Консультация для педагогов "Лэпбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Методы использования лэпбука для развития способностей детей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Цветик- Семицветик».
Консультация для педагогов
“Лэпбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Подготовила: воспитатель МА ДОУ детский сад №5
Саляхова И.А.
Цель: ознакомление педагогов с технологией «Лэпбук» для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.
Что же такое лэпбук?
Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) - это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Лэпбуки можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука стандартный - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
• учебные;
• игровые;
• поздравительные,
• праздничные;
• автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)
В зависимости от формы:
• стандартная книжка с двумя разворотами;
• папка с 3-5 разворотами;
• книжка-гармошка;
• фигурная папка.
Организация материала:
• стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• окошки и дверцы;
• вращающиеся детали;
• высовывающиеся детали;
• карточки;
• теги;
• стрелки;
• пазлы;
• чистые листы для заметок и т. д.
Зачем же нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого понадобятся следующие материалы:
• картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
• бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
• принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
• обычные и фигурные ножницы;
• клей и/или скотч;
• степлер;
• декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.)
Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.
Этапы создания лэпбука
1. Начинаем мы с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая:
• интересные события, происходящие с ребенком;
• увлечения детей;
• темы недели;
• литературные произведения;
• мультипликационные герои и т. д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.
2. План.
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Создание макета.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т. д. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
4. Создание лэпбука.
Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание.
Таким образом, можно сказать что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников познавательного интереса, творческого потенциала, детской инициативы. А все это учит дошкольников мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Лэпбук– как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация была разработана с целью ознакомления родителей с иновационной педогигической технологией Лэпбук, как средство обучения....

Консультация для родителей на тему "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»"
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале путирядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди вего жизни – родители.ФГОС ориентирует педагогов ДОУ...

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов ДОУ «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
В консультации – рекомендации, как изготовить лэпбук с учетом требований ФГОС ДО и использовать его в работе с детьми....

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов на тему «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали ...