Концепция "Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня"
статья

Антонова Марина Владимировна

Доклад по физическому развитию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Концепция60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

Тассо Т.

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

 «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера. У них снижается желание двигаться, они быстро устают. И, как следствие, возникает ряд  негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. 

        Профилактическое средство       Эффективное лечебное средство   Коррегирующее средство  

Движение, по их определению, может выступать и в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

  В какой день недели всего ребёнок нуждается в движении?

  • ребенку надо больше двигаться в среду и четверг;

В какое время дня детям особенно необходимы активные движения?

  • больше всего ребёнок нуждается в движении с 10 до 12 ч  и с 15-17ч. дня;

В весенне - летний период двигательная активность ребёнка возрастает;

Лишение  ребёнка  движения может вызвать заикание и нервный срыв;

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…».

Правильно осуществлять физическое воспитание каждого ребёнка невозможно без диагностики их физического развития. Проводя диагностическое обследование, наблюдая за деятельностью детей, проводя анкетирование среди родителей, я заметила, что дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития.

  Передо мной встал вопрос:

 - Как сделать работу более эффективной?

 - Как помочь ребёнку быть здоровым?

И наметила пути решения этой проблемы:

1. Создать развивающую среду – пространство самореализации.

2. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания.

3. Стимулировать детей включаться в процесс физического развития и двигательной активности.

4. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.

Свою работу строю, учитывая особенности состояния здоровья детей группы. Для этого провожу анкетирование родителей. После медицинского осмотра беседую с медсестрой о состоянии здоровья каждого ребёнка.

Схема

Врачи

Ребёнок

Педагоги

Родители

Серьёзное внимание уделяю показаниям и противопоказаниям в отношении использования тех или иных физических упражнений. Например, для профилактики плоскостопия даю ходьбу на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, ходьбу по палке, по ребристой доске, по резиновым ребристым коврикам. Если у детей уже плоскостопие, то ходьба на пятках противопоказана.

    Для профилактики нарушения осанки я провожу упражнения, требующие выносливость мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, упражнения, укрепляющие связочно-мышечный аппарат голени и стопы.

    Чтобы добиться оптимального физического развития в детском саду осуществляется комплексный подход к организации деятельности детей. Сюда входит:

  • организация рациональной двигательной активности,
  • закаливание,
  • полноценное питание
  • создание условий организации двигательных режимов для детей

Такая организация помогает правильно планировать работу и эффективно её использовать.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности.

Таблица 1

Форма организации двигательной активности в режиме дня

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготовительные группы

Зарядка, утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

6-10 минут 2-4 раза в день

10-15 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Физкультурные упражнения на прогулке

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

20 минут в месяц

30 минут в месяц

30 минут в месяц

40-50 минут в месяц

Спортивные праздники

30 минут 2 раза в год

40 минут 2 раза в год

50 минут 2 раза в год

60 минут 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Для того, чтобы удовлетворить потребности ребёнка в движении в нашем детском саду разработан и реализуется во всех возрастных группах проект «Здоровячок».

Назначение проекта:

 - обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные для каждого возраста нагрузки.

 - удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении

 - формировать двигательные умения и навыки, физические качества

 - дать каждому ребёнку возможность продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них

 - создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации адекватных форм поведения.

Задача нас взрослых и педагогов, и родителей – заинтересовать, увлечь, показать детям не только необходимость физических движений, упражнений, но и умение испытывать чувство удовольствия от их выполнения.

Одна из привычек здорового образа жизни – это выполнение по утрам зарядки.

Не каждый взрослый может похвастаться этой привычкой. А в нашем детском  саду у детей есть прекрасная возможность приобрести эту привычку.

Для этого нужно только, чтобы родители вовремя приводили малыша в детский сад – это раз, объясняли важность и необходимость зарядки – это два, и чтобы у ребенка была спортивная форма (в ней удобнее заниматься) – это три.

Знаете ли вы, что любая привычка вырабатывается в течении 21 дня.

    Благоприятное воздействие  на организм  оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Гиперкинезия  (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.

Нам педагогам детского сада, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе.

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.

Чтобы ребенок рос  сильным, закаленным, здоровым – мечта каждого родителя.

И этого можно добиться, нужно только всем вместе постараться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников в режиме дня

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой...

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной работе рассмотрены теоретичекие и педагогические основы двигательного режима дошкольников, двигательная активность детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения, роль и место дви...

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...

«Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»

Доклад «Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»...

Статья "Двигательная активность дошкольника в режиме дня"

О значимости двигательной активности...

Справка по результатам тематического контроля «Развитие двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ»

Итоговая справка по результатам тематического контроля в группах для детей с нарушениями зрения....