План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» в МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2018-2021 гг.
материал
Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_lichnyy_vklad.docx | 544.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»
рото кол от «15» августа 2017 г. № 1
Введение
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика
- коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
- МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» реализуются Образовательная программа дошкольного образования в основе которой лежит основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС ДО указывают на реальные виды деятельности. Использование в процессе обучения образовательных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность коррекционно-развивающего процесса, создает условия для
смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.
Педагогические технологии, используемые в ДОУ
- Здоровьесберегающее технологии
- Технологии проектной деятельности
- Технологии исследовательской деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии
- Личностно-ориентированные технологии
- Технология портфолио дошкольника
- Технология портфолио педагога
- Игровая технология
- Технология коллективного способа обучения
- Технология интегрированного обучения
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Воспитатель предоставляет возможность детям самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни и деятельности
- Предоставляет возможность самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях.
- Предоставляет детям возможность практического овладения навыками соблюдения безопасности при выполнении дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассаже пальцев и ладоней рук и т.д.
- Поощряет самостоятельную двигательную активность детей, поддерживает положительные эмоции.
Воспитатель поддерживает и развивает детскую инициативность
- Поддерживает стремление у детей развивать координацию и гибкость
- движений, крупную и мелкую моторику рук.
- Поддерживает стремление детей узнавать о возможностях собственного организма, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни.
Воспитатель поощряет творческую двигательную деятельность
- Предоставляет возможность детям использовать воображаемые ситуации, игровые образы (животных, растений и т.п.) на физкультурных минутках и т.д.
- Предоставляет возможность активно использовать предметы для самостоятельной двигательной деятельности.
- Предоставляет возможность детям использовать элементы двигательной активности в разных видах деятельности.
- Предоставляет возможность детям видоизменять подвижные игры новым содержанием, усложнением правил, введением новых ролей.
Воспитатель поддерживает диалоги детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны, поощряют использование различных источников информации
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной
работы в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатель поддерживает самостоятельность и уверенность детей в выполнении действий
- Поддерживает стремление детей проговаривать свои желания, чувства и мысли.
- Поддерживает и поощряет самостоятельность в действиях с предметами.
- Предоставляет возможность детям проявлять самостоятельность.
- Поддерживает стремление к самостоятельному познанию пространства.
- Предоставляет возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель поддерживает инициативу в разных видах деятельности
- Предоставляет возможность выбора игрушек, действий, партнеров по игре и совместным действиям.
- Помогает ребенку осознать собственные цели, предоставляют возможность реализовать задуманное.
- Поощряет стремление ребенка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) с взрослыми и сверстниками.
- Поддерживает инициативу ребенка в движении, в стремлении преодолевать препятствия.
- Поощряет инициативу в обследовании новых предметов, стремлении освоить действия с ними.
Воспитатель способствует развитию предпосылок творчества
- Поощряет перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия.
- Поощряет использование в игре предметов-заместителей.
- Поддерживает вокализации звуков и импровизации движений под музыку.
Воспитатель поощряет детей использовать разные источники информации, опираться на собственный опыт
- Поддерживает любознательность детей, позволяя исследовать предметы и материалы, наблюдать за явлениями и событиями окружающей действительности.
- Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной
- работы в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
Воспитатель поощряет самостоятельную познавательную деятельность детей
- Поощряет самостоятельное использование детьми познавательного опыта в разных видах деятельности.
- Предоставляет возможность самостоятельно планировать познавательную деятельность (обозначение, удержание или изменение цели, определение последовательности действий, фиксация и оценка конечного результата, стремление достичь хорошего качества).
- Предоставляет право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для удовлетворения собственных познавательных интересов.
- Поддерживает в стремлении находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий.
- Уважительно относится к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).
Воспитатель поощряет познавательную инициативу ребенка
- Поощряет инициативу ребенка в познании (стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, задавание вопросов и др.).
- Поддерживает инициативу в организации совместных познавательных действий со сверстниками (играть, конструировать, экспериментировать и пр.).
Воспитатель поддерживает развитие творческих способностей детей в познавательной и речевой деятельности
- Поощряет поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
- Поддерживает стремление использовать предметы окружающей обстановки оригинальным способом.
Воспитатель поощряет детей в обращении к разнообразным источникам информации
- Предоставляет возможность обмениваться информацией.
- Поощряет детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям.
- Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Речевое развитие»
Воспитатель поощряет самостоятельную речевую деятельность детей
- Поддерживает в стремлении находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий.
- Уважительно относится к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).
Воспитатель поощряет познавательную инициативу ребенка
- Поощряет инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросов и др.).
- Поощряет интерес к познавательной литературе и символическим языкам (энциклопедии, графические схемы и пр.).
Воспитатель поддерживает развитие творческих способностей детей в речевой деятельности
- Поощряет поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
- Поощряет словотворчество.
Воспитатель поощряет детей в обращении к разнообразным источникам информации
- Предоставляет возможность обмениваться информацией.
- Поощряет детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям
- Обеспечивает возможности для обогащения словаря (знакомит с названиями предметов и явлений, действиями, свойствами и качествами, назначением, помогает освоить слова, обозначающие видовые и родовые обобщения, уточняет смысловые оттенки слов, переносных значений и т. д.).
- Создает условия для овладения детьми грамматическим строем речи (освоение морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний, овладение способами словообразования).
- Развивает диалогическую и монологическую связную речь детей.
- Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы.
- Развивает речевое творчество (изменение и придумывание слов и т. д.).
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной
работы в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель поощряет самостоятельность в художественно – продуктивной, музыкальной и театрализованной деятельности
- Поддерживает стремление детей замечать красоту окружающего мира, передавать впечатления об окружающем различными средствами.
- Поощряет организованную изобразительную, музыкальную, театрализованную и конструктивную деятельность детей.
- Предоставляет возможность и право самостоятельно определять цели и
- средства, технику и результаты творческой деятельности, исходя их собственных позиций, предпочтений.
Воспитатель поощряет творческую инициативу детей
- Поддерживает стремление проводить разнообразную творческую деятельностью
- Поощряет стремление к свободному выбору сюжета и изобразительных средств.
Воспитатель создает широкие возможности для творчества и самовыражения детей в разных видах деятельности
- Поощряет активность и экспериментирование с цветом, композицией, в освоении и использовании различных изобразительных материалов и техник.
- Поощряет возникновение разнообразных игровых замыслов.
- Поощряет исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, импровизацию средствами мимики, пантомимы, импровизацию в пении.
Воспитатель предоставляет возможность детям получать информацию из разнообразных источников
- Поощряет обмен между детьми информацией творческого характера, поддерживает обращение ребенка к собственному опыту, знаниям и умениям в разных видах творческой деятельности.
- Поддерживает стремление детей получать информацию о творческой жизни детского сада, города, страны (книги, альбомы, телепередачи, слайды, мероприятия и пр.) из разных источников.
Этапы реализации плана личного вклада педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Цель: обеспечение качественного освоения образовательной программы
дошкольного образования через использование педагогических образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Период работы сентябрь 2018 – май 2021 г.
- этап (2018 г. -2019 г.)
Теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач. Практическая работа по внедрению, использованию педагогических образовательных технологий в образовательной деятельности (здоровьесберегающее технологии, личностно-ориентированные технологии).
2 этап (2019 г.-2020 г.)
Практическая работа по внедрению, использованию педагогических
образовательных технологий в образовательной деятельности (здоровьесберегающее технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии проектной деятельности)
3 этап (2020 г.-2021 г.)
Обобщение и систематизация результатов работы по использованию педагогических образовательных технологий в образовательной деятельности.
Предполагаемые результаты использования инновационных технологий
- Качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей воспитанников;
- Усиление мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста;
- Развитие познавательных интересов и творческой активности воспитанников;
- Развитие исследовательских способностей дошкольников;
- Развитие коммуникативных способностей детей.
Технология личностно-ориентированного обучения
Цель: организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- Создать максимально развивающую среды, открывающую возможность для полноценного развития личности ребенка;
- Рационально организовать и активизировать познавательную деятельность воспитанников;
- Обеспечить развитие творческих способностей детей;
- Активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
Технология личностно-ориентированного обучения обеспечивает комфортные, бесконфликтные условия развития личности ребенка, раскрытие его индивидуальных способностей, создает «ситуацию успеха», развивает познавательные и творческие способности обучающихся
Позиция педагога в личностно-ориентированном образовании предполагает:
- оптимистический подход к ребенку, умение видеть перспективы развития его личностного потенциала и максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как к личности, способной учиться по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Результатами использования технологии личностно-ориентированного обучения являются:
- Комфортная развивающая среда, открывающая возможность для полноценного развития личности ребенка;
- Рациональная организация и активизация познавательной деятельности воспитанников;
- Развитие творческих способностей детей;
- Активизация самостоятельной деятельности воспитанников.
Информационно-коммуникационные технологии
Цель: обеспечение качественного освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками
Задачи:
- Обеспечить создание максимальной развивающей среды, открывающей возможности для всестороннего развития ребенка;
- Активизация познавательной деятельности воспитанников в организованной образовательной деятельности;
- Обогащение содержания изучаемых тем
Результаты:
- Развитие различных видов мышления;
- Расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности воспитанников;
- Обогащение содержания изучаемого материала.
Здоровьесберегающие технологии
Цель: способствование формированию психически устойчивой, физически развитой, нравственной личности дошкольника.
Результаты:
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- Повышение качества образовательного процесса;
- Усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности дошкольников;
- Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- Воспитание у детей культуры здоровья, стремления грамотно заботиться о своем здоровье.
- целью предотвращения перегрузки воспитанников и сохранения их здоровья используются различные приемы и методы:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм, освещенность, дизайн;
- физиологически грамотное построение образовательной деятельности,
- строгая дозировка образовательной нагрузки;
- смена видов деятельности.
Технологии проектной деятельности
Цель: развитие творческих способностей, самостоятельной познавательной активности.
Задачи:
- Создать условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- Обеспечить развитие коммуникативных способностей воспитанников
- Рационально организовать и активизировать познавательную деятельность воспитанников.
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:
- ориентированы на получение конкретного результата;
- индивидуализация процесса обучения;
- способствуют социализации воспитанников в процессе обучения
- требуют от педагога организации образовательного пространства;
- устанавливают качественно новые взаимоотношения между учителем-логопедом и воспитанником
- способствуют творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Название | Цель | Механизм реализации | Сущность |
технологии | |||
Личностно- | Признать в каждом | Личностно- | Ребенок |
ориентированные | воспитаннике | ориентированное | развиваться в |
технологии | неповторимую | обучение | собственном |
личность; | воспитанников в | темпе, по своей | |
формировать | ДОУ, это | образовательной | |
социально значимые | целенаправленное | траектории. | |
качества; создать | формирование всех | ||
условия для | качеств его личности, | ||
использования | с учетом его | ||
полученных знаний. | особенностей. Это | ||
определение уровня | |||
освоения программ с | |||
помощью | |||
диагностических | |||
методик | |||
Технологии | Развитие и | Способствует | Позволяет учить |
проектной | обогащение | творческому | детей |
деятельности | социально- | развитию детей. | проблематизации; |
личностного опыта | целеполаганию и | ||
посредством | планированию | ||
включения детей в | содержательной | ||
сферу | деятельности; | ||
межличностного | элементам | ||
взаимодействия. | самоанализа; | ||
представлению | |||
результатов своей | |||
деятельности и | |||
хода работы; | |||
презентаций в | |||
различных формах | |||
с использованием | |||
специально | |||
подготовленного | |||
продукта | |||
проектирования | |||
(макетов, плакатов | |||
моделей, | |||
театрализации, | |||
сценических | |||
представлений); | |||
практическому | |||
применению | |||
знаний в |
различных | |||
ситуациях | |||
Обеспечение | При планирование и | Это технология | |
Здоровье- | ребенку | проведение | способствует |
сберегающая | возможности | различных видов | снижению |
технология | сохранения | деятельности | заболеваемости; |
здоровья, | учитываем возрастные | снижению | |
формирование у | особенности | усталости и | |
него необходимых | воспитанников; | утомляемости; | |
знаний, умений, | создание | укрепляет здоровье | |
навыков по | благоприятного | воспитанников; | |
здоровому образу | психологического | формирует | |
жизни. | климата в группе; | устойчивый | |
распределение | интерес к | ||
физической нагрузки | двигательной | ||
с учетом физических | деятельности. | ||
возможностей. | |||
Информационно- | Повысить качество | • приобщения детей к | Способствует |
коммуникативные | обучения, используя | современным | повышению |
технологии | информационно - | техническим | качества |
коммуникативные | средствам передачи и | образовательного | |
технологии на | хранения | процесса: учитель- | |
занятиях. | информации. | логопед получает | |
создание единого | возможность | ||
информационного | • позволяет | профессионального | |
пространства | стимулировать | общения с | |
образовательного | познавательную | широкой | |
учреждения, | активность детей и | аудитории | |
системы, в которой | участвовать в | пользователей сети | |
задействованы и на | освоении новых | Интернет, | |
информационном | знаний. | повышается его | |
уровне связаны все | социальный статус. | ||
участники учебно- | • Сотрудничество с | Использование | |
воспитательного | семьей ребенка в | ЭОР (электронных | |
процесса: | вопросах | образовательных | |
администрация, | использования ИКТ | ресурсов) в работе | |
педагоги, | дома, особенно | с детьми служит | |
воспитанники и их | компьютера и | повышению | |
родители. | компьютерных игр. | познавательной | |
мотивации | |||
• обеспечивает | воспитанников, | ||
планирование, | соответственно | ||
контроль, | наблюдается рост | ||
мониторинг, | их достижений. | ||
координацию работы | Родители, | ||
педагогов и | прислушиваются к | ||
специалистов. | советам учителя- | ||
логопеда, активнее | |||
участвуют в | |||
групповых | |||
проектах. |
Использование современных образовательных технологий
воспитателем в 2018 -2021 гг.
Технология | Уровень | Результат использования технологий |
использования | ||
Личностно- | Методические | Повышение качества освоения |
ориентированное обучение | приёмы. | образовательной программы |
Отдельные | дошкольного образования, | |
компоненты | всестороннее развитие личности | |
Здоровьесберегающие | Отдельные | Уменьшение пропусков по болезни. |
технологии | компоненты | Отсутствие снижения уровня зрения, |
осанки воспитанников | ||
Информационно- | Отдельные | Создание и обновление |
коммуникационные | компоненты | дидактического материала, |
технологии | Подготовка презентаций, | |
Повышения эффективности своей | ||
профессиональной деятельности | ||
Проектные методы | Методические | Переход на практическую |
обучения | приёмы | направленность проектов |
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволит повысить мотивацию детей, практическую направленность образовательной деятельности, добиваться более высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе.
Список литературы
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека
программы: методики. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез,
2008.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
- Лихачев Б.Т. Проблемы развития воспитательного процесса // Советская педагогика. 1979. - № 3.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие.
— М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...
«План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» в МБДОУ Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2022 гг.»
laquo;План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» в МБДОУ Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2022 гг.»...
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» в МБДОУ Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2022 гг.
План воспитателя «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» в МБДОУ Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2022 гг....
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» Программа «Личный вклад педагога в совершенствование
"Не стыдно не знать, стыдно не учиться". Объяснить значение этой половицы можно так: человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое...