Работа с молодыми специалистами в ДОУ
методическая разработка
Из опыта работы с молодыми специалистами в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы с молодыми специалистами в ДОУ | 1.7 МБ |
vystuplenie_na_soveshchanie.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выступление на совещании руководителей ДОО:
Опыт работы по закреплению молодых специалистов в ДОУ
Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Любой педагогический коллектив — это живой организм. И для его полноценного функционирования важно все: опыт и энергия, спокойствие и сила, рассудительность и чувство юмора. При этом крайне важно соблюдать некий баланс, своеобразное равновесие в коллективе. Опытным работникам — приверженцам традиций есть, что передать молодым специалистам. А молодежь, в свою очередь, заряжает окружающих живой энергией и помогает с легкостью осваивать современные программы и технологии.
2 слайд Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
3 слайд Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны. Чтобы этого не произошло, в ДОУ создаются условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей появилась необходимость создания в нашем ДОУ системы работы с молодыми специалистами.
4 слайд Использование в управленческой деятельности ДОУ сформировавшегося системного подхода по повышению профессиональной компетентности педагогов, позволяет начинающему воспитателю:
- быстро адаптироваться к работе в детском саду;
- избежать момента неуверенности в собственных силах;
- наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;
- сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике;
- «почувствовать вкус» профессиональных достижений;
- раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
5 слайд В своём профессиональном становлении начинающий педагог проходит несколько ступеней.
I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
6 слайд ІІ ступень – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой начинающий педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
7 слайд ІІІ ступень – следующие года работы: складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
8 слайд Система работы с молодыми кадрами включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности: ∙ обучение на рабочем месте; ∙ осуществление практики наставничества; ∙ участие в работе методических объединений ДОУ и города ∙ самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы; ∙ обучение на курсах повышения квалификации; ∙ методическое сопровождение деятельности молодых специалистов
Наряду с такими формами работы, как: педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения, коллективные просмотры организованной образовательной деятельности с детьми, анализ педагогических ситуаций в работе с молодыми воспитателями используем наставничество, 9 слайд Наставник – это, прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.
Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Начинающий педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; а наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
10 слайд Основным документом, регулирующим работу системы наставничества, является Положение о наставничестве, согласованное на заседании педагогического совета. Наставники назначаются для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год, но может быть и дольше в случае необходимости. Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста. Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
11 слайд Работа с молодыми и начинающими воспитателями – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:
І этап – предварительный
- собеседование с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы;
- создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;
- анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
- диагностика изучения методических потребностей педагогов;
- анкетирование с целью изучения творческого потенциала педагогов;
- организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности.
12 слайд ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Задачи наставника могут быть определены следующим образом:
- разработка совместно с начинающим специалистом планов организации воспитательно – образовательного процесса, помощь в разработке рабочей программы, педагогической, методической подготовки к непосредственно образовательной деятельности
- сопровождение, индивидуальные консультации, посещение занятий у опытных педагогов
- оказание методической помощи при подготовке к педсоветам и семинарам
ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодых педагогов на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
13 слайд
За последние три года к нам в детский сад пришли работать 8 воспитателей, не имеющих опыта работы в детском саду, 7 из них имели педагогическое образование, двое – молодые специалисты. В начале учебного года я составляю план работы с начинающими педагогами, куда включаю консультации по
- основной общеобразовательной программе ДОУ;
- работа с документацией детского сада;
- современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
- культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
- создание воспитательной системы детского сада;
- посещение занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
За молодыми специалистами, их у нас двое, закрепили наставников из числа опытных педагогов. В октябре провела анкетирование по выявлению трудностей в работе, которое выявило, что основные проблемы – это календарное планирование, организация взаимодействия с родителями воспитанников. Учитывая итоги анкетирования, намечаю план работы на учебный год, куда включила консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др.
Таким образом, работа с начинающими педагогами ведется на протяжении всего учебного года и в настоящее время четверо из них защитились на первую категорию.(1 – перешел в другой детский сад, 1 – уволилась, 2 – не подошел срок аттестации)
Моя задача, как старшего воспитателя, помочь и наставникам выстроить наставническую деятельность так, чтобы стоял вопрос необходимости развития творческого потенциала, постоянного педагогического поиска, совершенствования форм и методов работы, осуществления межличностного общение с коллегами.
14 слайд Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого воспитателя, получает удовлетворение от общения с молодым педагогом;
– в-третьих, выполнение функций наставника может помочь в развитии педагогической карьеры воспитателя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе ДОУ;
Среди способов мотивации наставников можно выделить как материальные, так и нематериальные. Наставничество рассматривается как социально и профессионально значимая деятельность, позволяющая сохранять преемственность поколений, дающая возможность педагогам с большим опытом дополнительные возможности транслировать накопленный опыт. С другой стороны, участие в наставнической деятельности учитывается в показателях эффективности деятельности воспитателя.
Обучение наставников проводится посредством индивидуальных консультаций и предполагает сопровождение работы старшим воспитателем и психологом. 15 слайд Среди показателей эффективности наставничества ключевыми являются:
1) прохождение процедуры аттестации
2) положительные результаты освоения методики организации воспитательно – образовательного процесса, использование разнообразных приемов организации детей
3) участие молодых специалистов в методических мероприятиях, проводимых в ДОУ
4)повышение уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью наставляемого педагога в соответствии с данными ежегодного анкетирования
Среди конкретных результатов функционирования наставничества и организации работы с начинающими воспитателями можно обозначить следующие:
- все молодые педагоги и начинающие воспитатели закрепились на рабочих местах.
- кол-во педагогов, досрочно аттестованных на квалификационную категорию - 4 человека. Двое еще не подлежат аттестации, т.к. не проработали двух лет.
Проект решения:
- Стимулировать повышение теоретического и методического уровня молодых педагогов, овладение современными образовательными программами, инновационными технологиями через организацию наставничества
- Оказывать помощь начинающим педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"
презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...
Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ
Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...
План работы с молодыми специалистами
Данный план поможет начинающим старшим восптателям организовать работу с молодыми специалистами...
Работа с молодым специалистом в ДОУ
Из опыта работы В сентябре 2012 года наш педагогический коллектив пополнился молодым специалистом. В современных условиях реформирования национальной системы образова...
Работа с молодыми специалистами
Работа с молодыми специалистами...
План работы наставника молодых специалистов
представлен план наставнической работы с начинающими воспитателями....