Презентация опыта работы по национально-региональному компоненту
презентация
НРК – значимая часть комплексного подхода в реализации ООП ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«НРК – значимая часть комплексного подхода в реализации ООП ДО»
- Уважаемые коллеги!
1 слайд
Прежде чем ознакомить вас с нашими практическими наработками в сфере методической работы по реализации парциальной программы «Мой любимый город Канск», являющейся значимой в части, формируемой участниками образовательных отношений ООП, несколько слов о самом проекте данной программы.
2 слайд
Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле; воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач нас взрослых.
3 слайд
Проект примерной парциальной образовательной программы «Мой любимый город Канск» разработан городской творческой группой педагогов дошкольных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС для детей старшего дошкольного возраста и адресован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
4 слайд (Цели и задачи)
Программа «Мой любимый город Канск» направлена на развитие у детей интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих уважение личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
5 слайд Принципы построения программ
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на 2 наиболее значимых, на мой взгляд, принципа – это: Принцип деятельности и Принцип интеграции.
Так как эти принципы направлены не только на развитие у детей самостоятельности и инициативности, но и на интеграцию содержания данной программы во все области ООП.
6 слайд
Содержание программы реализуется в следующих тематических разделах, которые представлены на слайде. При ознакомлении детей с краеведческим материалом, ведущим является метод сквозного, проникающего подхода, неоднократное возращение к каждому объекту в различных формах.
7 слайд
Планируемые результаты освоения программного материала разработаны для детей старшей и подготовительной групп. Основной метод педагогической диагностики: наблюдение за детьми в повседневных ситуациях.
8 слайд
Содержание парциальной программы «Мой любимый город Канск» интегрируется в содержание Основной образовательной программы ДОО и реализуется через формы работы, которые вы видите на слайде.
Задачи образовательной деятельности программы «Мой любимый город Канск» легко встраиваются в комплексно-тематическое планирование, которое каждая ДОО разрабатывает на год, конкретизируются в календарном плане воспитателя.
9 слайд
Важным условием реализации данной программы является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
Для ее реализации рекомендуется создание в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности, они представлены на слайде.
10 слайд
Проект разработанной программы в условиях ДОУ реализуется по следующим блокам:
- создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
- методическая работа с педагогами
- интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
- организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами.
10 слайд
Работу в рамках данного блока началась с подбора краеведческого материала, который представлен на выставке:
- педагогами разработаны и систематизированы конспекты ООД, рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Мой город Канск» с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе;
- подобраны иллюстрации по ознакомлению детей с достопримечательностями города, растительным и животным миром нашего края и оформлены в альбомы. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания детьми;
- изготовлены макеты природных зон «Особенности нашей местности»;
- собраны коллекция полезных ископаемых, гербарии растений;
- изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, знакомящие детей с родным городом;
Подготовительная работа в данном направлении педагогами нашего ДОУ начинается со среднего дошкольного возраста и заключается она в создании уголков краеведения постоянно пополняющихся материалами по ознакомлению детей с городом и природой родного края.
11 слайд
Следующий блок направлен на организацию работы с педагогами:
- различные формы повышения квалификации педагогов (курсы повышения квалификации, самоподготовка, взаимопосещения с последующим анализом проведенных мероприятий; педагогические советы, семинары-практикумы);
- изготовление методического материала и пособий по ознакомлению дошкольников с родным городом с последующей организацией выставки.
12 слайд
Наиболее насыщенный бок – это работа с детьми, которая направлена на освоение содержания программного материала.
Встречи с интересными людьми нашего города в рамках традиция «Гость группы: поэтами, артистами, спортсменами, ветеранами войны, людьми разных профессий имеют актуальность и значимость для наших детей. На наш взгляд, ребенку лучше один раз увидеть и услышать «важного гостя» с его неповторимым рассказом о нем, о его профессии и его достижениях.
Значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.
13 слайд
Сотрудничество нашего ДОУ с семьями и социальными партнерами реализуется в форме совместной деятельности. Оно, прежде всего, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон.
Родители помогают собирать экспонаты, связанные с нашим городом, предоставляют фотоматериалы, участвуют в праздничных мероприятиях, оформляют развивающую среду, являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
В основе сотрудничества с Канским краеведческим музеем– это «Музей в чемодане», с СЮН – это «Эколошкин чемодан» лежит проектная деятельность. Нельзя не отметить и активное сотрудничество с городской библиотекой А. и Б. Стругацких: проводим совместные литературные гостиные, развлечения, участвуем в выставках детских рисунков на тему «Мой город».
Каковы же результаты нашей работы? Прежде всего это:
- интерактивная РППС в ДОУ;
- практические наработки и материалы по содержанию данной программы;
- но самое главное – это сформированы первоначальные представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о городских достопримечательностях, динамику которых отслеживают воспитатели в процессе педагогических наблюдений.
- Уважаемые коллеги, хотелось бы завершить свое выступление следующими строками: Если не мы, то кто же детям нашим поможет
Наш город любить и знать. Как важно – не опоздать!
- Спасибо за внимание! Прошу Ваши вопросы
- Уважаемые коллеги, у вас в руках Программы. Они 2-х цветов. У кого Программы зеленого цвета, прошу пройти на Квест-игру «Сосновый бор – памятник природного значения».
У кого Программы оранжевого цвета прошу пройти за мной на ООД «Путешествие в прошлое моего города»
____________________________________________________________
Красный квадрат – соответствует (это педагогическая образовательная практика)
Желтый квадрат – сомневаюсь (частично соответствует)
Синий квадрат – не соответствует (не педагогическая образовательная практика)
_________________________________________________________________
На ваших программках есть еще один опознавательный знак:
- оппоненты – ищут недостатки
- союзники – ищут достоинства
- советники – обозначают точки роста
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если ребенок знает историю своего города, интересуется окружающей его природой, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия»
« Мой любимый город Канск» Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы : Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района Расширять представления детей о том, что делает город Канск красивым, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района
Принципы построения Программы Принцип культуросообразности Принцип развития Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание Принцип деятельности Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности Принцип полноты содержания образования Принцип интеграции содержания образования Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами
Содержание образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения Программы Ребенок старшей группы: проявляет эмоционально-положительное отношение к малой родине; хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении; проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города; с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины; проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан; отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Ребенок подготовительной группы: проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу; ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города; проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события; рассказывает о достопримечательностях и зданиях города, об их назначении; имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района, значимости их труда; узнает и называет основные растения и животных Канского района; с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины; проявляет инициативу в социально значимых делах; стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей; отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности.
Особенности организации образовательной деятельности по программе совместная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной); самостоятельная деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.); процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.). Особенности планирования образовательной деятельности Пример: Тема недели: Театральная неделя » Задача из программы «Мой любимый город Канск »: - продолжать знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Канска
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Блок « Красота спасет мир» ( создание и обновление РППС); Блок «Думай глобально, действуй локально!» ( методическая работа с педагогами); Блок «Образовательная деятельность с детьми» (интеграция регионального компонента в образовательную деятельность); Блок «Объять необъятное» (организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами)
Блок « Красота спасет мир »
Блок «Думай глобально, действуй локально!»
Блок «Образовательная деятельность с детьми» - экскурсии - праздники , соревнования, акции (детского сада, городские ) - создание макетов - игры-фантазии , игры-экспериментирования, игры-путешествия, игры в «город-мечту » - исследовательская деятельность - проектная деятельность - продуктивная деятельность - коллекционирование - ООД
Центральная библиотека А.и Б.Стругацких Блок «Объять необъятное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-626267-1429684309.jpg)
Из опыта работы по национально-региональному компоненту и изучению татарского языка.
Содержит описание собственного изучения татарского языка, опыта по организации работы по ознакомлению детей с культурой татарского народа, ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-807720-1581245149.jpg)
Перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 2012-2013 уч году старший дошкольный возраст
отражает работу с детьми и родителями по региональному компоненту в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-518994-1415640546.jpg)
Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128460-1350814031.jpg)
Перспективный план работы по национальному региональному компоненту на 2017– 2018 учебный год Средняя группа
Национальный региональный компонент...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112179-1549298623.jpg)
Перспективный план работы по национальному региональному компоненту.
Национальный региональный компонент...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/22/picture-1120466-1550857603.jpg)
Планирование работы по национально-региональному компоненту в подготовительной группе
Планирование работы по национально-региональному компоненту в подготовительной группе...