Программа " Юный шахматист"
рабочая программа (старшая группа)
Программа написана " Юный шахматист" в период повышения квалификации "Теория игры в шахматы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа " Юный шахматист" | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»
Дополнительная образовательная программа
«Юный шахматист»
старший дошкольный возраст
Автор разработки:
Воспитатель I квалификационной категории
Денисова Оксана Викторовна.
г.Нефтеюганск
2019г.
Пояснительная записка.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р), Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», а также введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, ставят перед системой дошкольного образования новые задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста.
В Концепции математического образования в России указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) … Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, смелости, изобретательности, фантазии.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, учатся самодисциплине.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Программа «Юный шахматист» разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Цель: Обучение воспитанников дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
- Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; умение рокировать; объявлять шах; ставить мат, умение решать элементарные задачи на мат в один ход; умение проводить элементарные комбинации.
- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
- Научить ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, уважительное отношение в игре к противнику.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Формы работы с детьми включают:
подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:
специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.
Методы обучения:
-объяснительно – иллюстративный;
-проблемный;
-поисковый.
Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня, продолжительность занятия: не более 30 минут. В состав группы входит 12 детей. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.
Ожидаемый результат освоения программы.
К концу учебного года воспитанники должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года воспитанники должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Цель | Основная деятельность |
1 | Шахматная доска | Дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат. | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». хвастунишки». |
2 | Шахматная доска | Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. Расположение доски между партнерами | Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь». «Вертикаль». |
3 | Шахматная доска | Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.— С. 132—135) или дидактической |
4 | Шахматные фигуры | Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. | Белые и черные, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». |
5 | Начальное положение | Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. | Расстановка фигур перед шахматной |
6 | Ладья | Дать представление о новой фигуре ладья, способах действий и её ценности. | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых». «Один в поле воин». «Кратчайший путь» |
7 | Ладья | Закрепить представление о фигуре ладья, способах действий и её ценности. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). «Ограничение подвижности». |
8 | Слон | Дать представление о новой фигуре слон, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь». |
9 | Слон | Закрепить представление о новой фигуре слон, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). «Ограничение подвижности». |
10 | Ладья против слона | Продолжать знакомить детей с ходом ладьи и слона. Развивать память, речь. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй |
11 | Ферзь | Дать представление о новой фигуре ферзь, способах действий, её ценности. | Место ферзя в начальном положении. «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». |
12 | Ферзь | Закрепить представление о фигуре ферзь, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного |
13 | Ферзь против ладьи и слона | Продолжать знакомить детей с ходом ладьи, слона и ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; и взаимодействии с другими фигурами | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». |
14 | Конь | Познакомить детей с ходом коня, способах действий, её ценности. Развивать внимание детей. | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». |
15 | Конь | Продолжать знакомить детей с ходом коня. | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня |
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Продолжать знакомить детей с ходом коня, ладьи, слона и ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; и взаимодействии с другими фигурами | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». |
17 | Пешка | Познакомить детей с ходом пешки, способах действий, её ценности. Развивать внимание детей. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». |
18 | Пешка | Продолжать знакомить детей с ходом пешки. | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». |
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Продолжать знакомить детей с ходом пешки, коня, ладьи, слона и ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; и взаимодействии с другими фигурами | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на |
20 | Король | Дать представление о новой фигуре король, способах действий, её ценности. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». |
21 | Король против других фигур | Продолжать знакомить детей с главной фигурой – королем и взаимодействии с другими фигурами. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры |
22 | Шах | Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». |
23 | Шах | Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». |
24 | Мат | Дать детям определение «мат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». |
25 | Мат | Продолжать формировать у детей понятие «мат» . Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». |
26 | Мат | Продолжать формировать у детей понятие «мат» . Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». |
27 | Ничья, пат. | Дать детям определение «ничья», «пат». Научить детей ставить пат на малоклеточной доске. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». |
28 | Рокировка | Познакомить детей с рокировкой – единственным ходом в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – королем и ладьей. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». |
29 | Шахматная партия | Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть всеми фигурами из начального положения | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». |
30 | Шахматная партия | Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. |
31 | Шахматная партия | Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения |
32- 33 | Повторение программного материала | Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур» |
Литература:
Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:
Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
Пояснительная записка, новизна программы, цель и задачи программы, актуальность, реализация, предполагаемый результат, используемая литература.Тематическое планирование....
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического...
Дополнительная программа «Юный шахматист» (для детей 6-7 лет)
Цели. создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами.Задачи. Познакомить с историей шахмат; обучение основам шашечной игры; обучение простым комб...
Программа "Юный шахматист"
Программа кружковой работы «Юный шахматист» для детей 6-7 лет....
Программа "Юный шахматист"
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуал...
Открытое занятие по программе "Юный шахматист" (для дошкольников 1 года обучения). Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Шахматное королевство"
Познавательное и интересное занятие для детей подготовительной группы....