Доклад на тему: «Оценка качества дошкольного образования (шкала ECERS - R)
материал

Овчинникова Екатерина Анатольевна

   «Шкала для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS) – это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ комбинированного вида

ул.Павлова 72А г. Улан – Удэ, Республика Бурятия, 670047

Тел/факс 8(3012)33-57-41 

Доклад

на тему:

 «Оценка качества дошкольного образования

(шкала ECERS - R)

Выполнили:

Овчинникова Е.А.

                                                                        Чепель Л. А.

При оценке качества дошкольного образования по шкале ECERS-Rмы руководствовались следующими нормативно-правовыми актами и законами:

 Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, средне-специального и высшего образования. Дело в том, что работающие в то время два основных закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) стали тормозить взаимоотношения в этой сфере. Тем более, что именно в это время закончилась первая стадия формирования рынка образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе.

ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются равные возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования). Так, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования. Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последниемогут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Приказ Министерства просвещения РФ от  21 января 2019 г. №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (МетодическиерекомендациипореализацииполномочийоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерациипофинансовомуобеспечениюоказаниягосударственныхимуниципальныхуслугвсфере дошкольного образования.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 (Обутверждениипоказателейдеятельностидошкольнойобразовательнойорганизации, подлежащейсамообследованию)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, № 01-52-22/05 -382 от 7 февраля, 2014 г .

Комментарий ФГОС дошкольного образования от 28 февраля № 08-249

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

Шкала ECERS-R

   «Шкала для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS) – это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта.

Шкала с успехом используется во многих странах мира для национального мониторинга качества образования, для межстрановых исследований, для независимой оценки качества, для разработки программ развития образовательных организаций и внутреннего контроля качества образования. Среди таких стран Великобритания, Германия, Греция, Исландия, Испания, Италия, Китай, Швеция, Порткгалия, Румыния, Южная Корея и другие.

Шкалы ECERS были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 году они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включение в группы детей с ограниченными возможностями здоровья и учет культурного разнообразия (ECERS-R revisededition, переработанное издание). Переработанное издание шкалы вышло в 2005 году под именами сотрудников Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В 2011 году вышла еще одна шкала в дополнение к ECERS-R, разработанная при взаимодействии американских и британских специалистов (авторы Кэти Сильва, Ирам Сирадж-Блэчфорд, Брэнда Таггарт) шкала ECERS-E (education), состоящая из 4 разделов. В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS.

ECERS представляет собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада. Под «образовательной средой» понимается совокупность компонентов: предметно-пространственный (пространство и его обустройство), коммуникативный (взаимодействие, способы установления дисциплины), организационно-педагогический (виды детской активности в течение дня, их структурирование, создание условий для обеспечения требований к кадрам, для вовлечения родителей в сотрудничество), присмотр и уход за детьми.  Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы ECERS-R не обладают контрольной функцией. Подробный анализ полученных результатов позволяет объективно увидеть и оценить сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы или учреждения.

Обзор подшкал и признаков по шкале ECERS-R.

В состав ЕСЕRS-R входят 7подшкал:

1. «Пространство и оборудование»,

2. «Уход за детьми»,

3. «Речь и мышление»,

4. «Занятия»,

5. «Взаимодействие»

6. «Структурирование педагогической работы»,

7. «Родители и воспитатели».

Каждая подшкала включает в себя признаки.

1. «ПРОСТРАНСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ»

1. Пространство внутри помещения

2. Мебель для ухода, игр и учения

3. Оборудование для отдыха и комфорта

4. Организация пространства для игр

5. Места для уединения

6. Оформление пространства для детей

7. Места для развития крупной моторики

8. Оборудование для развития крупной моторики

2.«УХОД ЗА ДЕТЬМИ»

1. Приветствие/прощание

2. Еда/перекусы

3. Сон/отдых

4. Пользование туалетом / пеленание

5. Профилактические мероприятия

6. Безопасность

3. «РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ»

1. Книги и картины

2. Стимулирование общения

3. Использование речи для развития логического мышления

4. Использование речи в повседневном общении

4. «ЗАНЯТИЯ»

1. Развитие мелкой моторики

2. Занятия искусством

3. Музыка/движение

4. Кубики

5. Песок/вода

6. Ролевые игры

7. Опыт общения с природой / знания о природе

8. Математика/счет

9. Использование телевизора, видео и/или компьютеров

10. Воспитание толерантности и уважения к различиям и индивидуальности

5. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

1. Надзор при занятиях по развитию крупной моторики

2. Общий надзор за детьми (кроме занятий по развитию крупной моторики)

3. Дисциплина

4. Взаимодействие воспитателей и детей

5. Взаимодействие детей

6. «СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

1. Распорядок дня

2. Свободная игра

3. Групповые занятия

4. Учет потребностей детей с ограниченными возможностями

 7. «РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ»

1. Работа с родителями

2. Учет персональных потребностей воспитателей

3. Учет профессиональных потребностей воспитателей

4. Взаимодействие и сотрудничество воспитателей

5. Методическая работа с персоналом и аттестация

6. Возможности для профессионального роста

Для оценки качества образования и самообследования в старшей группе  № 4 и подготовительной группе №2  мы выбрали подшкалу «Структурирование педагогической работы»

Признаки данной подшкалы:

1 Распорядок дня

2 Свободная игра

3 Групповые занятия

4 Учет потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснения к проведению оценки

При проведении оценочной деятельности мы учитывали  содержание данной подшкалы, согласно примечаниям (пояснениям) и выставляли баллы

При заполнении оценочного листа  оценивали все компоненты  подшкалы. Всего компонентов в даннойподшкале  -  4.

Если поставили «нет», то на другую оценочную шкалу не переходили

Если в начале наблюдения по подшкале, любому индикатору по аспекту  1.1  поставили «да», (данная оценка имеет отрицательное значение), значит можно не проводить обследование, так как уже не созданы условия для исследования.

НО: Если  ставили по шкале обследования  «нет», то  можно продолжать обследование, в том случае, когда данная оценка имеет положительное значение (в большинстве случаев)

Таким образом, если мы, как эксперты заполнили аспекты подшкалы и поставили три балла, учитывая промежуточный (промежуточными являются 2,4,6),  то оценки выставляются следующим образом: оценка «1» ставится, если хоть один аспект положительный, оценка «2» ставится, если в первом аспекте все положительные и если есть один положительный ответ в 3 аспекте, оценка «3»ставится если все ответы положительные в 3 аспекте, оценка «4» ставится если все ответы в 3 аспекте положительные и есть хоть 1 положительный ответ в аспекте 5, оценка «5»ставится если в аспекте 5 все ответы положительные, оценка «6» ставится если все ответы в 5 аспекте положительные и половина аспектов положительные в 7 аспекте. Оценка «7»ставится если все ответы в 7 аспекте положительные.

Анализ полученных результатов

Оценивание проводилось  в старшейгруппе№ 4 и подготовительной группе №2 по подшкале «Структурирование педагогической работы»

По признаку «Распорядок дня»было поставлено 5 баллов, так как по аспекту 7.1 поставлено «нет» : нет плавных переходов между повседневными событиями, длительное время ожидания( более 3 минут) от одного события к другому. В ожидании приема пищи дети вынуждены находиться на стульчиках (в целях безопасности) воспитатель читает книги или дети заняты малоподвижными играми

По признаку«Свободная игра» было поставлено 6баллов . недостаточное количество разнообразных материалов, позволяющих детям выбирать занятие по интересам, мало пособий и игрушек для познавательного развития (экспериментирования, математических заданий)

По признаку«Групповые занятия» поставлено 6баллов, так как по аспекту 5.2.  поставили нет т.е. многие виды игровой деятельности не могут осуществлятся  индивидуально, большое количество детей.

По признаку«Учет потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»  -   6 баллов, так как в 5.2 поставили н.п. т.к. невозможно произвести изменения в распорядке дня  всех детей для одного ребенка с ВОЗ

Расчет среднего балла:

Для расчета средних оценок по подшкалам были сложены баллы для каждого признака в подшкале и разделены на количество признаков, получивших оценку.  

Таким образом:

5+6+6+6=23 балла  23/4=4,8

средний балл 4,8

Для решения выявленных проблем рекомендуем:

1.Приобрести в группу достаточное количество разнообразных материалов, позволяющих детям выбирать занятие по интересам, достаточное количество пособий и игрушек для познавательного развития (экспериментирования, математических заданий).

2.Чтобы отвлечь детей от долгих ожиданий между повседневными событиями рекомендуем использовать свободные площади

( спортивный и музыкальный залы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки дошкольного образования Шкала ECERS-R (Экерс)

Система оценки дошкольного  образования Шкала ECERS-R (Экерс)...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как  инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

выступление на педсовете: презентация "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

Выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Презентация "Оценка качества дошкольного образования". (шкала ECERS - R)

выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Оценка качества дошкольного образования (шкала ECERS-R) Результаты и анализ подшкалы

Оценка качества дошкольного образования(шкала ECERS-R)Результаты и анализ подшкалы...