Рабочая программа в детском саду подходы к разработке
рабочая программа

Галабир Инна Валерьевна

Консультация для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_v_detskom_sadu_podhody_k_razrabotke.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар « Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке » Скоролупова О. А ., вице-президент ИМОС по дошкольному образованию, вице-президент Ассоциации Фребель-педагогов , член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член Экспертного Совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный работник общего образования Российской Федерации

Слайд 2

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рабочие программы Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (статья 2)

Слайд 3

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рабочие программы Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. (пункт 6 статьи 12)

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Не предусматривает разработку рабочих программ Рабочие программы Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384

Слайд 5

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рабочие программы Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (часть 1 пункта 1 статья 48)

Слайд 6

Профессиональный стандарт « Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Относит к общепедагогическим функциям всех педагогов (в том числе и педагогов дошкольного образования) в части обучения разработку программ учебных дисциплин в рамках общеобразовательной программы Пункт 3.1.1 Профстандарта : Общепедагогическая функция. Обучение Рабочие программы Утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30 550

Слайд 7

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дошкольное образование – уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования Федеральный государственный образовательный стандарт Вариативные примерные основные образовательные ПРОГРАММЫ Экспертиза ПРОГРАММ Реестр ПРОГРАММ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 8

ОДОБРЕНА решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования fgosreestr.ru Навигатор образовательных программ дошкольного образования navigator.firo.ru ПООП ДО

Слайд 9

УТВЕРЖДЕНА решением педагогического совета ( Совета) ДОО № ___ г. __________ (протокол от __________ 2015 г. № _____) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) Титульный лист ООП

Слайд 10

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся : разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации ; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » Статья 28, пункт 3, подпункты 6 и 7

Слайд 11

Программа развития образовательной организации — локальный акт, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа развития включает систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. Предполагает активность всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, администрации учреждения, родителей)

Слайд 12

Образовательная программа определяет содержание образовательной деятельности, ее цели, технологии достижения целей , создание необходимых условий в соответствии с ФГОС ДО раскрывает актуальность целей образования, инновационность содержания, современность используемых технологий и УМК Программа развития описывает изменения в инфраструктуре образовательной организации, которые позволят обеспечить реализацию образовательной программы раскрывает необходимые изменения правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных условий обеспечения ОП

Слайд 13

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рабочие программы Программа развития

Слайд 14

Структура рабочей программы Ольга Николаевна Пирожкова, старший воспитатель, Свердловская область, maam.ru Титульный лист Содержание Целевой раздел: Пояснительная записка Цель и задачи Принципы и подходы к организации образовательного процесса Содержание психолого-педагогической работы Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие) Возрастные и индивидуальные особенности развития детей Планируемые результаты реализации программы

Слайд 15

Содержательный раздел Учебный план в виде таблицы: направления развития, виды детской деятельности, формы образовательной деятельности Перечень методических пособий в виде таблицы: направление развития, методические пособия, наглядно-дидактические пособия, рабочие тетради Формы, способы и средства реализации программы в виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей); способы, методы и приемы; средства Взаимодействие с семьей, социумом Структура рабочей программы Ольга Николаевна Пирожкова, старший воспитатель, Свердловская область, maam.ru

Слайд 16

Планирование работы с детьми в группе примерное годовое планирование календарно-тематическое планирование Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками Часть ДОО: особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие) Структура рабочей программы Ольга Николаевна Пирожкова, старший воспитатель, Свердловская область, maam.ru Организационный раздел Оформление развивающей предметно-пространственной среды Режим дня, структура образовательной деятельности (расписание занятий, режим, схема закаливания детей) Перечень методических пособий

Слайд 17

Структура рабочей программы Методические рекомендации ресурсного центра г Тольятти wiki.tgl.net.ru Титульный лист Пояснительная записка Организация режима пребывания детей в группе Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы Учебно-методическое обеспечение программы

Слайд 18

Структура рабочей программы Из опыта работы ДОО Ростовской области Пояснительная записка Организация режима пребывания детей Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей. Целевые ориентиры освоения программы, планируемые результаты освоения программы, которые конкретизируют требования стандарта Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Взаимодействие с семьями воспитанников.

Слайд 19

А.А. Майер. Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования http://www.pedobsh.ru/ Возрастные особенности Первая страница – титульный лист или обложка, на которой отражена следующая информация: название программы, наименование учреждения, сведения о разработчиках, утверждении и реализации рабочей программы Вторая страница – это пояснительная записка, где педагог поясняет назначение программы, мотивы и истоки ее создания, основания разработки и направления реализации

Слайд 20

Третья страница рабочей программы – цель и задачи образовательной деятельности, направления и содержание работы с детьми и родителями Четвертая страница рабочей программы – технологии организации ОД в соответствии с содержанием дошкольного образования, спецификой группы и особенностями деятельности педагога Пятая страница содержит информацию о планируемых результатах освоения программы, способах их оценки и коррекции возможных отклонений. Основной акцент должен быть сделан на образовательных достижениях ребенка и профессиональной успешности педагога как взаимосвязанных показателей эффективности реализации рабочей программы А.А. Майер. Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования http://www.pedobsh.ru/

Слайд 21

Шестая страница может содержать методические рекомендации для детей, родителей и педагогов по организации образовательной деятельности по освоению образовательной программы дошкольного образования в конкретной группе, в деятельности конкретного педагога и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей. Следует отразить и направленность рабочей программы на помощь и консультативную поддержку семьи, воспитывающей ребенка. Это могут быть рекомендации по организации самостоятельной деятельности ребенка дома и по организации совместной деятельности ребенка и родителей в процессе освоения образовательной программы А.А. Майер. Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования http://www.pedobsh.ru/

Слайд 22

Структура рабочей программы Название программы, ее цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО Возрастные особенности детей данной возрастной группы: главная особенность возраста, особенности эмоционального развития восприятие память и внимание речь мышление Деятельность 3. Индивидуальные особенности детей данной возрастной группы (оформляются в виде таблицы, она заполняется с использованием опросника для родителей

Слайд 23

Индивидуальные особенности детей Фамилия, имя ребенка Поведенческие особенности Состояние здоровья Особенности общения с близкими взрослыми Особенности общения с другими детьми Насколько ребенок владеет навыками самообслуживания Особенности сна Особенности питания Чем ребенок любит заниматься Есть ли у ребенка «вредные» привычки» Структура рабочей программы

Слайд 24

Общие задачи образовательной работы по образовательным областям, включая особенности возраста: сформирована способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий на этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества дети 6-8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания ребёнок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или увеличивается Структура рабочей программы

Слайд 25

25 Общие задачи образовательной работы по социально-коммуникативному развитию: Задачи по ФГОС (Содержательные линии) Задачи возраста Присвоение ребёнком моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе Развитие эмоционального и социального интеллекта, общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и способности к регуляции собственных действий Формирование у ребёнка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, национальности, стране, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; гендерной идентичности Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к разным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Создание условий для начальной информационной социализации детей Структура рабочей программы

Слайд 26

26 Задачи по ФГОС Задачи возраста Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Ознакомление детей с правилами безопасного поведения: дома (не прикасаться к электроприборам и электрическим розеткам, не открывать дверь посторонним, не отвечать по телефону на вопросы о родителях и др.); с окружающими ребёнка бытовыми приборами (плита, холодильник, пылесос); в группе детского сада и на прогулке (в играх быть внимательным, чтобы случайно не травмировать других детей; не подбирать мусор на участке и др. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Ознакомление детей с правилами безопасности, связанными с: огнём (профилактика возникновения пожара и правила поведения в пожароопасной ситуации, вызов и телефонный диалог с пожарной службой); электричеством и электроприборами (утюг, электрочайник, микроволновая печь, стиральная машина и др.) с использованием острых и колюще-режущих предметов (нож, вилка, ножницы, иголка, осколок стекла, зеркала и др.) Структура рабочей программы Общие задачи образовательной работы по социально-коммуникативному развитию:

Слайд 27

Современная социокультурная ситуация развития ребёнка 1) Бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек)  агрессивность доступной для ребенка информации  использование детского опыта в образовательном процессе  новое направление взаимодействия с семьями детей 2 ) Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью  разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру  актуально не столько вооружить детей готовыми образцами поведения, но и сформировать у них базовую систему ценностей, основу морального, нравственного поведения ребенка в течение всей жизни 3 ) Сложность окружающей среды с технологической точки зрения  нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям  переход от авторитарной педагогики к построению разнообразных форм совестной деятельности взрослых и детей  формирование у детей понятия «право на ошибку»  формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка

Слайд 28

Современная социокультурная ситуация развития ребёнка 4 ) Быстрая изменяемость окружающего мира  новая методология познания мира  овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира 5 ) Быстрая изменяемость окружающего мира  понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации  отбор содержания дошкольного образования  усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания 6 ) Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов  негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое  возрастание роли инклюзивного образования  овладение воспитателями технологиями инклюзивного образования и систематической коррекционной работы с детьми с неявно выраженными ОВЗ  влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 29

Планируемые результаты образовательной работы (по образовательным областям) (+ 4) + методы педагогической диагностики для отслеживания запланированных результатов и определения уровня развития детей Модель работы с детьми на день (с указанием всех возможных форм работы с детьми в течение дня с привязкой к режиму дня ) Модель работы на неделю (с привязкой к сетке занятий ) Модель работы на год: Комплексно-тематическое планирование (определение тем недель, основного содержания деятельности и возможных форм образовательного процесса для реализации данного содержания) Структура рабочей программы

Слайд 30

Модель образовательного процесса на день Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Время в режиме дня Длитель-ность Прием детей Игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-роевые, подвижные) Самостоятельная и совместная со взрослым игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная деятельность Физическая активность 7.00–8.10 1 час 10 минут Беседы с детьми Коммуникативная деятельность Экскурсии по участку (теплое время года) Поисково-исследовательская, коммуникативная деятельность Наблюдения Гигиенические процедуры Самообслуживание Дежурство в уголке природы, в столовой Элементарная трудовая деятельность Утренняя гимнастика Физическая активность 8.12–8.20 8 минут Завтрак Формирование культуры еды Самообслуживание 8.20–8.50 30 минут

Слайд 31

Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Время в режиме дня Длитель-ность Игра Самостоятельная игровая деятельность 8.50–9.00 10 минут Подготовка к занятиям Элементарная трудовая деятельность Специально организованная образовательная деятельность Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная), музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная активность 9.00–9.50 (с учетом 10-минутного перерыва между занятиями, динамическими паузами на занятиях) 40 минут (подсчет времени 50/50) Самостоятельная деятельность Самостоятельная деятельность детей по интересам Игровая деятельность, коммуникативная деятельность (общение), конструирование 9.50–10.10 20 минут Модель образовательного процесса на день

Слайд 32

Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Время в режиме дня Длитель-ность Подготовка к прогулке, прогулка Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Наблюдения и экскурсии Беседы Элементарные опыты Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование Труд в природе Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструктивная, изобразительная (продуктивная), элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, физическая активность 10.10–12.10 2 часа Самостоятель-ная деятельность Самостоятельная деятельность детей по интересам Игровая деятельность, элементарный труд (дежурство), коммуникативная деятельность (общение) 12.10–12.30 20 минут Модель образовательного процесса на день

Слайд 33

Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Время в режиме дня Длитель-ность Подготовка к обеду. Обед Формирование культуры еды Самообслуживание 12.30–13.00 30 минут Сон Воспитание навыков здорового образа жизни 13.10–15.00 2 часа Постепенный переход от сна к бодрствованию Гимнастика пробуждения Физическая активность 15.00–15.20 20 минут Закаливающие процедуры Воспитание навыков здорового образа жизни Игра Самостоятельная игровая деятельность Подготовка к полднику, полдник Формирование культуры еды Самообслуживание 15.20–15.45 25 минут Совместная деятельность педагога с детьми Игра сюжетно-ролевая, сюжетно-дидактическая, дидактическая, чтение художественной литературы Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы 15.45–16.15 30 минут Дополнительное образование 15.45–16.15 30 минут Модель образовательного процесса на день

Слайд 34

Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Время в режиме дня Длитель-ность Совместная со взрослым образовательная деятельность Мастерская, коллекционирование, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, тематические досуги (игровые, физкультурные, познавательные, театрализованные, музыкальные и др.), реализация проектов Изобразительная (продуктивная), музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, игровая, 16.15–16.45 30 минут Подготовка к прогулке, прогулка Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры Конструирование Труд в природе Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность и др. 16.45–19.00 2 часа 15 минут Уход детей домой 19.00 Модель образовательного процесса на день

Слайд 35

Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Время в режиме дня Длитель-ность Общий подсчет времени На занятия 40 минут На прогулку 4 часа 15 минут На игру (без учета времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями) 2 часа 10 минут Модель образовательного процесса на день

Слайд 36

Модель образовательного процесса на неделю Формы организации обр. процесса Образовательная область, направление Количе-ство День недели Пн Вт Ср Чт Пт Занятие (на любом занятии решаются задачи социально-коммуникативного развития детей) Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с окружающим миром (ОМ), конструирование (К)) 2 ОМ РЭМП / К Речевое развитие (развитие речи (РР), подготовка к обучению грамоте (Г), восприятие художественной литературы и фольклора (ХЛ)) 1 РР / ХЛ Художественно-эстетическое развитие (рисование (Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный труд (ХТ), музыка (М) 4 М Р М Л / А Физическое развитие (физкультура (Ф), плавание (П)) 3 Ф Ф П Беседа, загадка, разговор + + + + + Мастерская + + Чтение художественной и познавательной литературы + + + + + Экспериментирование и наблюдение + + Игра + + + + + Решение ситуативных задач + Работа в книжном уголке + + + + + Другие формы:

Слайд 37

Неделя Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя 5-я неделя Сентябрь ТН «Наш детский сад» ТН «По дороге в детский сад. Что мы видели на улице» ТН «Наши взрослые помощники в детском саду» ТН «Экскурсия на кухню» ТН «Экскурсия в прачечную» Октябрь ТН «Что такое осень» ТН «Дары осени» ТН «Осенние витамины» ТН «Что бывает осенью» Ноябрь ТН «День и ночь – сутки прочь» ТН «Домашние животные и их детеныши» ТН «Дикие животные средней полосы России и их детеныши» ТН «Какие еще бывают животные. Зоопарк» ТН «Что бывает зимой» Январь ТН «Зимние игры и забавы» ТН «Какая бывает посуда» ТН «Разные материалы (дерево, металл). Что из них делают» Май ТН «Город и село. Жизнь и труд людей» ТН «Мой родной город (село)» ТН «Наша Родина – Россия»» ТН «Скоро лето» ТН «Собираемся в путешествие» Июнь ТОП «Я – ребенок! И я имею право!» ТОП «Наши любимые сказки» ТОП «Летние игры и забавы» Июль Тематический образовательный проект «Наши любимые игрушки» «Дымковские игрушки» «Лепим игрушки из глины» «Русская игрушка – матрешка» Август ТОП «Любимые книги» ТОП «Школа здоровья» Модель образовательного процесса на неделю

Слайд 38

Неделя Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя 5-я неделя Сентябрь ТОП «Безопасность ДД» ТН «Золотая осень» ТОП «Деревья – наши друзья» ТОП «Плоды осени: Овощи. Фрукты. Грибы» ТН «Хлеб» Октябрь ТОП «Домашние и дикие животные» ТН «Мой край родной» ТН «Мы живем в России» ТН «Москва – столица нашей Родины» Ноябрь ТОП «Кремли – защита земли русской» ТОП «По странам и континентам» «Вот так Африка»» «Чудеса Австралии» «Две Америки» «Арктика и Антарктика» Январь ТОП «Зимние игры и забавы» ТОП «Что из чего и для чего» ТН «Из истории вещей» ТН «Телевидение» Май ТОП «Мир растений» ТОП «День Победы» ТОП «По странам и континентам» ТН «Лето пришло» Европа Азия Июнь ТОП «Я – ребенок! И я имею право!» ТОП «Пушкинский день России» ТОП «Сказки Пушкина» ТОП «Школа здоровья» Июль Тематический образовательный проект «Народные промыслы России» «Сине-голубая Гжель» «Золотая Хохлома» «Русская игрушка» «Кружево и вышивка «Веселый Городец» Август ТОП « Ярмарка народных мастеров» ТОП «Любимые книги» ТОП «Скоро в школу!» Модель образовательного процесса на неделю

Слайд 39

39 Комплексно-тематическое планирование № недели Тема недели Формы организации образовательного процесса Особенности организации РППС Занятия Реализация проектов (краткосрочные и длительные) Мастерская Беседа Игра Коллекционирование Решение ситуативных задач Другие формы организации образовательного процесса Структура рабочей программы

Слайд 40

40 Формы совместной деятельности взрослого и детей Игра Игровое упражнение Чтение Ситуация Викторины и конкурсы Проектная деятельность Экспериментирование и исследование Коллекционирование Беседа, загадка, рассказ, разговор Мастерская Формы совместной музыкально-художественной деятельности

Слайд 41

«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность «Ситуация» Естественная Специально созданная Педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребёнка в неё Преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребёнок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок Ситуации морального выбора Ситуации общения и взаимодействия Проблемные ситуации Игровые ситуации Ситуативный разговор с детьми Принципы формирования ситуаций: доступность содержания возможности для варьирования содержания соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети

Слайд 42

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка По форме: Индивидуальные Коллективные По мотиву: Эмоциональные Познавательные Социальные Виды коллекций Создание коллекций для реализации образовательных областей Физическое развитие: «Виды спорта: зимние и летние», «Полезные для здоровья продукты (травы, напитки)» и др Познавательное развитие: «Животные разных регионов Земли» «Водоемы» «Камни (минералы)» «Инструменты» и др Речевое развитие: коллекции разнообразных сюжетных картин, «Любимые герои детских книг», «Герои сказок Пушкина» и др Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг, кинофильмов» «Вежливые слова» «Профессии» «Знаки дорожного движения» «История вещей» и др Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Любимые композиторы» «Изделия народных промыслов» «Музеи мира» «История открытий» и др

Слайд 43

«Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними «Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий Формы экспериментирования и исследования Практическое Умственное Социальное

Слайд 44

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка с его социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, со взрослыми (педагогами и близкими). Цель: поиск новых эффективных форм и способов общения, удовлетворение потребности в самоутверждении, «поиск себя» в разных видах детской деятельности: конструировании, музыке, изобразительной деятельности и пр.

Слайд 45

«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса «Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр Ребенок — активный субъект образовательного процесса: он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта он самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения он выступает в роди инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно

Слайд 46

Основные компоненты проекта: Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта ) Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов

Слайд 47

Права и возможности воспитателей. Воспитатель: занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач является одним из источников информации имеет право на импровизацию, на следование за инициативной детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей Права и возможности детей: Право свободного общения Возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности Возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения Возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды

Слайд 48

« Мастерская » - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.) Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем Самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата Организация мастерской возможна в ходе специально организованной образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием), а также в ходе режимных моментов

Слайд 49

Способы поддержки детской инициативы Структура рабочей программы

Слайд 50

Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии 50

Слайд 51

Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии

Слайд 52

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии 52

Слайд 58

Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии

Слайд 59

Индивидуальные маршруты развития детей Фамилия, имя ребенка Результаты медицинского обследования Результаты обследования специалистами ДОО (с указанием должности и ФИО) Рекомендации специалистов для организации образовательного процесса Структура рабочей программы

Слайд 60

Индивидуальный план психолого-педагогической работы с ребенком Направления развития Формы образовательной работы Задачи образовательной работы, реализующие эти задачи педагоги Направления индивидуальной работы (в том числе коррекционной) Направление, задачи работы, реализующий их специалист Используемые программы, технологии, методические пособия и разработки Индивидуальные маршруты развития детей

Слайд 61

Планируемые результаты работы с детьми В социально-коммуникативном развитии В познавательном развитии В речевом развитии В художественно-эстетическом развитии В физическом развитии В коррекции недостатков в физическом / психическом развитии В приоритетном направлении развития Индивидуальные маршруты развития детей

Слайд 62

Рекомендации для родителей специалистов ДОО Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Другие специалисты Индивидуальные маршруты развития детей

Слайд 63

Взаимодействие с семьями воспитанников (план на год) Перечень используемых пособий Приложение: Результаты наблюдений за детьми, педагогической диагностики Структура рабочей программы

Слайд 64

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя детского сада по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (прибощение к изобразительному искусству, изобразительная деятельность) для средней группы ...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе детского сада...

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Методическая разработка. Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада....

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада. Методическая разработка....