Программа "Юный шахматист"
рабочая программа
Программа кружковой работы «Юный шахматист» для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_shahmatist_tarasova_2.docx | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы «Юный шахматист» для детей 6-7 лет.
Рабочая программа по кружковой работе «Юный шахматист»
для детей от 6 до 7 лет
Составитель:
Воспитатель разновозрастной группы
общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 7 лет
С.И. Тарасова
г. Мегион, 2017 г.
Оглавление
- Пояснительная записка........................................................................................................................................................3
2.1.Организационно-методическое обеспечение программы..................................................................................................4
2.2.Методы, используемые в обучении дошкольников............................................................................................................4
2.3.Ожидаемые результаты..........................................................................................................................................................5
3. Содержание программы
3.1. Календарно-тематическое планирование............................................................................................................................5
3.2. Тематическое планирование работы……………………………………………………………………………………...8
4. Заключение.............................................................................................................................................................................14
5. Используемая литература...................................................................................................................................................15
Пояснительная записка
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Введение кружка по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков- сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста в шахматы.
Задачи программы:
1. Развитие и тренировка психических процессов: - Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти; - Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
2. Развитие познавательных интересов; изучение основ шахматной игры; расширение кругозора.
3. Развитие творческих способностей: - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
4. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности: - активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю; - уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий. Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа разрабатывалась для детей подготовительной группы. Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя 6 тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- словесно-логические.
Основные формы работы на занятии дошкольников являются:
Индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Ожидаемы результаты:
К концу учебного года дети будут знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
К концу учебного года дети будут уметь:
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; решать элементарные задачи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Программное содержание | |
Октябрь | |||
1. | «Знакомство с шахматной доской» | Дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат | |
2. | «Знакомство с шахматной доской» | Закреплять представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат | |
3. | «Знакомство с шахматной доской» | Закреплять представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат | |
4. | «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» «Диагональ» | Продолжать знакомить детей с шахматной доской, упражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. | |
Ноябрь | |||
5. | «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» «Диагональ» | Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. | |
6. | «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка». | Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. | |
7. | «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка». | Закреплять знания детей о пешке, способах её передвижения. | |
8. | «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. | |
Декабрь | «Могучая фигура ФЕРЗЬ» | ||
9. | «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» | Закреплять знания детей о шахматных фигурах, формировать у детей понятие о ладье и способах её передвижения. | |
10. | «Могучая фигура ФЕРЗЬ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами | |
11. | «Могучая фигура ФЕРЗЬ». | Закреплять представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | |
12. | «Прыг, скок и вбок» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | |
13. | «Прыг, скок и вбок» | Закреплять представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами | |
Январь | |||
14. | «Прыг, скок и вбок» | Продолжать закреплять представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами | |
15. | «Король жаждет боя» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами | |
16. | «Король жаждет боя» | Продолжать закреплять представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | |
Февраль | |||
17. | «Ворота Каиссии» | Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. | |
18. | «Ворота Каиссии» | Продолжать закреплять представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. | |
19. | «Шах – что это?» | Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». | |
20. | «Шах – что это?» | Закреплять понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». | |
Март | |||
21. | «Шах – что это?» | Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. | |
22. | «Шах – что это?» | Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. | |
23. | «Мат и пат» | Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске | |
24. | «Мат и пат» | Закреплять определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | |
25. | «Мат и пат» | Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | |
Апрель | |||
26. | «Мат и пат» | Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | |
27. | «Шахматная страна» | Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. | |
28. | «Шахматная страна» | Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость | |
29. | «Шахматная страна» | Продолжать закрепить полученные знания и умения играть в шахматы | |
Май | |||
30. | «Шахматная страна» | Учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей. | |
31. | «Шахматный КВН» | Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | |
32. | «Шахматный КВН» | Продолжать закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | |
33 | «В стране шахматных чудес» | Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость | |
34 | «В стране шахматных чудес» | Продолжать закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
1.Тема: «Знакомство с шахматной доской». Программное содержание: дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат, дать детям краткую историческую справку о возникновении
шахматной игры, фигурах, вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды «Два брата» с показом иллюстраций. Гости занятия – Чёрная и Белая клеточки.
Основная часть. Объяснение воспитателя по теме. Упражнения: «Расположи шахматную доску правильно», «Разложи шахматные поля». 3 часть: Загадывание шахматных загадок. Подарок детям - Шахматная тетрадь.
Задания в тетради: «Раскрась клеточки как на шахматной доске».
2. Тема: «В гостях у Горизонталика и Вертикалика». Программное содержание: Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей, вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Знакомство с героями занятия Горизонталиком и Вертикаликом. Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Проведи пальцем по названой линии», «Поставь поле правильно». 3 часть: закрепление пройденного материала в шахматных загадках. Задания в тетради: «Исправь ошибки».
3.Тема: «Диагональ». Программное содержание: Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Игры с Горизонталиком и Вертикаликом. «Кто быстрее составит горизонталь?» и т.п. 2. Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Найди самую короткую и длинную диагональ», «Какого цвета самая длинная диагональ», « Найди цент шахматной доски». 3 часть: закрепление пройденного материала в шахматных загадках. Задания в тетради: «Исправь ошибки».
4. Тема: «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка». Программное содержание: Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о шахматных фигурах. Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». 2. Основная часть: разучивание рифмовки о пешке, способах её хода. Упражнения: «Поставь пешку на её поле», «Покажи способы хода пешки»», «По каким клетка может ходить пешка». 3 часть: чтение стихотворения Г. Мишина «Поход маленькой пешки» с показом иллюстраций или диафильма.
5. Тема: «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ладье
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ладье, способах её хода. Упражнения: «Поставь ладью на её поле», «Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка может ходить ладья». 3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи».
6.Тема: «Могучая фигура ФЕРЗЬ». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ферзе, почему она так называется. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь». 3 часть: Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя».
7. Тема: «Прыг, скок и вбок». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о фигуре – конь.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о коне, способах его хода. Упражнения: «Поставь коней правильно », «Покажи способы хода коня», «По каким клеткам может ходить конь». 3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы названных фигур», «Отгадай шахматные загадки».
8.Тема: «Король жаждет боя». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король». 3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы шахматных фигур, «Нарисуй стрелками способы передвижения короля».
9.Тема: «Ворота Каиссии». Программное содержание: Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о богине шахмат – Каиссии. Показ иллюстраций. 2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее». 3 часть: игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».
10.Тема: «Шах – что это?». Программное содержание: Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код. Ход занятия: 1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок. 2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ». 3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».
11.Тема: «Шах – что это?». Программное содержание: Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок. 2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ». 3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры из под шаха».
12. Тема: «Мат и пат». Программное содержание: Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.2. Основная часть: дать определение «Мат», «Пат». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате и пате, задания в тетради.
13.Тема: «Мат и пат». Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.2. Основная часть: закрепить понятие о «Мате» и «Пате». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате т пате, задания в тетради.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Чтение детям И. Сухин «Шахматная сказка». Основная часть. Знакомство детей с правилами поведения в шахматах. Упражнения: «Выбери правильный ответ».3 часть: Отгадывание шахматных загадок. Рисование на тему: «Я в шахматной стране».
14.Тема: «В стране шахматных чудес». Программное содержание: Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Шахматная нотация: адреса фигур.
2.Основная часть: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ….) «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). 3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить цифры и буквы на шахматной доске.
15.Тема: «Шахматный КВН». Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Представление жюри: методист, родители. Деление на команды. Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ». 3 часть: Подведение итогов. Награждение победителей.
16.Тема: «В стране шахматных чудес». Программное содержание: Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость, расширить кругозор детей. Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Шахматная нотация: адреса фигур.
2.Основная часть: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ….) «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). 3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить цифры и буквы на шахматной доске.
Заключение
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
1.здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
2.проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
3.технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Список используемой литературы
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Юный шахматист"
Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...
"Юные шахматисты"
Программа...
Конспект занятия кружка "Юный шахматист"
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....
Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...
Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"
Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...