Организация двигательной активности детей в режиме дня
методическая разработка
«Двигательная активность дошкольников в образовательном процессе ДОУ»
Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной деятельности детей в режиме дня.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: педагоги ДОУ.
Подготовка к проведению педагогического совета:
- Изучение методической литературы по теме.
- Подготовка анкет для родителей, проведение анкетирования.
- Проведение тематического контроля в ДОУ.
- Смотр оборудования для организации и проведения прогулки в зимний период.
План проведения педагогического совета:
- «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» мультимедийная презентация (старший воспитатель);
- Двигательная активность на прогулках (специалист по физической культуре);
- Итоги тематического контроля;
- Решение педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_3_da.pptx | 367.88 КБ |
pedagogicheskiy_sovet_3_da.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План проведения педагогического совета: «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» мультимедийная презентация (старший воспитатель); Двигательная активность на прогулках (специалист по физической культуре); Итоги тематического контроля; Решение педагогического совета .
«Движение как средство развития всех систем человеческого организма» В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.
Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве прыжки и лазанье - для преодоления препятствий метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей .
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов : биологических , экологических , социальных , гигиенических , а также от характера педагогических воздействий. Среди разнообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность всего организма – двигательная активность .
Задание: вспомните пословицы и поговорки о здоровье, движении, спорте Быстрого и ловкого болезнь не догонит; В здоровом теле - здоровый дух; Здоровому все здорово; Не досыпаешь – здоровье теряешь! Смолоду закалишься, на весь век сгодишься; Физкультурой заниматься будешь, про болезни забудешь; Двигайся больше - проживешь дольше.
Что же такое двигательная активность? Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни. Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин . Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям . Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, можно выделить несколько задач : Оптимизировать двигательную активность детей с учетом их возрастных особенностей, возможностей, потребностей и интересов; Создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта; Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий; Систематизировать работу ДОУ и семьи; Обогащение предметно-развивающей среды.
Организация двигательной активности имеет следующие формы: Утренняя гимнастика; Физкультурные занятия; Занятия оздоровительным бегом; Физкультминутки; Гимнастика пробуждения после дневного сна; Физкультурные досуги; Праздники; Музыкальные занятия; Двигательная активность на прогулке; Самостоятельное выполнение движений в свободное время.
Оптимальный двигательный режим При организации двигательной активности необходимо учитывать такой фактор, как утомляемость ребенка. Воспитатели должны уметь определять признаки утомления по цвету кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер деятельности, переключая на более спокойный . Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня.
Распределите формы ДА по приоритетам (от первого до шестого): совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи физкультурно-оздоровительные мероприятия (УГ, гимнастика после сна, п/и, физминутки ) занятия по физической культуре активный отдых музыкальные занятия самостоятельная двигательная деятельность физкультурно-оздоровительные мероприятия (УГ, гимнастика после сна, п/и, физминутки ) занятия по физической культуре музыкальные занятия самостоятельная двигательная деятельность активный отдых совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
Двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок).
Ф ормы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста Родительские собрания. Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы. Дни открытых дверей. Анкетирование родителей. Оформление наглядного материала (тематические папки-передвижки). Библиотечка по физическому воспитанию для семьи (рассказы, стихи, загадки по физкультуре для семейного чтения). Открытые занятия. Показ кинофильмов. Демонстрация передового опыта семейного воспитания (интервью, выставки, встречи с родителями, конференции). Домашние задания решают следующие задачи: повышают двигательную активность детей; подтягивают отстающего в движении ребенка и тем самым меняют отношение детей к нему; родителям дается конкретное содержание для общения. Индивидуальные беседы.
Таким образом, двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. С позиции данной проблемы, мы делаем вывод, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Тема:
«Двигательная активность дошкольников в образовательном процессе ДОУ»
Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной деятельности детей в режиме дня.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: педагоги ДОУ.
Подготовка к проведению педагогического совета:
- Изучение методической литературы по теме.
- Подготовка анкет для родителей, проведение анкетирования.
- Проведение тематического контроля в ДОУ.
- Смотр оборудования для организации и проведения прогулки в зимний период.
План проведения педагогического совета:
- «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» мультимедийная презентация (старший воспитатель);
- Двигательная активность на прогулках (специалист по физической культуре);
- Итоги тематического контроля;
- Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета
- «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» мультимедийная презентация (старший воспитатель).
Актуальность
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.
Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение:
бег и ходьба – для перемещения в пространстве
прыжки и лазанье - для преодоления препятствий
метание – для защиты и нападения.
Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов:
- биологических,
- экологических,
- социальных,
- гигиенических,
- а также от характера педагогических воздействий.
Среди разнообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность всего организма – двигательная активность.
Помните выражение «Движение – это жизнь»? С этим трудно поспорить. Русский народ славится своими пословицами и поговорками, которые передаются из поколения в поколение и не утратили своей актуальности.
1 задание
вспомните пословицы и поговорки о здоровье, движении, спорте:
Быстрого и ловкого болезнь не догонит;
В здоровом теле - здоровый дух;
Здоровомувсе здорово;
Не досыпаешь – здоровье теряешь!
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься;
Физкультурой заниматься будешь, про болезни забудешь;
Двигайся больше - проживешь дольше.
Что же такое двигательная активность?
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни. Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому необходима организация двигательной деятельности, её разнообразие, а также выполнение основных задач и требований к её содержанию.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, можно выделить несколько задач:
- Оптимизировать двигательную активность детей с учетом их возрастных особенностей, возможностей, потребностей и интересов;
- Создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
- Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
- Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;
- Систематизировать работу ДОУ и семьи;
- Обогащение предметно-развивающей среды.
2 задание назовите формы (ДА)
Организация двигательной активности имеет следующие формы:
- Утренняя гимнастика;
- Физкультурные занятия;
- Занятия оздоровительным бегом;
- Физкультминутки;
- Гимнастика пробуждения после дневного сна;
- Физкультурные досуги;
- Праздники;
- Музыкальные занятия;
- Двигательная активность на прогулке;
- Самостоятельное выполнение движений в свободное время.
В зависимости от назначения все выше перечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя оздоровительный двигательный режим.
Оптимальный двигательный режим
При организации двигательной активности необходимо учитывать такой фактор, как утомляемость ребенка. Воспитатели должны уметь определять признаки утомления по цвету кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер деятельности, переключая на более спокойный.
Модель двигательного режима в нашем ДОУ у каждого есть на группе. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня.
Задание 3
Прошу распределить формы ДА по приоритетам:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия (УГ, гимнастика после сна, п/и, физминутки)
- занятия по физической культуре
- музыкальные занятия
- самостоятельная двигательная деятельность
- активный отдых
- совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
Первое место в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, ходьба по массажным дорожкам, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на прогулке т. д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня, два в зале и одно на улице.
Третье место отводится музыкальным занятиям.
Четвертое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня ДА.
Пятое место наряду с перечисленными видами занятий немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К ним относятся недели здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, игры - соревнования, спартакиады.
Шестое место занимает совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Выше описанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок).
- Сообщение «Двигательная активность детей на прогулке» (специалист по физическому развитию)
Прошу вас поделиться на 5 группы (ранний возраст, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
Каждая группа прописывает на бумаге подвижные игры и игровые упражнения:
- с элементами ходьбы и бега
- с элементами прыжков
- с элементами ползанья и лазанья
- с элементами бросания и ловли
- с элементами метания, бросания и ловли
- на ориентировку в пространстве
Мозговой штурм
Назовите формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
• Родительские собрания.
• Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.
• Дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, занятии в бассейне, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий).
• Открытые занятия.
• Анкетирование родителей.
• Домашние задания решают следующие задачи:
- повышают двигательную активность детей;
- подтягивают отстающего в движении ребенка и тем самым меняют отношение детей к нему;
- родителям дается конкретное содержание для общения.
• Показ кинофильмов.
• Демонстрация передового опыта семейного воспитания (интервью, выставки, встречи с родителями, конференции).
• Оформление наглядного материала (тематические папки-передвижки).
• Библиотечка по физическому воспитанию для семьи (рассказы, стихи, загадки по физкультуре для семейного чтения).
• Индивидуальные беседы.
- Итоги тематического контроля
- Решение педагогического совета:
В ДОУ был проведен тематический контроль с целью выяснить организацию и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ
Структура тематического контроля включала:
- Оценка планирования работы воспитателя.
- Создание условий для двигательной активности детей.
- Оценка профессионального мастерства воспитателя.
- Оценка работы с родительской общественностью.
Анализ анкет для родителей
Вывод
Таким образом, двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
С позиции данной проблемы, мы делаем вывод, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня
Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....
Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...
Организация двигательной активности воспитанников в режиме дня в условиях реализации ФГОС
В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкол...
Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции
Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции...
Концепция "Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня"
Доклад по физическому развитию...
Рациональная организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение к...
Организации двигательной активности детей в режиме дня.
Формы организации двигательной деятельности дошкольников:• утренняя гимнастика; • Подвижные игры;• Физкультминутки....