Рациональная организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня
статья (младшая группа)

Васильева Екатерина Геннадьевна

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте у ребенка формируются нервная и костно – мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами.

Чем разнообразнее движения ребенка, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее развивается интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития.

Актуальность проблемы

Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в детском саду. Характерна эта проблема и для нашей группы.

С нового учебного года я приняла 2 младшую группу детей в возрасте 3-4 лет.

В первые же дни знакомства меня поразило то, что родители зачастую ограничивают двигательную активность малышей, делая это, конечно, непреднамеренно. Ведь ребёнок 3-4 лет уже сам может наклониться и снять обувь, поставить её в шкафчик; поднять игрушки и убрать их на место; потянуть и взять с полочки нужную вещь и др. Я стараюсь убеждать родителей не выполнять за ребёнка те действия, которые он может выполнить сам. Ведь мало того, что затягивается время приобретения нужного навыка, но и теряется возможность для естественной двигательной активности. Часть детей очень подвижна, активна, но их движения были однообразными и сводились в основном к бегу. Есть категория детей медлительных.

Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости вести серьёзную работу, направленную на оздоровление детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи.

В связи с этим, мною были поставлены следующие задачи:

1. Создать оптимальные условия для удовлетворения потребности детей в разнообразных видах движения;

2. Формировать двигательные умения и навыки;

3. Развивать двигательные качества: быстроту, выносливость, ловкость;

4. Развивать моторику крупных и мелких мышц, координацию движения;

5. Укреплять здоровье детей после болезни, используя при этом индивидуально-дифференцированный подход;

6. Воспитывать самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Двигательный режим воспитанников в течение дня.

С целью укрепления здоровья детей и развития у детей интереса к физической культуре важно использовать в работе разнообразные формы повышения двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаю необходимостью определить приоритеты форм двигательной активности в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно -оздоровительным мероприятиям.

К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности :

• утренняя гимнастика;

• подвижные игры и физические упражнения в группе и во время прогулок;

• физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т. д.

• гимнастика после дневного сна.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Рассмотрим поподробнее:

Роль утренней гимнастики в двигательной активности дошкольников

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Ежедневное выполнение физических упражнений в течение 5-7 минут под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Подвижные игры и физические упражнения вовремя прогулки

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.

Подвижные игры проводятся по 20 минут на утренней и вечерней прогулке. Например, прыжки «Змейкой», «Кто быстрее?».

Физкультурные минутки

Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности. Например, по сказке «Репка», ….

Бодрящая гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной деятельности. Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится до 15 минут. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение ОРУ у кроваток, ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым дорожкам).

Совместная деятельность по физической культуре

Основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре (занятия по физо). Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:

• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

• удовлетворять естественную потребность в движении;

• формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

• давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

• создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;

• вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей является наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

Индивидуальная работа с детьми по оптимизации двигательной активности.

Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.

Формы сотрудничества с семьей.

Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство.

Для этого используются разнообразные формы:

активная помощь в пополнении физкультурно – оздоровительной среды в группе (физкультурный уголок, и на территории;

• наглядная пропаганда родителей (консультации, буклеты, памятки, рекомендации по теме);

• совместные мероприятия с родителями и детьми («Лучший папа»);

• анкетирование родителей на тему «Эффективность работы по развитию двигательной активности»;

• запланированы тематическое родительское собрание по теме «Двигательная активность» и День открытых дверей для родителей (апрель).

Анкетирование родителей «Эффективность работы по развитию двигательной активности»

В анкетировании участвовали 15 семей.

1. Количество детей в семье : один – 20%, два – 73%, три – 7%, более – 0.

2. Вы занимаетесь физкультурой или спортом? Да – 33%, нет 27%, иногда – 40%.

3. Есть ли дома спортивный снаряд? Какой? Да – 27, нет – 73%. Скакалка, шагомер (кардиостимулятор, коврик для йоги, спортивный комплекс «Ранний старт».

4. Установлен ли для вашего ребенка режим дня? Да – 73%, нет – 7%, иногда – 20%.

5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Да – 7%, нет – 60%, иногда – 33%.

6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Да – 60%, нет – 0%, иногда – 40%.

7. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- Подвижные игры – 25%

- Настольные игры – 24%

- Просмотр телепередач – 24%

- Чтение книг – 27%

8. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка:

- Какие упражнения необходимы для общего физического развития?

- Сколько минут должна длиться утренняя гимнастика?

- Какую использовать профилактику плоскостопия?

Заключение

По мере роста и развития ребенка интенсивность и характер двигательной активности зависит от привитых ранее потребностей. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности младших дошкольников заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка младшего дошкольного возраста раскроются полностью.

Пути решения:

• Обновить и пополнить предметно – пространственную развивающую среду, привлечь родителей (приобрести фитболы по возрасту детей, кинетический песок, кубики и т. д);

• Разработать комплексы игровых упражнений с фитболами;

• Познакомиться со здоровье сберегающими технологиями (пальчиковая и дыхательная гимнастики, самомассаж) и использовать в образовательном процессе;

• Повысить компетентность родителей в процессе организации работы по развитию двигательной деятельности детей в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текстовый материал21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рациональная организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня».

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте у ребенка формируются нервная и костно – мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами.

Чем разнообразнее движения ребенка, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее развивается интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития.

Актуальность проблемы

Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в детском саду. Характерна эта проблема и для нашей группы.

С нового учебного года я приняла 2 младшую группу детей в возрасте 3-4 лет.

В первые же дни знакомства меня поразило то, что родители зачастую ограничивают двигательную активность малышей, делая это, конечно, непреднамеренно. Ведь ребёнок 3-4 лет уже сам может наклониться и снять обувь, поставить её в шкафчик; поднять игрушки и убрать их на место; потянуть и взять с полочки нужную вещь и др. Я стараюсь убеждать родителей не выполнять за ребёнка те действия, которые он может выполнить сам. Ведь мало того, что затягивается время приобретения нужного навыка, но и теряется возможность для естественной двигательной активности. Часть детей очень подвижна, активна, но их движения были однообразными и сводились в основном к бегу. Есть категория детей медлительных.

Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости вести серьёзную работу, направленную на оздоровление детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи.

В связи с этим, мною были поставлены следующие задачи:

1. Создать оптимальные условия для удовлетворения потребности детей в разнообразных видах движения;

2. Формировать двигательные умения и навыки;

3. Развивать двигательные качества: быстроту, выносливость, ловкость;

4. Развивать моторику крупных и мелких мышц, координацию движения;

5. Укреплять здоровье детей после болезни, используя при этом индивидуально-дифференцированный подход;

6. Воспитывать самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Двигательный режим воспитанников в течение дня.

С целью укрепления здоровья детей и развития у детей интереса к физической культуре важно использовать в работе разнообразные формы повышения двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаю необходимостью определить приоритеты форм двигательной активности в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно -оздоровительным мероприятиям.

К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности :

• утренняя гимнастика;

• подвижные игры и физические упражнения в группе и во время прогулок;

• физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т. д.

• гимнастика после дневного сна.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Рассмотрим поподробнее:

Роль утренней гимнастики в двигательной активности дошкольников

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Ежедневное выполнение физических упражнений в течение 5-7 минут под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Подвижные игры и физические упражнения вовремя прогулки

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.

Подвижные игры проводятся по 20 минут на утренней и вечерней прогулке. Например, прыжки «Змейкой», «Кто быстрее?».

Физкультурные минутки

Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности. Например, по сказке «Репка», ….

Бодрящая гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной деятельности. Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится до 15 минут. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение ОРУ у кроваток, ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым дорожкам).

Совместная деятельность по физической культуре

Основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре (занятия по физо). Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:

• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

• удовлетворять естественную потребность в движении;

• формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

• давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

• создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;

• вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей является наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

Индивидуальная работа с детьми по оптимизации двигательной активности.

Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.

Формы сотрудничества с семьей.

Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство.

Для этого используются разнообразные формы:

активная помощь в пополнении физкультурно – оздоровительной среды в группе (физкультурный уголок, и на территории;

• наглядная пропаганда родителей (консультации, буклеты, памятки, рекомендации по теме);

• совместные мероприятия с родителями и детьми («Лучший папа»);

• анкетирование родителей на тему «Эффективность работы по развитию двигательной активности»;

• запланированы тематическое родительское собрание по теме «Двигательная активность» и День открытых дверей для родителей (апрель).

Анкетирование родителей «Эффективность работы по развитию двигательной активности»

В анкетировании участвовали 15 семей.

1. Количество детей в семье : один – 20%, два – 73%, три – 7%, более – 0.

2. Вы занимаетесь физкультурой или спортом? Да – 33%, нет 27%, иногда – 40%.

3. Есть ли дома спортивный снаряд? Какой? Да – 27, нет – 73%. Скакалка, шагомер (кардиостимулятор, коврик для йоги, спортивный комплекс «Ранний старт».

4. Установлен ли для вашего ребенка режим дня? Да – 73%, нет – 7%, иногда – 20%.

5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Да – 7%, нет – 60%, иногда – 33%.

6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? Да – 60%, нет – 0%, иногда – 40%.

7. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- Подвижные игры – 25%

- Настольные игры – 24%

- Просмотр телепередач – 24%

- Чтение книг – 27%

8. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка:

- Какие упражнения необходимы для общего физического развития?

- Сколько минут должна длиться утренняя гимнастика?

- Какую использовать профилактику плоскостопия?

Заключение

По мере роста и развития ребенка интенсивность и характер двигательной активности зависит от привитых ранее потребностей. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности младших дошкольников заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка младшего дошкольного возраста раскроются полностью.

Пути решения:

• Обновить и пополнить предметно – пространственную развивающую среду, привлечь родителей (приобрести фитболы по возрасту детей, кинетический песок, кубики и т. д);

• Разработать комплексы игровых упражнений с фитболами;

• Познакомиться со здоровье сберегающими технологиями (пальчиковая и дыхательная гимнастики, самомассаж) и использовать в образовательном процессе;

• Повысить компетентность родителей в процессе организации работы по развитию двигательной деятельности детей в домашних условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»: «ВОРОБУШКИ – ПТАШКИ»

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ВОРОБУШКИ - ПТАШКИ»(первая младшая группа) Задачи: доставить детям радость, закрепить ОВД (бег на носочка, бег в рассыпную, перепрыгивание, ме...

Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Важно с самого начала дня дать детям позитивный настрой, включить в интересную подвижную игру, отвлечь от грустного расставания с мамой....

Опыт работы "Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период".

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для  решения этой проблемы необходимо  активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем б...

Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Использование нестандартного спортивного оборудования для организации двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста....

Организация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста на прогулке в летний период времени

на сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...

Из опыта работы на тему: «Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке»

Статья о правильной организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке...

Методическая разработка " Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста на прогулке"

Введение: Воспитание человека – многогранный и сложный процесс. Но две грани в этом процессе являются определяющими: воспитание чувств, души ивоспитание разума. Об этом нельзя забывать в хо...