Доклад по теме "Комплексная оценка качества дошкольного образования"
статья

шнайдер елена валериевна

Доклад подготовлен на семинар заместителей заведующих и старших воспитателей города

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема нашего сегодняшнего семинара касается контроля оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273.

Начнем с определения качества образования, которое было дано не в наших нормативно-правовых документах, а было сформулировано учеными, просветителями. Вы видите здесь цитату академика Слободчикова В.И., который делает очень много в сфере дошкольного образования. Вы видите здесь цитату Р.Киплинга, которого тоже можно назвать просветителем 19 века. Качество жизни ребенка, по сути дела – качество нашего дошкольного образования.

Ребенок в системе дошкольного образования проводит большую часть своей жизни, скажем так, до школы и, поэтому дошкольное образование так важно обеспечить качеством с тем, чтобы ребенок действительно полноценно развивался, чувствовал себя комфортно в обществе своих сверстников и учился с ними взаимодействовать в какой-то совместной деятельности.

А вот и нормативное определение качества образования. Оно дано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и определено там, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.  

Таким образом, качество образования, уже в самом законе это предусмотрено, ни в коем случае не ограничивается только анализом результатов самих обучающихся, результатов детей. Это особенно важно для дошкольного образования, потому что напомню - наш стандарт устанавливает, что качество работы и педагога дошкольного образования, и дошкольной образовательной организации в целом ни в коем случае не оценивается по достижениям детей, по тем результатам, которые дети показывают в процессе освоения образовательной программы. Стандарт накладывает на это запрет. Оценивается сама образовательная деятельность, т.е. ее организация в образовательном учреждении, ее формы, принципы, которыми руководствуются педагоги, администрация при организации образовательного процесса, содержание этого образовательного процесса, позиции ребенка в этом образовательном процессе и это актуально на любом уровне образования.

В связи с положениями Закона «Об образовании в РФ» качество дошкольного образования определено как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителе. Качество – это соответствие объекта установленным стандартам. То есть, соответствие того качества - это соответствие того что есть каким-то установленным нормам и ожиданиям.

Нормы – это вот наши нормативные правовые акты. На федеральном уровне сформирована нормативно правовая база системы оценки качества образования. Это, прежде всего:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Это также санитарные правила и нормативы также весьма важны в нашей работе и соответствие того, что у нас происходит в дошкольной организации, и этим правилам и нормативам тоже определяется степень достижения хорошего качества дошкольного образования. И соответствие созданной системы дошкольного образования ожиданиям общества тех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц, которые имеют отношение к системе этого дошкольного образования. Здесь мы, прежде всего, говорим о детях, о родителях этих детей, о педагогах ДОУ, об учителях начальной школы, в которую дети приходят после нашего детского сада.

С этой точки зрения:

Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное. Соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества. Соответствие объекта стандарту и удовлетворённость потребителя– безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия дошкольного образования. Образование должно не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять потребителя. 

Оценку качества дошкольного образования необходимо осуществлять в соответствии с законодательно закрепленной ответственностью за предоставление доступного качественного дошкольного образования. Прежде всего, на уровне региона, на уровне муниципалитета. На уровне дошкольной организации самое важное звено, поскольку, именно в дошкольной образовательной организации происходит предоставление дошкольного образования, реализация образовательных программ, и наша задача на уровне дошкольной организации отследить каким образом и насколько качественно реализуются эти образовательные программы.

В целом в соответствии с законом «Об образовании в РФ» систему оценки качества образования по отношению к любой образовательной организации, реализующие образовательные программы, можно разделить на две составляющие: внешняя система оценки качества и внутренняя система оценки качества.  

Внешняя система оценки качества – это оценка тех процессов, того содержания дошкольного образования и тех результатов, которые достигает дошкольная образовательная организация со стороны, из вне. Здесь есть государственная оценка, которая заключается в процедуре лицензирования, аттестации педагогических кадров, процедуре инспектирования и контроля, через информационную открытость и через определенную процедуру мониторинга (например, мониторинг, проводимый ФИРО о готовности образовательных организаций к введению стандарта дошкольного образования).

А также есть независимая оценка качества образования. Что она означает? Это оценка качества со стороны потребителя, т.е. тех людей, которые непосредственно получают образовательные услуги или заинтересованных в этом лиц (это самих обучающихся и их родителей, которые тоже говорят о том, на сколько качественно с их точки зрения осуществляется образование в детском саду, и таким образом вносят свою лепту в общую оценку деятельности образовательной организации).

Законом предполагается, что независимую оценку качества образования проводят общественные организации, объединения родителей, которые по заданиям региональных министерств собирают сбор данных о деятельности образовательных организаций, беседуют с родителями, проводят анкетирование и согласно полученным им данным выстраивают рейтинг образовательных организаций по самым разным параметрам. Независимая оценка качества образования в данный момент только развивается, она находится в процессе становления. Буквально недавно мы получили такую независимую оценку и разрабатывали план мероприятий по улучшению качества дошкольного образования.

И наконец, внутренняя система оценки качества, когда дошкольная организация самостоятельно оценивает качество происходящих в ней процессов, качество созданных условий и качество получаемого результата.

При проектировании ВСОКО в ДОУ используются следующие термины:

  • качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень его соответствия федеральным государственным стандартам  и потребностям заказчика, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения каждым воспитанником основной образовательной программы;
  • качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников при организации образовательного процесса;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. ФГОС ДО является ориентиром для независимой оценки качества образования;
  • внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования;
  • измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым программам;
  • критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта;
  • мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования;
  • контроль – процесс получения информации об изменениях и внутренних условий функционирования и развития образовательной организации, процесс оценки работы образовательной организации, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.

Построить внутреннюю систему оценки качества дошкольного образования – это значит:

  • определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовывать данная система
  • определить содержание в соответствии с поставленными задачами
  • выбрать формы, методы ее проведения
  • определить группы участников, которые будут осуществлять оценку качества дошкольного образования в ДОО
  • распределить полномочия между ними
  • установить порядок проведения ВСОКО (алгоритм действий), права и ответственность сторон.

И здесь вы видите процедуры, которые входят во внутреннюю систему оценки качества: это самообследование, это педагогический мониторинг, это контроль за образовательным процессом.

Качество дошкольного образования определено в науке, педагогике как:

  • качество процесса, протекающего в педагогической системе «детский сад»
  • качество условий, созданных для образования детей дошкольного возраста
  • качество результатов дошкольного образования

Давайте рассмотрим каждое из этих параметров:

Качество образовательного процесса может быть оценено по:

- качество образовательной программы, а также методик и технологий, применяемых в образовательном процессе, формы организации образовательного процесса (если, допустим, в детском саду до сих пор существует классно-урочная система организации образовательного процесса, то это говорит об отсутствии качества. Почему? Потому что такая учебная модель не соответствует государственным установкам, отображенным в государственном стандарте дошкольного образования).

- другая составляющая качества образовательного процесса - качество образовательной деятельности (организованной взрослым, самостоятельной детской деятельности). Т.е. насколько взрослый владеет методиками, которые соответствуют стандарту дошкольного образования, насколько разнообразно он организует образовательный процесс в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и насколько педагог умеет организовывать разнообразную детскую деятельность, в том числе самостоятельную детскую деятельность.

- и наконец, оценивается качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Теперь качество условий. Стандарт установил пять групп требований к условиям реализации основной образовательной программы. Следовательно, когда мы оцениваем качество образовательных условий, мы оцениваем каждую из этих групп условий, сформулированных в стандарте дошкольного образования.

  • Финансовые условия (финансовое обеспечение государственных гарантий)
  • Материально-технические условия (характеристика и оснащенность помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями)
  • Развивающая предметно-пространственная среда (материальная обстановка, соответствующая заданным характеристикам для реализации ООП)
  • Психолого-педагогические условия (личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, правильная атмосфера, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребенка)
  • Кадровые условия (должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала)

И наконец, качество результатов дошкольного образования. Прежде всего, оценивается динамика освоения детьми содержания образовательной программы. Что важно посмотреть и оценить? На сколько ребенок подрос по сравнению с самим собой. Не только на то, какой он сейчас имеет уровень освоения программы, как мы привыкли оценивать (высокий, средний, низкий), по сути дела это бальная система оценивания, которая существует в школе. Такой системы оценивания результата у нас быть не должно. Мы должны смотреть на сколько уровень развития ребенка изменился, каких результатов он достиг по отношению к самому себе полгода или год назад.

И наконец, оценивается соответствие полученных результатов запланированным целям, тем самым планируемым результатам освоения образовательной программы, которые отражаются в нашей основной образовательной программе, а точнее в ее целевом разделе.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции самой образовательной организации отнесено, в том числе, проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы качества образования. При этом процедура самообследования является открытой, т.е. о результатах самообследования дошкольная образовательная организация в обязательном порядке в соответствии с законом оповещает и учредителя, и общественность. Результаты самооследования, вы знаете, мы в обязательном порядке размещаем на сайте своей организации.

Направлениями (мы уже говорили об этом, теперь в виде схемы) внутренней системы оценка качества образования в дошкольной организации будут:

- оценка условий образовательного процесса

-  оценка качества самого образовательного процесса (как он организован, в каких формах, на сколько воспитатели у нас владеют педагогическими технологиями), и также

- педагогическая и психологическая диагностика, которая позволяет нам отследить уровень развития ребенка и самое главное, динамику этого развития.

В законе прописано, что образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования, что заведующий дошкольной образовательной организации организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Важные выводы из этого положения можно сделать, что оценка качества дошкольного образовательного процесса — это не только прерогатива администрации ДОО. Задача руководителя здесь – вовлечь в систему оценки качества образования весь педагогический коллектив. И в соответствии с Уставом дошкольной образовательной организации должен быть разработан локальный акт детского сада «Положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации».

Давайте рассмотрим структуру этого документа. В вводной части указываются нормативные основы разработки внутренней системы качества. Мы их сегодня уже перечисляли. Сюда обязательно включаются документы не только федерального, но  и регионального, а если есть, то и муниципального уровня.

Определяются функции внутренней системы оценки качества в детском саду. Это, прежде всего, информационная, когда образовательная организация собирает сведения о состоянии образовательной деятельности с тем, чтобы получить обратную связь. Предпринимаются такие-то усилия, результат получился таким-то. Но, образовательная организация, получив  сведения о состоянии дел самой образовательной организации и о соответствии (качество – это соответствие) или не соответствии, или частичном соответствии сложившегося положения дел нормам, она эта информация является открытой, прежде всего, для учредителя и для каких-то общественных организаций, которые заинтересованы в высоком качестве дошкольного образования.

Следующая функция оценки качества побудительная, которая заставляет педагогов, точнее мотивирует их к улучшению качества своей собственной педагогической деятельности, потому что оценка качества носит, прежде всего, сравнительный характер, когда педагог может сравнить свои собственные достижения с достижениями своих коллег и выстроить себе собственную программу своего профессионального развития, которая позволит ему достигнуть более высоких результатов или, например, удержать лидерские позиции, если он и так является качественно работающим педагогом в этой дошкольной организации. Исходя из этой функции, руководитель организации привлекает педагогов к участию в оценке качества, потому что взгляд со стороны на образовательную деятельность своих коллег позволяет лучше всего развивать свою собственную педагогическую работу, какие в ней есть ошибки и недочеты.

Следующая функция – формирующая, когда мы говорим о формировании «зоны ближайшего развития» ребенка, педагога и всего педагогического коллектива, определить нынешнее состояние дел. Благодаря введенной системе оценки качества образования, мы рисуем себе ближайшие перспективы, т.е. «зону ближайшего развития» и более удаленные перспективы, над которыми также можно поработать, чтобы их достигнуть.

Коррекционная функция. В оценки качества важно не только констатировать факты, что у нас вот именно так (это хорошо, а это плохо), но еще и установить причины, почему это хорошо, а это плохо. И постараться сильные стороны еще больше укрепить, а слабые стороны подтянуть, чтобы повысить само качество образования. Т.е. вот эта коррекционная функция – это функция по исправлению имеющихся недостатков. Зная причины этих недостатков, мы можем быстрее с ними справиться.

После вводной части наступает очередь констатирующей части, в которой описывается объект, субъект, методика, технология оценки качества, ее структурные элементы, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки. Когда мы описываем объект и субъект оценки качества, то объектом могут быть все педагоги дошкольной образовательной организации, именно качество их  педагогической работы мы должны оценить. Но будучи объектами, они одновременно могут выступать и субъектами, поскольку роль руководителя дошкольной организации не столько осуществлять контроль самому, сколько привлекать как можно большее количество педагогов для того, чтобы учиться на чужих ошибках, для того чтобы понимать, что плохо в собственной работе, и для того, чтобы понимать в каком направлении нужно двигаться, чтобы улучшить свои собственные педагогические показатели. Вот здесь, как вы видите, объект и субъект могут совпадать, но вот функции у них разные.

Описывается организация и технологии внутренней системы оценки качества, т.е. указывается, что является организационной основой, каким образом распределяются функции контроля между членами педагогического коллектива, о том, каким образом можно использовать информационные технологии для сбора, обработки, хранении и использования информации о системе оценки качества.

Далее в этой же констатирующей части указываются общие принципы, подходы к организации системы оценки качества, описываются основные инструменты и методы внутренней системы оценки качества. Здесь указаны некоторые из них.

Также в констатирующей части описывается сам процесс, этапы. Как видите, их несколько этих этапов:

  • Нормативно-установочный (определение основных показателей, инструментария, определение ответственных лиц)
  • Информационно-диагностический (сбор информации с помощью полученных методик)
  • Аналитический, т.е. анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков
  • Итогово-прогностический, целью которого является разработка стратегии коррекционно-развивающей работы

По итогам анализа полученных данных ВСОКО готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОО, учредителя, родителей. Результаты ВСОКО являются основание для принятия административных решений на уровне образовательной организации.

Целью этой работы является повышение качества дошкольного образования.

Как я уже говорила, существует несколько процедур внутренней системы оценки качества: это самообследование, это мониторинг, это контроль. На счет самообследования, у нас есть приказ Минобрнауки России, который говорит об этапах процедуры самообследования, о сроках проведения, о том какие направления деятельности анализируются, об отчете результатов самообследования.

Следующее направление – это диагностика, она позволяет нам отследить результаты освоения ребенком программы. Результаты используются только для решения педагогических задач. Диагностика освоения ребенком программы– это внутренняя документация дошкольной организации. Процедура диагностики исключительно индивидуализирована, потому что по отношению к каждому ребенку мы определяем на сколько успешно он осваивает образовательную программу. Результаты диагностики могут быть только достоянием педагога, который работает с данным конкретным ребенком, его родителей.

Мониторинг или контроль.

  • Мониторинг образовательной деятельности – процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности (дошкольной) образовательной организации, обеспечивающий непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития.
  • Контроль в ДОО – это система сбора, систематизации и хранения информации о ходе, состоянии образовательного процесса, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с участниками образовательного процесса и т.п.

Как в любом управленческом действии у нас пять этапов:

  1. Проектирование или планирование
  2. Практический сбор информации
  3. Обработка и анализ полученной информации. Причем бывает так, что анализ полученной информации по объему времени бывает большим, чем практический ее сбор. Докопаться до причин существующего положения дел тоже не всегда бывает просто.
  4. Интерпритация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации, составление прогноза развития
  5. Принятие управленческих решений и формулирование актуальных образовательных задач с целью улучшения ситуации.

Вот это все этапы контроля. Условия эффективности контроля вы видите на экране. Важно в первую очередь перебороть предубеждение наших педагогов по отношению к контролю. Сделать так, чтобы контроль был всеобщим делом, это чрезвычайно важно, в частности, и для того, чтобы перебороть негативное отношение к нему коллег, педагогов, которые работают непосредственно с детьми. Когда тебя приходит контролировать твой коллега, а не руководитель детского сада, педагог чувствует себя более спокойно и более раскованно.

Виды контроля все прекрасно знают: оперативный, тематический, итоговый. При этом есть еще и методы контроля такие, анкетирование, наблюдение, изучение документации, анализ образовательной деятельности, беседа.

Внутреннюю систему оценки качества дошкольной организации можно представить такой схемой, на которой видно и виды контроля и методы.

Контроль в дошкольной организации определяется, как часть внутренней системы оценки качества, которая представляет собой систему наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам ФГОС ДО, образовательной программы.

Поскольку методическая работа подразумевает управление образовательным процессом, она также является управленческой деятельностью. Изъятие контроля из этой схемы рушит всю систему управления, контроль такая же управленческая функция, как и планирование, и педагогический анализ, и организация образовательного процесса, и его регулирование.

Вот коротко требования к организации контроля. Еще раз обращу внимание на то, что во время контроля важна не только констатация факта, но и выявление причин, которые вызывают недостатки, а также принятие соответствующих решений по устранению причин, а соответственно и устранению имеющихся недостатков.  Также важное требование, контроль осуществляется тогда, когда наши педагоги проинструктированы по существу контроля.

Таким образом, можно заключить, что контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Самые популярные виды контроля в дошкольной образовательной организации - это оперативный, тематический и итоговый контроль.

Оперативный контроль – это «быстрый» контроль, который дает возможность устранения незначительных сбоев в работе и регулирование деятельности путем быстрого исправления замеченных недочетов, недостатков, ошибок в работе.

Тематический контроль – наоборот, глубокий контроль, где нам нужно выяснить причины и попытаться предпринять определенные действия, чтобы эти причины устранить.

Для проведения тематического контроля требуется гораздо больше времени и документации чем, для оперативного контроля. Как правило на тематический контроль дается две недели. План тематического контроля, также как и оперативного был разработан К.Ю.Белой. Для того, чтобы исследовать проблему со всех сторон, Ксенией Юрьевной было намечено пять направлений, которые позволяют это сделать:

Первое направление – обследовать детей (насколько успешно они развиваются в том или ином направлении, предусмотренной образовательной программой). Далее идет оценка профессиональных умений воспитателя, затем создание необходимых условий, планирование работы по данному направлению и взаимодействие с семьей. В этом же плане отмечаются методы, которые необходимы для того, чтобы в данном направлении исследовать проблему. В этой табличке методы даны по максимуму. Мы, когда планируем контроль, выбираем те, что действительно будем применять.

Кроме того, для проведения тематического контроля мы готовим рабочий материал. Это - карты, опросники, анкеты для воспитателей, для родителей, карты анализа занятий, диагностические карты, которые позволяют определить уровень развития ребенка. Важно также, те материалы, которые были собраны в ходе тематического контроля, обязательно должны быть оформлены в виде аналитической справки. Структуру аналитической справки все знают, на слайдах она представлена.

Итоговый контроль - Осуществляется после завершения отчетного периода (полугодие, год). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана.

Это вот коротко о видах контроля.

В соответствии с законом «Об образовании РФ» родители являются участниками образовательных отношений и при проектировании образовательной программы и планировании образовательного процесса нужно учитывать интересы и их запросы. Для этого между педагогами и родителями должны строиться партнёрские отношения.

Для построения таких отношений нужно узнать степень удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, ведь если родитель удовлетворён, то он будет активно взаимодействовать с детским садом. Оценка удовлетворённости родителей нужна, чтобы узнать, чем родитель не доволен и что нужно изменить в своей работе.

Оценку удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, можно проводить по следующим критериям:

  • Активность и вовлеченность родителей;
  • Заинтересованность;
  • Результативность образовательной деятельности;
  • Учёт потребностей и интересов родителей.

Активность и вовлеченность родителей говорит о том, что, если родитель удовлетворён работой ДОО, он будет участвовать в жизни детского сада. Посмотреть это можно через следующие параметры:

  • активное участие в выставках и проектной деятельности ДОО
  • помощь в организации мероприятий
  • наличие совместных проектов
  • высокая посещаемость мероприятий, организованных для родителей
  • наличие инициативной группы родителей

Следующий критерий – заинтересованность. Заинтересованность родителей можно проследить через:

  • посещение детей детского сада без пропусков (только по уважительной причине)
  • посещение родителей мероприятий ДОО
  • посещение сайта, наличие комментариев и отзывов
  • знание штатных сотрудников и их расписания: логопеда, психолога

Ведь если родитель доволен работой ДОО, он лишний раз не оставит ребенка дома, будет стараться сам приходить на мероприятия для родителей.

Результативность образовательной деятельности, критерий необходимый, ведь самое главное для родителя это результат работы с его ребёнком. Данный критерий можно посмотреть через:

  • удовлетворённость достижениями ребёнка
  • информированность о достижениях ребёнка и наличие грамот детей в различных районных, городских и федеральных конкурсах от сада
  • желание посещать данное учреждение со вторым и последующими детьми, советы друзьям и родным о посещении данного учреждения.

Учёт потребностей и интересов родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой, ДОО обязана их учитывать при проектировании образовательного процесса. Данный критерий можно проследить через: информированность родителей об образовательной деятельности и учёт запросов родителей при планировании образовательного процесса.

При систематическом использовании данных критериев оценки работники ДОО смогут отслеживать уровень удовлетворённости родителя и при необходимости проводить оперативные корректировки для улучшения качества взаимодействия с родителями. Инструментарием для этого могут служить: беседы, анкетирование и опрос родителей, сравнительный количественный анализ посещения мероприятий для родителей.

Подводя итог, отмечу, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех участников образовательных отношений. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексная оценка качества дошкольного образования

Слайд 2

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребёнка». Слободчиков В.И. «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Р.Киплинг

Слайд 3

Качество образования - «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29)

Слайд 4

Качество дошкольного образования Может быть определено как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы.

Слайд 5

Нормативная поддержка системы оценки качества образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию » Приказ Минобрнауки России и от 05.12.2014 г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Слайд 6

Уровни СОКО Оценку качества дошкольного образования необходимо осуществлять в соответствии с законодательно закрепленной ответственностью за предоставление доступного качественного дошкольного образования: на уровне региона на уровне муниципалитета На уровне отдельной дошкольной образовательной организации

Слайд 7

Система оценки качества образования Внешняя система оценки качества Внутренняя система оценки качества Государственная оценка Независимая оценки качества образования Лицензирование Аттестация педагогических кадров Инспектирование и контроль Информационная открытость Мониторинг Самообследование Педагогический мониторинг Контроль за образовательным процессом

Слайд 8

К ачество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень их соответствия ФГОС К ачество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников при организации образовательного процесса Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления ОУ Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта

Слайд 9

М ониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования К онтроль – процесс получения информации об изменениях и внутренних условий функционирования и развития образовательной организации, процесс оценки работы образовательной организации, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.

Слайд 10

Система оценки качества образования Внешняя система оценки качества Внутренняя система оценки качества Государственная оценка Независимая оценки качества образования Лицензирование Аттестация педагогических кадров Инспектирование и контроль Информационная открытость Мониторинг Самообследование Педагогический мониторинг Контроль за образовательным процессом

Слайд 11

Качество дошкольного образования Качество процесса, протекающего в педагогической системе «Детский сад» Качество условий, созданных для образования детей дошкольного возраста Качество результатов дошкольного образования

Слайд 12

Качество образовательного процесса качество образовательной программы, а также методик и технологий, применяемых в образовательном процессе, формы организации образовательного процесса качество образовательной деятельности (организованной взрослым, самостоятельной детской деятельности). качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Слайд 13

Качество образовательных условий Финансовые условия (финансовое обеспечение государственных гарантий) Материально-технические условия (характеристика и оснащенность помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями) Развивающая предметно-пространственная среда (материальная обстановка, соответствующая заданным характеристикам для реализации ООП) Психолого-педагогические условия (личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, правильная атмосфера, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребенка) Кадровые условия (должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала)

Слайд 14

Качество результатов дошкольного образования Качество (динамика) освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям Соответствие полученных результатов запланированным целям ( цели формулируются на основе целевых ориентиров, описанных в ФГОС ДО в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования, преимущественно как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка)

Слайд 15

ФГОС ДО об оценке качества «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников» (Раздел IV , пункт 4.3)

Слайд 16

Компетенции в оценке качества ДО «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: П редоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования ; Проведение самообследования , обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» (Федеральный закон от 29.12.2017 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 28, п.3)

Слайд 17

Направления внутренней системы оценки качества образования в ДОО Оценка условий образовательного процесса (в течение года) Оценка качества образовательного процесса (в течение года) Педагогическая и психологическая диагностика (1 или 2 раза в год)

Слайд 18

Внутренняя система оценки качества образования Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов Заведующий ДОО организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий Разрабатывается и утверждается (в соответствии с Уставом ДОО) Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО

Слайд 19

Положение о внутренней системе оценки качества ДО Вводная часть: указываются причины разработки ВСОКО; ее нормативные основы; описание понятия «качество ДО» и его конкретизация для данной дошкольной организации; функции ВСОКО

Слайд 20

Функции оценки качества Информационная. Обеспечивает необходимой информацией субъекты образовательного процесса (педагогический коллектив, родителей воспитанников) и внешних пользователей (органы управления образованием, общественные организации и т.п.) Побудительная. Участие в оценке качества различных участников педагогического процесса – воспитателей, заведующих, методистов, родителей – повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию , побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда.

Слайд 21

Функции оценки качества Формирующая. Внедрение системы оценки качества в работу дошкольных учреждений позволит ь более эффективно использовать «зону ближайшего развития ребенка». Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, слабые и оформляющие стороны, что может быть полно отслежено с помощью системы оценки качества. Коррекционная. Тесно связана с формирующей функцией. Направленность оценки качества на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности. Это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в тоже время ослабление отрицательного.

Слайд 22

Положение о ВСОКО Констатирующая часть. Описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, ее структурных элементов ( самообследование , мониторинг, контроль); описание организационных механизмов; периодичность и сроки оценки. Процедура оценки образовательного процесса Процедура оценки условий образовательного процесса Процедура оценки результатов педагогического процесса (карта развития ребенка)

Слайд 23

Организация и технология ВСОКО Организационной основой осуществления процедуры ВСОКО является программа, где определяется форма, направления, сроки и порядок проведения ВСОКО, ответственные исполнители. Проведение ВСОКО предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

Слайд 24

Реализация ВСОКО Инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются контроль (оперативный, тематический, итоговый, взаимоконтроль и др.), самообследование , диагностика, анализ изменений полученных характеристик во времени (динамический анализ), сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ) Методы проведения ВСОКО: Экспертное оценивание Тестирование, анкетирование Статическая обработка информации Наблюдение различных форм образовательного процесса и родительских собраний Собеседование с обучающимися, педагогами, родителями

Слайд 25

Этапы ВСОКО Нормативно-установочный (определение основных показателей, инструментария, определение ответственных лиц) Информационно-диагностический (сбор информации с помощью полученных методик) Аналитический , т.е. анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков Итогово -прогностический , целью которого является разработка стратегии коррекционно-развивающей работы

Слайд 26

Самообследование Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. №462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» «В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации» «Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть, результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию »

Слайд 27

Диагностика П ри реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития) Оптимизации работы с группой детей пункт 3.2.3. ФГОС ДО

Слайд 28

Мониторинг или контроль Мониторинг образовательной деятельности – процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности (дошкольной) образовательной организации, обеспечивающий непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития. Контроль в ДОО – это система сбора, систематизации и хранения информации о ходе, состоянии образовательного процесса, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с участниками образовательного процесса и т.п.

Слайд 29

Этапы контроля (мониторинга) Проектирование Практический сбор информации Обработка и анализ полученной информации Интерпритация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации, составление прогноза развития Принятие управленческих решений и формулирование актуальных образовательных задач с целью улучшения ситуации

Слайд 30

Условия эффективности контроля как механизма обеспечения качества образования Наличие понятной, необходимо-достаточной технологии контроля, не затратной по времени, но объективной по оценкам Наличие методического обеспечения для реализации этой технологии Готовность педагогических кадров к проведению контроля образовательного процесса Проектирование актуальных образовательных задач по результатам контроля.

Слайд 31

Педагогический анализ Контроль Планирование Регулирование Организация

Слайд 32

Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач образовательного процесса, закрепленных в образовательной программе и Уставе ДОО Контроль должен охватывать все направления образовательной работы в детском саду. Все мероприятия контроля необходимо планировать, они не должны осуществляться стихийно, по желанию. Требования к организации контроля

Слайд 33

4. В процессе контроля важна констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению. 5. Контроль будет иметь действенный характер только в том случае, если он осуществляется вовремя, и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. 6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений. Требования к организации контроля

Слайд 34

действенный регулярный гласный систематический КОНТРОЛЬ

Слайд 35

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДО Виды контроля в системе оценки качества оперативный тематический итоговый Методы контроля анализ образовательной деятельности анкетирование Анонимное или именное Педагогов Детей Родителей наблюдение изучение документации

Слайд 36

Его особенность – предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков Оперативный контроль – «быстрый» контроль Тематический контроль – «глубокий» контроль – это тщательное исследование положения дел по конкретному направлению работы с детьми. Его особенность – обязательно проводится анализ результатов тематического контроля, который позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции образовательного процесса.

Слайд 37

№ п/п Направления работы Методика (выбрать любые из названных методов) 1 Обследование детей Анализ диагностических карт Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой Беседы с детьми Анализ деятельности детей на занятиях Анализ самостоятельной деятельности детей Анализ игры детей 2 Оценка профессиональных умений воспитателя Анализ проведения занятий воспитателем Анкетирование воспитателей Собеседование с воспитателями Анализ самообразования воспитателей Проведение открытых показов Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании 3 Создание условий Посещение групп Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) 4 Планирование работы Проверка планов с точки зрения планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, планирования работы в групповых уголках и центрах, игровой деятельности 5 Работа с родителями Посещение родительских собраний Анализ наглядной информации для родителей в группе Опрос или анкетирование родителей

Слайд 38

Материалы тематического контроля: Название тематического контроля, его цели, сроки План тематического контроля (по К.Ю.Белой ) Рабочие материалы тематического контроля Аналитическая справка о результатах контроля График проведения тематического контроля Материалы тематического контроля

Слайд 39

Оценка уровня развития детей в разных возрастных группах Выяснение причин: Уровень профессионализма воспитателей Хорошо ли знакомы педагоги с требованиями программы по контролируемому направлению: какие требования программа предъявляет к уровню развития детей. Знают ли педагоги особенности развития детей своей возрастной группы, специфику образовательно-воспитательной работы с детьми данного возраста. Умеют ли педагоги учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Работа старшего воспитателя в направлении повышения квалификации педагогов, самообразование педагогов. Создание условий Организация предметно-пространственной среды. Наличие методической литературы (в группах, в методическом кабинете). Работа старшего воспитателя: консультации, семинар-практикумы, организация открытых просмотров, организация выставок, ознакомление воспитателей с подборкой методической литературы по тематике контроля, другие формы методической работы. Структура аналитической справки

Слайд 40

3. Планирование воспитательно-образовательной работы по данной теме. Планирование занятий (наличие системы). Планирование работы вне занятий. Отражение в плане индивидуальной работы с детьми. 4. Взаимодействие с родителями. Наглядная информация. Открытые показы. Отражение тематики на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, работе специалистов с родителями. III. Выводы : какими причинами объясняется уровень развития детей в отдельных возрастных группах. На основе выводов делаются рекомендации. IV. Рекомендации по регулированию и коррекции воспитательно-образовательного процесса: обобщение опыта работы успешно работающих воспитателей, организация открытых показов, наставничество, рекомендации по самообразованию педагогов, взаимопосещению и т.д. Структура аналитической справки

Слайд 41

Активность и вовлеченность родителей; Заинтересованность; Результативность образовательной деятельности; Учёт потребностей и интересов родителей. Оценка удовлетворенности родетелей

Слайд 42

№ показателя № индикатора Показатели и индикаторы Показатель /индикатор подтверждается 3 Показатель /индикатор скорее подтверждается 2 Показатель /индикатор скорее не подтверждается 1 Показатель /индикатор не подтверждается 0 Среднее 1 Организация среды в ДОО обеспечивает реализацию основной образовательной программы программы 2 1.1. Образовательное пространство ДОО обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, предусмотренных программой 3 1.2 В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.) созданы условия для общения и совместной деятельности всех детей группы вместе, а также в малых группах и индивидуально в соответствии с интересами детей. 2 1.3. На участке выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых 1

Слайд 43

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»

работа старшего воспитателя с педагогами по  знакомству  с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"

Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как  инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Доклад на тему: «Оценка качества дошкольного образования (шкала ECERS - R)

 «Шкала для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS) – это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педагогическом совете: Доклад «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...