адаптированной образовательной программе(АОП). Все специалисты ДОУ организуют работу с ребенком ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту. (ИОМ)
РППС группы организуется с учетом особенностей ребенка-инвалида. В нашем МБДОУ обучается с 2018 уч.г. один ребенок-инвалид(с общим недоразвитием речи)
МБДОУ осуществляет тесное взаимодействие с родителями ребенка-инвалида, выстраивая партнерские отношения.
Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с особыми образовательными потребностями, так в 2018 году прошли курсы повышения 3 педагога.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности инклюзивного образования.
При условии реализации инклюзивного образования предполагается получение следующих результатов работы:
освоение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ дошкольного образования повышение познавательной активности, которую могут субъективно оценить педагоги и родители детей;
улучшение показателей развитости психических процессов (внимания, памяти, мышления);
овладение умениями самоконтроля, умениями следовать∙ инструкции, сохранять заданный способ действия длительное время;
снижение дезадаптивных форм поведения;
улучшение результатов в усвоении школьных навыков;
улучшение показателей смысловой памяти, произвольного владения речью, то есть обучение приемам логического запоминания;
освоение навыков в самостоятельности принятия решения, отстаивание своих жизненных позиций;
повышение школьной мотивации, сформированность активной жизненной позиции; овладение эмоциональным и моторным самовыражением, безопасным способом разрядки;
повышение профессиональной компетентности педагогов;
удовлетворенность качеством образовательных услуг целевых групп потребителей (родителей и обучающихся);
конкурентоспособность образовательного учреждения в социуме.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений воспитанников с ОВЗ по освоению образовательной программы;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики воспитанников с ОВЗ на разных этапах обучения и воспитания;
количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
— активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов.
Таким образом, коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется через совместное сотрудничество многопрофильных специалистов ДОУ. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Так как контингент детей с ОВЗ неоднороден, при подготовке к школе сочетаем индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы обучения, в рамках которого используем гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.
Контроль по реализации инклюзивного образования направлен на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития ребенка, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Таким образом, инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.
Опыт показывает, что любую проблему необходимо решать комплексно, то есть сочетать педагогические, методические, организационные, кадровые, административно-хозяйственные, исследовательские, экспериментальные и многие другие методы в реализации поставленных задач.
Мониторинг эффективности проводимой работы в ДОУ по созданию условий инклюзивного образования показал достаточный уровень готовности детского сада к работе с детьми ОВЗ ( с ТНР и ОНР, детей –инвалидов по категории нарушения речи)
Протокол компетенции профессиональной деятельности
воспитателя
Принципы и приемы работы воспитателя в инклюзивной группе | |||
Гр.5 | Гр.6 | Гр.7 | |
Интерес к занятиям ребенка | 2 | 2 | 2 |
Забота о наличии заинтересованности ребенка | 2 | 2 | 2 |
Поддержка безопасной и социально приемлемой активности ребенка | 2 | 2 | 2 |
Предоставление ребенку возможности выбирать | 2 | 2 | 3 |
Поддержка ребенка в выражении своих чувств | 2 | 2 | 2 |
Поддержание режима дня, недели в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей Создание доступной образовательной среды | 2 | 2 | 2 |
Диагностика интересов детей и размещение в среде игрушек и предметов в соответствии с их интересами | 2 | 2 | 2 |
Диагностика актуального уровня развития детей и организация среды в соответствии с зоной их ближайшего с их интересами развития | 2 | 2 | 2 |
Присоединение к инициативе ребенка | 2 | 2 | 2 |
Внесение новизны в игру ребенка | 2 | 2 | 3 |
Создание проблемных ситуаций | 2 | 2 | 2 |
Использование вербального объяснения того, что в фокусе ребенка | 2 | 2 | 2 |
Вызывание речи, поощрение высказываний ребенка | 2 | 2 | 2 |
Организация развивающих заданий для детей | 2 | 2 | 2 |
Организация заданий в соответствии с базовым компонентом при учете индивидуальных особенностей ребенка | 2 | 2 | 2 |
Построение заданий с учетом возможностей детей | 2 | 2 | 2 |
Разработка разноуровневых заданий и задач для детей с разным уровнем развития | 2 | 3 | 2 |
Организация совместной деятельности детей в группе и микрогруппах | 2 | 2 | 2 |
2 | 2 | 2 |
–0 компетенция не наблюдается;
–1 компетенция наблюдается редко;
–2 компетенция наблюдается часто;
– 3 компетенция наблюдается во время контроля.
Карта контроля анализа организации предметно-развивающей среды
образовательного процесса
Критерии | Показатели работы воспитателя | Уровень | Группы | ||
Безопасность | наличие игр, влияющих на | В | в | в | |
развитие умственных | |||||
способностей детей | |||||
использование народных | в | в | в | ||
традиций для развития | |||||
творческих игр детей | |||||
наличие панно – картин, картин – | в | в | с | ||
схем, костюмерных, модулей | |||||
обеспеченность игровым | в | в | в | ||
материалом, игрушками в | |||||
соответствии с возрастом и | |||||
развитием | |||||
Создание условий для | в | в | в | ||
организации творческих игр на | |||||
участке | |||||
место игры в режиме дня | в | в | в | ||
Комплексно | умение проектировать развитие | в | в | в | |
е | игровой деятельностью, | ||||
руководство | планировать приемы, | ||||
игровой | направленные на ее развитие | ||||
деятельность | уровень детской компетенции, | ||||
ю | соответствующей возрасту | ||||
коммуникативные навыки, | в | в | с | ||
позволяющие вступать во | |||||
взаимодействие со взрослыми и | |||||
сверстниками | |||||
активизирующее общение | в | в | в | ||
воспитателя с детьми (вопросы, | |||||
проблемные ситуации, советы) | |||||
наличие в игре и воображаемыми | в | в | в | ||
предметами заместителями и | |||||
воображаемыми предметами | |||||
методическая работа и работа с | |||||
родителями по развитию игровой | В | В | В | ||
деятельности. |
Условные обозначения: Высокий уровень
Низкий уровень
Средняя группа
Высокий уровень: Критерии и показатели проявляются в полной степени
Средний уровень: Критерии и показатели просматриваются, но имеют фрагментарный характер
Низкий уровень: Критерии и показатели отсутствуют, либо выражены слабо.
ребенок
Присоединение к инициативе ребенка
Внесение новизны в игру ребенка
Создание проблемных ситуаций
Использование вербального объяснения того, что в фокусе ребенка
Вызывание речи, поощрение высказываний ребенка
Оказание помощи ребенку при затруднении
Организация развивающих заданий для детей
Организация заданий в соответствии с базовым компонентом при учете индивидуальных особенностей ребенка
Построение заданий с учетом возможностей детей
Разработка разноуровневых заданий и задач для детей с разным уровнем развития
Организация совместной деятельности детей в группе и микрогруппах
Принципы и приемы работы воспитателя в | Дата обследования |
инклюзивной группе |
Базовые компетенции
Знание теории развития детей
Знание и понимании уникальных потребностей, сильных сторон и потенциальных возможностей каждого ребенка в группе
Владение разнообразными методами обучения и воспитания
Поддержка индивидуальных навыков и достижение каждого ребенка
Забота безопасности ребенка
Забота о комфорте ребенка
Предложение помощи
Проявление уважительного отношения к ребенку
Создание позитивной, принимающей атмосферы в группе
– компетенция не наблюдается;
– компетенция наблюдается редко;
– компетенция наблюдается часто;
– компетенция наблюдается во время контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
- Мне нравится (2)