Консультация для педагогов ДОУ «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
консультация
В консультации – рекомендации, как изготовить лэпбук с учетом требований ФГОС ДО и использовать его в работе с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
на тему
«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Питайкина Оксана Владимировна, старший воспитатель (1 категория) |
г. Рубцовск, 2019 г.
Цель: ознакомление педагогов с технологией «Лэпбук» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
«Чудо - папку открываю,
все что знаю, вспоминаю!»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.
Что же такое лэпбук?
Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) - это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Лэпбуки можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные,
- праздничные;
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка.
Организация материала:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- теги;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.
Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого вам понадобятся следующие материалы:
- картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
- бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
- принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
- обычные и фигурные ножницы;
- клей и/или скотч;
- степлер;
- декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.
Этапы создания лэпбука
1. Начинаем мы с выбора темы. Тема лэпбука может быть любая:
- интересные события, происходящие с ребенком;
- увлечения детей;
- темы недели;
- литературные произведения;
- мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общийлэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.
2. План
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Создание макета
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
4.Создание лэпбука
Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание.
Таким образом, можно сказать что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников познавательного интереса, творческого потенциала, детской инициативы. А все это учит дошкольников мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Список литературы:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
2. Лэпбуки. Это интересно. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-351018-1385039499.jpg)
Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107033-1548304062.jpg)
Консультация для родителей на тему "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»"
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале путирядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди вего жизни – родители.ФГОС ориентирует педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-392400-1569785804.jpg)
Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1245920-1588243383.jpg)
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1301818-1610988170.jpg)
Консультация для педагогов "Лэпбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Методы использования лэпбука для развития способностей детей в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-1440746-1704797030.jpg)
"Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста" в помощь педагогу
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/06/picture-1447477-1733467292.jpg)
Консультация для педагогов на тему «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали ...
- Мне нравится (1)