Создание условий для понимания текста профессионального стандарта через технологию «Мозговой штурм»
методическая разработка

В статье представлено использование технологии "Мозговой штурм" для подготовки педагогов к введению профессионального стандарта "Педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мозговой штурм21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для понимания текста Профессионального стандарта через технологию «Мозговой штурм»

Метод «Мозгового штурма» был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих участие в «Мозговом штурме» и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике.

Основные этапы «Мозгового штурма»:

1 этап. Постановка проблемы. Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2 этап. Генерация идей. Это основной этап, и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений.
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи.
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать.
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей.

3 этап. Отбор, систематизация и оценка идей. Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько успешно данный этап пройдёт, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Главные преимущества метода мозгового штурма:

  • посредством совместной деятельности специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видением ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта – «„качественного умножения“ знания (целое есть больше, чем набор частей)»;
  • сам ход обсуждения во время поиска путей решения поставленной задачи наделяется «„особой энергетикой творчества“, духом „карнавального“ коллективизма, игры и праздника»;
  • доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие.

Из всего многообразия методов активного обучения «Мозговой штурм» получил особую популярность и широкое распространение. В современной литературе существует разные варианты проведения «Мозгового штурма». В данной работе предлагается своеобразная компиляция (работа на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников) вариантов использования названной технологии.

Необходимо отметить, что при использовании данного метода допускается разная степень владения темой, то есть текстом Профессионального стандарта. Предлагаемое мероприятие является продолжением «Французской педагогической мастерской», предложенной в данной работе, и здесь используются те же материалы, а именно «Модели педагогического мастерства», созданные педагогами – участниками мастерской и авторские модели.

Цель – создание условий для осмысления текста Профессионального стандарта, путем организации групповой работы.

Задачи:

  • создать комфортные условия для вклада каждого участника в коллективное дело через использования технологии «Мозговой штурм»;
  • активизировать участников мероприятия через поддержку разных идей, высказанных педагогами;
  • стимулировать поток креатива путем использования подготовленных заранее вопросов, которые будут питать мозговую активность участников («Как нам взглянуть на проблему с другой стороны?», «Как лучше объединить несколько идей в одну?» и т.п.);
  • оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь (прогнозирование и проектирование дальнейшей работы по введению Профессионального стандарта);
  • детально проработать содержание трудовых функций Профессионального стандарта;
  • создать условия для нахождения точек соприкосновения с реальной педагогической практикой.

Материалы и оборудование:

  • столы для 2-3 команд педагогов – «генераторов идей»
  • доска для записей;
  • карточки с педагогическими задачами для каждой группы (2-3 ситуации для решения)
  • «Модели педагогического мастерства», созданные педагогами в процессе участия во «Французской педагогической мастерской», а также авторские;
  • текст с содержанием трудовых функций Профессионального стандарта:

3.1.1. Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение.

3.1.2. Трудовая функция. Воспитательная деятельность.

3.1.3. Трудовая функция. Развивающая деятельность.

3.2.1. Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

(Для более эффективной работы рекомендуется заранее проанализировать содержание названных ТФ и исключить повторяющуюся информацию)

Участники: 

  • Ведущий или ведущие.
  • 2-3 команды педагогов, в каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать ответ.

1 этап:

Ведущий четко озвучивает цель, чтобы она была понятна всем участникам:

Анализ формулировок трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, составляющих содержание трудовых функций Профессионального стандарта.

Ведущий формирует 2-3 группы «генераторов идей», при этом учитывает, чтобы количество участников не превышало 8-10 человек. Кроме того, группы должны быть по возможности гомогенные (одинаковые) по должностному составу, если в учреждении наряду с воспитателями работают разные специалисты (дефектологи, логопеды, музыкальные руководители инструкторы по физической культуре и другие категории кадров), а также по образованию и опыту работы.

Необходимо ограничивать количество людей, которые хорошо разбираются в проблеме (например, члены творческих групп по введению Профессионального стандарта), которую планируется обсудить, для того, чтобы все креаторы (творцы) чувствовали себя свободно и непринужденно. Нужно создать расслабленную обстановку.

В группе можно назначить наблюдателей, которые будут записывать все высказывания участников и следить за их реакцией (это могут быть педагоги-психологи).

2 этап:

Сама процедура «Мозгового штурма» является следующим этапом. Начинается она со вступления ведущего и занимает не более 10-15 минут. Ведущий рассказывает о методе «Мозгового штурма» и знакомит участников с основными правилами его проведения:

  • Не критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки» (члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны» коллегами).
  • Раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то рациональное (зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом).
  • Отсутствие ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух.
  • Ведущий указывает основные тезисы проблемы и записывает их на доске:
  • «Модель педагогического мастерства» на языке Профессионального стандарта»
  • «Модель сопровождения ребенка с ОВЗ» на языке Профессионального стандарта».

Ведущий предлагает участникам 2 варианта решения проблемы:

  1. Выбрать «Модель педагогического мастерства», составленную в ходе «Французской педагогической мастерской», или авторскую модель и перевести ее на язык Профессионального стандарта.
  2. Выбрать содержание трудовых функций, актуальное и понятное для всех участников, сгруппировать их по общим признакам, составить «Модель педагогического мастерства», располагая профессиональные характеристики, отраженные в Профессиональном стандарте, в определенной последовательности или иерархии.

Групповая работа.

В группах идет непосредственное обсуждение, в процессе которого все участники генерируют идеи и составляют с помощью предложенного материала («Модели педагогического мастерства», созданные в процессе «Французских педагогических мастерских», текст трудовых функций Профессионального стандарта, листы ватмана ножницы, клей, фломастеры):

  1. «Модели педагогического мастерства».
  2. «Модель сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Ведущий исполняет роль фасилитатора: организуя работу педагогов, он поддерживает групповую динамику. Если процесс в какой-либо группе останавливается, то ведущему нужно дать всем поразмыслить несколько минут или задать вопросы, которые будут стимулировать креативное мышление, например, «Как лучше объединить несколько идей в одну?».

В процессе групповой работы педагоги оценивают все идеи. Выстраивают иерархию или классификацию и оформляют варианты моделей на листах ватмана.

Представление итогов групповой работы.

Капитан команды представляет работу группы: поясняет суть своей идеи, тем самым проясняя детали коллегам. Следует помнить, что рассматривая в данный момент идея, требует максимум внимания от всех участников. Представьте себе, что это единственное существующее решение. Это поможет найти рациональное зерно в предложенном варианте достижения цели. На этой стадии мозгового штурма критика уже приветствуется, но исключительно конструктивная. Если у вас есть достаточно времени, постарайтесь детально рассмотреть каждую идею. Затем следует сгруппировать их все, а возможно и объединить некоторые из них для того, чтобы получилось гениальное оптимальное решение задачи.

3 этап:

Следующий шаг – выбор максимально подходящей группы идей. Тут речь уже должна идти о возможности воплощения тех или иных вариантов в жизнь. Следует помнить, что этап принятия или непринятия идей – наиболее важный, поскольку тут решается, был ли «Мозговой штурм» эффективным, или же все идеи «идут в корзину». В процессе обсуждения может быть дан толчок действительно гениальным задумкам.

По окончании «Мозгового штурма» необходима детальная проработка всех идей и материалов членами творческой группы, так как эти идеи могут стать основой дальнейшего планирования и прогнозирования работы по введению Профессионального стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ТРИЗ технологии "Мозговой штурм".

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе ...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

«Создание условий для профилактики возникновения профессионального выгорания педагогов, через введение дней психологической разгрузки».

Что такое "выгорание"? Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов....

Brainstorming. Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной ...

Интерактивная технология "Мозговой штурм"

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)к...

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

ОД в подготовительной группе на тему «Колобок», с использованием интерактивных технологий «Мозговой штурм» и «Большой круг»

ОД в подготовительной группе на тему «Колобок», с использованием интерактивных технологий «Мозговой штурм» и «Большой круг»...