Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы ДОУ
статья

Шубина Татьяна Александровна

В статье представлен опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в системе работы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы ДОУ

В нашу повседневную жизнь прочно вошли информационные технологии. Без них уже нельзя представить ни одно предприятие, офис, организацию. Не обошли стороной информационно-коммуникационные технологии и образование, в том числе дошкольное. Современное обучение и информационные технологии – эти два понятия неотрывно связаны друг с другом, без использования информационных  технологий обучение не может называться современным. Анализируя работу с детьми, проводимую воспитателями, я стала замечать низкий интерес к традиционным наглядным пособиям (картинкам, игрушкам и т.п.).

Проведя опрос среди родителей, выяснила, что у большинства дома имеется компьютер, дети проявляют к нему интерес. А многие дети с удовольствием играют в развивающие игры. Из всего этого я сделала вывод  о необходимости применять в работе с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационные технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике. Актуальность данной проблемы заключается в том, с развитием современной информационной технологии, система «ребёнок – компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Для внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему работы ДОУ я создала систему, состоящую из трёх частей:

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с педагогами.
  2. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.
  3. Взаимодействовать с родителями через сайт.

Для реализации первой части мной был составлен проект для педагогов «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе». Целью проекта было повышение профессионального уровня педагогов. Данный проект содержал как теоретические, так и практические семинары-практикумы, на которых знакомила педагогов со способами использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми. На практических семинарах практикумах учила составлять презентации, используя видеофрагменты, фотографии, отрывки из сказок, звуковое сопровождение. Заключительным этапом работы по проекту было внедрение полученных навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями в систематическую работу. В результате внедрения данной технологии в работу с детьми я пришла к выводу, что использование данных технологий позволяет более доступно преподнести материал детям, используя красочный фото и видео материал. Кроме того позволяет объяснить детям такие явления, как айсберг, тайфун, смерч, побывать в различных уголках Земного шара, большинство детей гораздо лучше усваивают материал по сравнению с традиционными формами, проявляют больший интерес и познавательную активность при изучении нового материала по данной методике. Из всего этого сделала вывод, что использование ИКТ в работе с детьми увеличивает процент усвоения материала детьми.

Для реализации второй части мной был организовала клуб развивающих игр «Технарик» с использованием ИКТ. Клуб предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Основной целью работы клуба является формирование у детей дошкольного возраста положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей. Чем раньше ребёнок познакомиться с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у детей практически нет страха перед техникой.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Кроме того, учёные отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Общение детей с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря работе на компьютере становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребёнка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Работая над проблемой использования информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, ставила несколько задач:

  • развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий;
  • закрепление знаний и умений детей по основной программе, реализуемой в ДОУ;
  • развитие абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания;
  • совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них;
  • расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек – компьютер»;
  • воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.

Тематика заседаний клуба разнообразна и тесно связана с программным материалом. В тематическом плане клуба нашли отражение такие образовательные области, как «Познание», «Коммуникация», «Изобразительное творчество».

На заседаниях клуба я широко использую программу Paint для создания графических изображений. При помощи этой программы дети учатся создавать поздравительные открытки к праздникам для родных и друзей.

Кроме того, на заседаниях клуба мной используются развивающие игры по ПДД. Игры математического характера помогают формировать у детей логическое мышление, память. Игры по обучению грамоте помогают детям закреплять те умения и навыки, полученные на занятиях у логопеда.  

В конце учебного года, проведя обследование детей, выявила следующие результаты:

  • углубление знаний о мире техники;
  • умение логически мыслить, решать логические задачи, обобщать, сравнивать, составлять алгоритм;
  • самостоятельно решать поставленные задачи;
  • расширение кругозора;
  • активизация речи детей, обогащение словарного запаса;
  • умение пользоваться планом, ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
  • умение фантазировать на заданную тему;
  • умение легко общаться с взрослыми на интересующую тему.

Для реализации третьей части  был создан сайта (www.detsadlych14.moy.ru) для взаимодействия с родителями детей. Использование данной технологии обусловлено всё большей компьютеризацией общества, занятостью родителей, которые по объективным причинам не могут много времени уделять общению с воспитателями и лично интересоваться достижениями своего ребёнка. Для того чтобы помочь родителям больше узнавать о проблемах воспитания, достижениях своего ребёнка и просто о жизни детского сада я решила использовать Интернет. Основными задачами при разработке информационного портала я ставила:

  • информирование родителей о работе детского сада и достижениях детей;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и образования;
  • помощь в осуществлении общения родителей детского сада между собой;
  • помощь в организации совместной деятельности родителей и детей.

         Свою работу в данном направлении я строю на основе методических рекомендаций Т.С.Комаровой «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», Н.В.Макаровой «Информатика и ИКТ», методические разработки А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах». Кроме того использую материал Интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

"Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя"

В консультации "Использование инновационных логопедических технологий в системе работы воспитателя" показано, как в дошкольных учреждениях можно использовать логопедические технологии для улучшения ре...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Использование информационно-коммуникационных технологий, мнемотехники, знаковой системы при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с героической историей нашей Родины в рамках темы "День Победы"

Разработанные с использованием ИКТ методические материалы позволяют всесторонне отразить тематику. Материалы разработаны с учётом специфики дистанционной работы: в частности, графические диктанты выгл...