РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья
В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные формы методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
salikina_e.v.statya_.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Саликина Елена Викторовна
Россия, г. Нижний Новгород
е- mail: elenann12@mail.ru
В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные формы методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ.
Развитие профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов, о чем свидетельствует и ФГОС ДО, и приказ Мин. труда России «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (воспитатель, учитель))» и другие документы.
А.Г. Асмолов неоднократно подчёркивает, что сегодня сложилась такая ситуация, когда дети «мастера решения нестандартных задач, самая трудная драма – это драма отставания воспитателей и педагогов от дошкольников».
Авторы статьи «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО» А.А. Чеменева, Е.В. Вербовская, В.Р. Попова, учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ дошкольного образования, предлагают структуру профессионально-педагогической компетентности педагога с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает: методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и
рефлексивную.
Выделенные компетентности необходимо развивать у педагогов и в рамках экологического образования дошкольников. Ведь на сегодняшний день экологизация образования является одним из центральных направлений. Не для кого не секрет, что человек варварски относится к природному окружению, да и к самому себе как части природы. Дети, да и взрослые все больше болеют, а врачи отвечают «так экология у нас какая». Решить проблемы, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой, можно только через повышение уровня нравственности, воспитание осознанного гуманного отношения к окружающей природной среде.
Проблемами экологического образования занималось огромное количество педагогов, т.к. К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Маневцова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин Р.Ю., Т.А. Серебрякова, Белоусова и др. Наше МБДОУ "Детский сад № 67" в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, использует Парциальную программу С.Н. Николаевой. Поэтому педагоги детского сада используют соответствующие методические рекомендации по разным возрастным группам.
Одним из основных и центральных подходов к организации методической работы в ДОУ является понимание значимости оказания помощи педагогам, с целью оптимизации работы в том или ином направлении, в частности, в рамках работы по экологическому образованию дошкольников. Важно, на наш взгляд, создать условия, чтобы педагоги, воспитатели задавали вопросы и получали на них достоверные, точные и научно обоснованные ответы, применяли бы свои знания в практической деятельности в работе с детьми.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ проводим консультации с воспитателями, например, «Построение уголка природы в группе», «Наблюдение – основа чувственного познания мира природы» и т.д. А так же консультации по планированию воспитательно-образовательной работы. Не так давно проводили тематический педагогический совет "Экологическое образование детей дошкольного возраста", где все педагоги были активными участниками, демонстрировали результаты проектной деятельности по данной теме. На семинаре по проблеме экологического образования дошкольников в очередной раз обсуждали вопрос развития именно экологически культурной личности, акцентировали внимание на развитии гуманного отношения к природе и подчеркивали значимость деятельностного аспекта. Ведь именно отношение формируется в деятельности. На сегодняшний день в нашем детском саду проводится большое количество различных экологических акций "Сохрани ель", "Подкорми птиц" и т.д. Важную роль в развитии профессиональной компетентности играют индивидуальные консультации, т.к. все педагоги разные, у всех разный уровень педагогического образования, педагогического стажа и личностных особенностей, и поэтому к каждому педагогу нужен индивидуальный подход. Часто эти консультации проходят по запросам самих педагогов.
Методический кабинет – центр методической работы, творческая мастерская, куда может придти каждый педагог с целью повышения своих знаний по различным разделам работы с детьми, в частности, по разделу – экологическое образование.
Работа в методическом кабинете организована так, чтобы воспитатель мог свободно в нем ориентироваться: все материалы эстетично оформлены, сгруппированы по разделам.
Очень важно заинтересовать педагогов актуальной на сегодняшний день темой. И приятно, когда педагоги ДОУ углубленно занимаются темой экологического образования в своих группах. Выходят на аттестацию на первую и высшую категории с презентациями своего педагогического опыта работы по теме экологического образования дошкольников. В группах пополняется развивающая предметно-пространственная среда, в работе с детьми используются схемы, модели, дидактические игры природоведческой направленности, педагоги готовят различные презентации для детей, активно реализуются проекты как долгосрочные так и краткосрочные, проводятся акции экологической направленности и т.д.
Данные педагогических диагностик показывают, что дети стали относиться гуманнее к миру природы, у них появилась потребность, например, зимой подкармливать птиц, своевременно поливать комнатные растения в группе и т.д.
Считаем, что необходимо проводить целенаправленную работу по развитию профессиональной компетентности с педагогами ДОУ в рамках экологического образования дошкольников.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.- М.: ТЦ Сфера, 2016.-96с.
- Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.:АСТ, 1997.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозайка-Синтез, 2008. 112 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996
- Мир природы и ребенок. / Учебное пособие. под ред. Л. Н. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. С-Пб.: ,АКЦИДЕНТ. 1998. 319 с.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 119 с.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. / С.Н. Николаева М.: Мозаика-Синтез, 2017. 192 с.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные ...
Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»
Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования....
Педагогический совет «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в процессе непрерывного образования (самообразования)»
Представлена актуальность выбранной темы, профессиональные компетентности воспитателя ДОО и предложены варианты организации Деловой игры по тематике педагогического совета....