Презентация опыта работы по национально-региональному компоненту
презентация
НРК – значимая часть комплексного подхода в реализации ООП ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«НРК – значимая часть комплексного подхода в реализации ООП ДО»
- Уважаемые коллеги!
1 слайд
Прежде чем ознакомить вас с нашими практическими наработками в сфере методической работы по реализации парциальной программы «Мой любимый город Канск», являющейся значимой в части, формируемой участниками образовательных отношений ООП, несколько слов о самом проекте данной программы.
2 слайд
Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле; воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач нас взрослых.
3 слайд
Проект примерной парциальной образовательной программы «Мой любимый город Канск» разработан городской творческой группой педагогов дошкольных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС для детей старшего дошкольного возраста и адресован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
4 слайд (Цели и задачи)
Программа «Мой любимый город Канск» направлена на развитие у детей интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих уважение личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
5 слайд Принципы построения программ
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на 2 наиболее значимых, на мой взгляд, принципа – это: Принцип деятельности и Принцип интеграции.
Так как эти принципы направлены не только на развитие у детей самостоятельности и инициативности, но и на интеграцию содержания данной программы во все области ООП.
6 слайд
Содержание программы реализуется в следующих тематических разделах, которые представлены на слайде. При ознакомлении детей с краеведческим материалом, ведущим является метод сквозного, проникающего подхода, неоднократное возращение к каждому объекту в различных формах.
7 слайд
Планируемые результаты освоения программного материала разработаны для детей старшей и подготовительной групп. Основной метод педагогической диагностики: наблюдение за детьми в повседневных ситуациях.
8 слайд
Содержание парциальной программы «Мой любимый город Канск» интегрируется в содержание Основной образовательной программы ДОО и реализуется через формы работы, которые вы видите на слайде.
Задачи образовательной деятельности программы «Мой любимый город Канск» легко встраиваются в комплексно-тематическое планирование, которое каждая ДОО разрабатывает на год, конкретизируются в календарном плане воспитателя.
9 слайд
Важным условием реализации данной программы является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
Для ее реализации рекомендуется создание в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности, они представлены на слайде.
10 слайд
Проект разработанной программы в условиях ДОУ реализуется по следующим блокам:
- создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
- методическая работа с педагогами
- интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
- организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами.
10 слайд
Работу в рамках данного блока началась с подбора краеведческого материала, который представлен на выставке:
- педагогами разработаны и систематизированы конспекты ООД, рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Мой город Канск» с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе;
- подобраны иллюстрации по ознакомлению детей с достопримечательностями города, растительным и животным миром нашего края и оформлены в альбомы. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания детьми;
- изготовлены макеты природных зон «Особенности нашей местности»;
- собраны коллекция полезных ископаемых, гербарии растений;
- изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, знакомящие детей с родным городом;
Подготовительная работа в данном направлении педагогами нашего ДОУ начинается со среднего дошкольного возраста и заключается она в создании уголков краеведения постоянно пополняющихся материалами по ознакомлению детей с городом и природой родного края.
11 слайд
Следующий блок направлен на организацию работы с педагогами:
- различные формы повышения квалификации педагогов (курсы повышения квалификации, самоподготовка, взаимопосещения с последующим анализом проведенных мероприятий; педагогические советы, семинары-практикумы);
- изготовление методического материала и пособий по ознакомлению дошкольников с родным городом с последующей организацией выставки.
12 слайд
Наиболее насыщенный бок – это работа с детьми, которая направлена на освоение содержания программного материала.
Встречи с интересными людьми нашего города в рамках традиция «Гость группы: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, людьми разных профессий имеют актуальность и значимость для наших детей. На наш взгляд, ребенку лучше один раз увидеть и услышать «важного гостя» с его неповторимым рассказом о нем, о его профессии и его достижениях.
Значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.
13 слайд
Сотрудничество нашего ДОУ с семьями и социальными партнерами реализуется в форме совместной деятельности. Оно, прежде всего, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон.
Родители помогают собирать экспонаты, связанные с нашим городом, предоставляют фотоматериалы, участвуют в праздничных мероприятиях, оформляют развивающую среду, являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
В основе сотрудничества с Канским краеведческим музеем– это «Музей в чемодане», с СЮН – это «Эколошкин чемодан» лежит проектная деятельность. Нельзя не отметить и активное сотрудничество с городской библиотекой А. и Б. Стругацких: проводим совместные литературные гостиные, развлечения, участвуем в выставках детских рисунков на тему «Мой город».
Каковы же результаты нашей работы? Прежде всего это:
- интерактивная РППС в ДОУ;
- практические наработки и материалы по содержанию данной программы;
- но самое главное – это сформированы первоначальные представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о городских достопримечательностях, динамику которых отслеживают воспитатели в процессе педагогических наблюдений.
- Уважаемые коллеги, хотелось бы завершить свое выступление следующими строками: Если не мы, то кто же детям нашим поможет
Наш город любить и знать. Как важно – не опоздать!
- Спасибо за внимание! Прошу Ваши вопросы
- Уважаемые коллеги, у вас в руках Программы. Они 2-х цветов. У кого Программы зеленого цвета, прошу пройти на Квест-игру «Сосновый бор – памятник природного значения».
У кого Программы оранжевого цвета прошу пройти за мной на ООД «Путешествие в прошлое моего города»
____________________________________________________________
Красный квадрат – соответствует (это педагогическая образовательная практика)
Желтый квадрат – сомневаюсь (частично соответствует)
Синий квадрат – не соответствует (не педагогическая образовательная практика)
_________________________________________________________________
На ваших программках есть еще один опознавательный знак:
- оппоненты – ищут недостатки
- союзники – ищут достоинства
- советники – обозначают точки роста
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если ребенок знает историю своего города, интересуется окружающей его природой, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия»
« Мой любимый город Канск» Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы : Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района Расширять представления детей о том, что делает город Канск красивым, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района
Принципы построения Программы Принцип культуросообразности Принцип развития Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание Принцип деятельности Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности Принцип полноты содержания образования Принцип интеграции содержания образования Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами
Содержание образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения Программы Ребенок старшей группы: проявляет эмоционально-положительное отношение к малой родине; хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении; проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города; с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины; проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан; отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Ребенок подготовительной группы: проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу; ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города; проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события; рассказывает о достопримечательностях и зданиях города, об их назначении; имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района, значимости их труда; узнает и называет основные растения и животных Канского района; с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины; проявляет инициативу в социально значимых делах; стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей; отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности.
Особенности организации образовательной деятельности по программе совместная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной); самостоятельная деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.); процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.). Особенности планирования образовательной деятельности Пример: Тема недели: Театральная неделя » Задача из программы «Мой любимый город Канск »: - продолжать знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Канска
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Блок « Красота спасет мир» ( создание и обновление РППС); Блок «Думай глобально, действуй локально!» ( методическая работа с педагогами); Блок «Образовательная деятельность с детьми» (интеграция регионального компонента в образовательную деятельность); Блок «Объять необъятное» (организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами)
Блок « Красота спасет мир »
Блок «Думай глобально, действуй локально!»
Блок «Образовательная деятельность с детьми» - экскурсии - праздники , соревнования, акции (детского сада, городские ) - создание макетов - игры-фантазии , игры-экспериментирования, игры-путешествия, игры в «город-мечту » - исследовательская деятельность - проектная деятельность - продуктивная деятельность - коллекционирование - ООД
Центральная библиотека А.и Б.Стругацких Блок «Объять необъятное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по национально-региональному компоненту и изучению татарского языка.
Содержит описание собственного изучения татарского языка, опыта по организации работы по ознакомлению детей с культурой татарского народа, ....
Перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 2012-2013 уч году старший дошкольный возраст
отражает работу с детьми и родителями по региональному компоненту в старшей группе...
Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...
Перспективный план работы по национальному региональному компоненту на 2017– 2018 учебный год Средняя группа
Национальный региональный компонент...
Перспективный план работы по национальному региональному компоненту.
Национальный региональный компонент...
Планирование работы по национально-региональному компоненту в подготовительной группе
Планирование работы по национально-региональному компоненту в подготовительной группе...