Родительский лекторий "Психологические особенности дошкольников на всех возрастных этапах".
консультация
Описаны кризисы развития дошкольников ,социальная ситуация развития,коммуникативная сфера, основной вид деятельности, отношения со сверстниками и взрослыми, особенности психических процессов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологические особенности дошкольников
на всех возрастных этапах.
СЛАЙД 2. Дошкольный возраст (дошкольное детство), – период с 3-х лет до 6-ти–7-ми лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. 1-я стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от возраста 5-ти лет до 6-ти–7-ми лет – старший дошкольный возраст.[1] Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4-ре–5-ть лет.
СЛАЙД 3 I. Кризис возрастного развития.
Кризис трёх лет (кризис «я сам»).
Сущностной предпосылкой для наступления кризиса 3-х лет (кризиса «я сам») выступает развитие самосознания. Развитие самосознания в раннем детстве связано с психологическим отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребёнок начинает отделять действие от предмета действия и себя самого от своих действий. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполага́ния и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего детства. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. У детей возникает так называемое личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует де́ятельностного сотрудничества с ребёнком, если он демонстрирует свое превосходство над ним, то у ребёнка возникает негативное поведение, характерное для кризиса трёх лет. Кризис трёх лет является комплексным психосоциальным поведенческим синдромом.
Итак, причины психологического кризиса трёх лет кроются во внутрили́чностном столкновении потребности действовать самому с потребностью соответствовать дисциплинарным требованиям и поведенческим указаниям значимого взрослого, – противоречие между «хочу» и «могу». Культурно закреплённой формой (основным способом) преодоления кризиса перехода ребёнка от раннего детства к дошкольному детству является игровая соде́ятельность (совместная деятельность) ребёнка и взрослого.
СЛАЙД 4 Социальная ситуация развития.
Дошкольное детство, – это период первичного овладения ребёнком общественным пространством человеческих отношений.
Этот процесс, для детей дошкольного возраста, осуществляется через общение с близкими взрослыми, а также через игровые социальные отношения со сверстниками и с ребятами других возрастов. Условия жизни в дошкольном возрасте существенно видоизменяются,и границы жизнедеятельности детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, стремительно расширяются: рамки семьи и двора дома раздвигаются до пределов улицы, района, даже – города. Ребёнок-дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, мир разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё никоим образом недоступно, но он реализует себя в этом плане в комплексной игровой деятельности. В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребёнка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребёнком более сложных норм поведения, а также – различных новых форм общения. Дошкольное учреждение , в общем, и в целом, выступает в качестве первого (первичного) института социализации.
СЛАЙД 5 Коммуникативная сфера.
- Значительное место в жизни дошкольников занимает их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте, впервые, социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками заметно возрастает.
3-4 года – легко меняют свои привязанности к тем или иным сверстникам СЛАЙД 6.
- 4-5 лет – уже более привязчивы к некоторым из своих сверстников, интерес как к партнеру по сюжетной игре
- 5-6 лет- высказывают устойчивое желание общаться с определенными сверстниками, проявляют к ним некоторую индивидуальную привязанность
- 6-7 лет –стараются общаться именно с конкретными своими сверстниками, высказывают к ним личную привязанность, как к собеседнику, партнеру по деятельности .
- СЛАЙД 7 . Отношения со взрослыми: 3-4 года – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
- 4-5 лет – источник информации
- 5-6 лет – источник информации, собеседник
- 6-7 лет - источник эмоциональной поддержки
СЛАЙД 8 Ведущая деятельность.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая деятельность. Игровая деятельность в дошкольном возрасте представлена, в основном, в виде сюжетно-ролевой игры, формирующейся в младшем дошкольном возрасте и игры-драматизации, развивающейся уже в старшем дошкольном возрасте. Именно с помощью игровой деятельности, осуществляемой, в подавляющем большинстве случаев, в ходе общения с другими детьми, в процессе общения с детьми разных возрастов, ребёнок дошкольного возраста познаёт окружающий мир, познавательно его трансформируя, «перелагая» его в игровую форму.
В сюжетно-ролевой игре развивается и потре́бностно-мотивацио́нная сфера личности ребёнка-дошкольника. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели деятельности. Происходят качественные изменения в психике ребёнка дошкольного возраста.
СЛАЙД 9 Возрастные психические новообразования
- Наглядно-образное мышление – центральное новообразование дошкольников
- Новая внутренняя психосоциальная личностная позиция
- Соподчинение (иерхаризация) и социально-психологическое усложнение мотивов
- Формирование социально-ориентированной самооценки
- Формирование развитого самосознания .
В сфере личностного развития важнейшими новообразованиями являются: первичное соподчинение и иерархиза́ция мотивов; формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. Развитие самооценки дошкольников связано с активным становлением Образа Я, с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и началом дифференциации Я-реального и Я-идеа́льного. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя. Самооценка психосоциа́льно появляется во второй половине дошкольного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность, так сказать, мотивировать самооценку.
СЛАЙД 10 Когнитивная сфера. В дошкольный период происходит активное развитие психических процессов:
- Восприятия
- Внимания
- Памяти
- Воображения
- Мышления
СЛАЙД 11 Восприятие.
В дошкольном возрасте, для восприятия как познавательного процесса в основном характерно следующее:
- восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность;
- зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребёнок более точно оценивает цвет, форму, величину, – происходит активное освоение сенсорных эталонов;
- совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временну́ю последовательность событий.
СЛАЙД 12. Внимание.
В дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания – речь. Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый.
В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:
♦ значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;
♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;
♦ внимание становится опосредованным;
♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);
♦ появляются элементы по́слепроизвольного (по́стпроизвольного) внимания.
СЛАЙД 13. Память.
Память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.
У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребёнок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребёнок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.
В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании.
В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
СЛАЙД 14 Воображение.
Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребёнок старшего дошкольного возраста осваивает приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым. Формируются следующие познавательные действия воображения:
– замысел в форме наглядной модели;
– образ воображаемого объекта;
– образ действия с объектом.
СЛАЙД 15 . Мышление
Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к верба́льно-логи́ческому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях). На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребёнка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
СЛАЙД 16 Речь.
- 2-3 года – словосочетаниями, понимает глаголы;
- 3-4 года – формируется связная речь, начинает понимать прилагательные;
- 4-5 лет – окончательное формирование активной речи, учиться излагать мысли;
- 5-6 лет – формирование планируемой функции речи. К 6 годам лексикон до 14 000 слов;
- 6-7 лет – развитие внутренней речи.
СЛАЙД 17 Развитие самосознания
Самосознание – важное когнитивное личностное новообразование дошкольного детства.
Появляется осознание себя во времени, личное сознание, рефлексия. Осознаются свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания.
Усваиваются социальные нормы общества.
Развитие самосознания зависит от особенностей семейного воспитания:
-адекватные (точные) представления о себе;
-заниженные представления о себе;
-завышенные представления о себе.
СЛАЙД 18 Эмоционально-волевая сфера
Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту присуща, в общем и в целом, спокойная эмоциональность, заметно отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать свои поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам.
Исключительную важность в области формирования волевой саморегуля́ции детей дошкольного возраста имеет воспитательно-педагогическое воздействие родителей, близких родственников, воспитателей, педагогических работников детских садов и других дошкольных учреждений.
СЛАЙД 19 Потребностно-мотивационная сфера
Важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. . Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в потре́бностно-мотивацио́нной сфере личности ребёнка учёные связывают начало «взрослого» становления его личности.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (пусть пока на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым мотива́тором оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст (дошкольное детство) – период с 3 до 6-7 лет Делится на 2 основные стадии: От 3 до 5 лет –младший дошкольный возраст 5-7 лет старший дошкольный возраст
Кризис возрастного развития Кризис трех лет (кризис «Я сам») Кризис является комплексным психосоциальным поведенческим синдромом. От значимых взрослых ребенок хочет признания его благоприобретенных возможностей (пример – развитие самосознания) и деятельностных возможностей (пример – формирование продуктивных форм деятельности). Причина : внутриличностные столкновения потребности действовать самому с потребностью соответствовать дисциплинарным требованиям и поведенческим указаниям взрослого- противоречие между «хочу» и «могу» Основным способом преодоления кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошкольному детству является игровая содеятельность ребенка и взрослого.
Социальная ситуация развития Дошкольное учреждение в общем и целом выступает в качестве первичного института социализации
Коммуникативная сфера В дошкольном возрасте социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника
Отношения со сверстниками 3-4 года – легко меняют свои привязанности к тем или иным сверстникам 4-5 лет – уже более привязчивы к некоторым из своих сверстников, интерес как к партнеру по сюжетной игре 5-6 лет- высказывают устойчивое желание общаться с определенными сверстниками, проявляют к ним некоторую индивидуальную привязанность 6-7 лет –стараются общаться именно с конкретными своими сверстниками, высказывают к ним личную привязанность, как к собеседнику, партнеру по деятельности
Отношения со взрослыми 3-4 года – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству 4-5 лет – источник информации 5-6 лет – источник информации, собеседник 6-7 лет - источник эмоциональной поддержки
Ведущая деятельность у дошкольника - игровая Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте Игры-драматизации в старшем дошкольном возрасте
Возрастные психические новообразования Наглядно-образное мышление – центральное новообразование дошкольников Новая внутренняя психосоциальная личностная позиция Соподчинение ( иерхаризация ) и социально-психологическое усложнение мотивов Формирование социально-ориентированной самооценки Формирование развитого самосознания
Когнитивная сфера В дошкольный период происходит активное развитие психических процессов: Восприятия Внимания Памяти Воображения Мышления
Восприятие Превращается в особую целенаправленную познавательную деятельность; Зрительное –ведущий вид восприятия; Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временную последовательность событий
Внимание Значительно возрастают концентрация, объем, устойчивость Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи ,формирования познавательных интересов Внимание становится опосредованным Внимание связано с интересами ребенка к деятельности Появляются элементы послепроизвольного внимания
Память Память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией 3-4 года – непроизвольная память( ребенок не ставит перед собой цели что-то специально запомнить). Доминирует эмоциональная память. 4-5 лет – начинает формироваться произвольная память. 5-6,7 лет – память приобретает интеллектуальный характер, познавательно объединяясь с мышлением и речью.
Воображение 3-4, 4-5 лет – формируется в игровой и конструктивной деятельности. Пошагово переходит в фантазирование. 5-6 лет – ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. 6-7 лет – воображение становится сознательно управляемым.Формируются познавательные действия воображения : Замысел в форме наглядной модели Образ воображаемого предмета Образ действия с объектом
Мышление 2-3 года – наглядно-действенное 3-4 года – наглядно-образное 4-5 наглядно-образное 5-6 наглядно-образное, начальная форма образно-схематического 6-7 лет – элементы логического мышления, развивающегося на основе наглядно-образного
Речь 2-3 года – словосочетаниями, понимает глаголы; 3-4 года – формируется связная речь, начинает понимать прилагательные; 4-5 лет – окончательное формирование активной речи, учиться излагать мысли; 5-6 лет – формирование планируемой функции речи. К 6 годам лексикон до 14 000 слов; 6-7 лет – развитие внутренней речи.
Развитие самосознания Самосознание – важное когнитивное личностное новообразование дошкольного детства. Появляется осознание себя во времени, личное сознание, рефлексия. Осознаются свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания. Усваиваются социальные нормы общества. Развитие самосознания зависит от особенностей семейного воспитания : -адекватные (точные) представления о себе; -заниженные представления о себе; -завышенные представления о себе.
Эмоционально-волевая сфера Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Чувства становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными . Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные и эстетические. У дошкольника развивается и волевая сфера . Происходит психическая организация и содержательное структурирование базовой формы волевой саморегуляции – волевого навыка самоограничения в поведенческих действиях.
Потребностно-мотивационная сфера Важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов
Удачного дня! Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения
. Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...
"Развитие ручной умелости у дошкольников в игре на всех возрастных этапах"
Предлагаю краткую информацию по изучению развития ручной умелости в игре....
Формы в образовательных процессах. Особенности игры на разных возрастных этапах.
Игра, являясь простым и близким человеку способом, познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыка...
"Особенности игры на разных возрастных этапах - развитие игровых умений у детей в средней группе"
доклад для педсовета...
Особенности игры на разных возрастных этапах
Особенности игры на разных возрастных этапах...
"Особенности игры на разных возрастных этапах"
Консультация для воспитателей по сюжетно -ролевым играм....
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ"...