Деловая игра для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»
материал
Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_vospitateley_-_kopiya.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для молодых воспитателей
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»
Мини-лекция «Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка».
1. Блиц-турнир с колокольчиком (ответы по очереди)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для
полноценной работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие»?
(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)
Медици́на — система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
Педиатрия - Основной задачей данной науки является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни.
Физиология - наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.
Психология - научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие
2. Эстафета «Задача - навык».
Каждой задаче социально-коммуникативного развития соответствует развитие в детях тех или иных навыков общения. В следующем задании необходимо пройти «Эстафету» и подобрать к реализуемой задаче соответствующий коммуникативный навык.
Задачи | Навыки |
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | активно вступать в диалог, задавать вопросы |
формирование социально-коммуникативных речевых умений | слушать и понимать речь, вступать в общение и поддерживать его |
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | строить общение с учётом ситуации; |
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками | легко входить в контакт; |
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. |
становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; | ясно и последовательно выражать свои мысли; |
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | пользоваться формами речевого этикета |
Вывод: задачи и навыки очень тесно взаимосвязаны и свободно интегрируются в зависимости от ситуации, ставя перед собой определенную задачу, можно формировать совершенно разные навыки общения.
3. «Клубок игро-общения»
Передавая клубок подумайте, какие игры, на ваш взгляд, позволяют формировать коммуникативные способности дошкольника? Передавая клубок — следующий играющий предлагает пример такой игры и кратко отвечает что эта игра формирует?
Например: Сюжетно-ролевые — семья — формирует навыки общения в семье, закрепляет социальные роли, этикет общения со старшими и сверстниками. Подвижные, Дидактические ; Игры- драматизации; Словесные; Строительные Игры-забавы; Настольно-печатные; Театрализованные, Режиссерские…
4. Игра-драматизация «Сказочное общение»
Игроки одной команды в ролях обыгрывают диалог из сказки, игроки второй команды поясняют, о каких навыках общения в процессе такой театрализации можно побеседовать с детьми.
«Колобок» - умение вести диалог, вежливое обращение к собеседнику.
«Теремок» - общение с гостями.
«Муха-цокотуха» - этикет за столом.
«Телефон» - речевой этикет общения по телефону.
5. Игровые педагогические ситуации «Разложи по полочкам»
«Чемодан, мясорубка, корзина»
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.
Игровые педагогические ситуации.
Ситуация № 1.
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
− Я буду врачом, - кричала Наташа.
− А я -бортмехаником! - сказала Саша.
− Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.
− Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.
− А я первый сказал!
− Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
-Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
Ситуация № 2.
Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через комнату, где Вероника «учит» своих учениц - кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:
-Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!
-Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь дорога проходит!
И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.
-Товарищ шофер,- обращается воспитатель к зачинщику ссоры,- я диспетчер и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
Ситуация № 3.
Мама девочки спрашивает воспитателя:
-Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у девочки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?
Вопрос: Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»? Что вы посоветуете маме.
Ситуация № 4.
Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:
-Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возражает:
− Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
− И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.
− Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:
− Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Вопрос: Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей?В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?
Игровой практикум.
6. «Зеркало».
Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!
Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
7. «Любимая игрушка»
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
8. Коммуникативная игра «Накрой столик»
Все игроки становятся. Ведущий объявляет: «Накрываем столик на 2, 3, 5, всех». Игроки должны не растеряться и образовать свою команду.
9. «Звериное пианино».
Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.
10. Релаксационное упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
- Обведите контур ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и каждый участник вашей команды пусть оставит свои пожелания или впечатления от сегодняшней встречи.
Литература:
1. Белая К.Ю. «Педагогический совет и деловые игр в ДОО»;
2. Смирнова Е.О. «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками»;
3. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как метод развития коммуникативных способностей у дошкольников
Игровое общение очень важно для ребенка!Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельност...
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....
Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...
Статья " Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников"
Статья по развитию речи...
Консультация для воспитателей на тему: "Игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР"
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с тяжелыми нарушениями речи всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развит...
Игра, как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра— это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...
- Мне нравится (1)