РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка
Медникова К. А.
Санкт-Петербург
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Понятие "социальный интерес" ввел в науку австрийский психолог Альфред Адлер. По его мнению, социальный интерес выступает в качестве основы социализации, интеграции индивида в окружение, психологического благополучия и устранения ощущения социальной неполноценности. Современная психология рассматривает социальный интерес как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта на удовлетворение потребности в познании социального мира, общении и взаимодействии с другими людьми, на получение социального одобрения и признания. Удовлетворение этой потребности связано не с результатом, а с процессом деятельности. Социальный интерес обеспечивает внимание субъекта на потребностях и чувствах других людей, готовность человека к сотрудничеству и склонность оказывать безвозмездную помощь и поддержку другому [2]. Характеризуя социальный интерес как проявление отношения к социальной жизни можно выделить в нем три базовых параметра: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный критерий представляют социальные знания - знания о социальных потребностях и условиях их удовлетворения, а также о нормах общественного поведения. Эмоциональный критерий представляют социальные эмоции и чувства, эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность. Поведенческий критерий представляет направленность на восприятие собеседника, способность к коллективному взаимодействию и коллективному творчеству, а также открытость в отношениях с окружающими.
Социальный интерес начинает проявляться с первых лет жизни ребёнка, но активное развитие социально-перцептивных способностей происходит в условиях расширения круга общения, когда ребёнок выходит за пределы семьи и попадаёт в мир сверстников, взрослых, где он научается отстаивать своё мнение и считаться с другой точкой зрения [3, 4]. Дошкольное детство - период активного овладения социальными навыками и умениями. Потребность в социальном развитии в дошкольный период очень высока. Многогранность, разнообразие, противоречивость и неоднозначность социального мира – создает основание для развития социального интереса ребёнка в процессе его познания и понимания. Но для того чтобы, ребёнок смог стать частью социального мира, взрослым необходимо научить ребёнка понимать других людей, помочь освоить систему общения, существующую в данной микросреде, сформировать у ребёнка культуру отношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми.
По периодизации Д.Б. Эльконина развитие дошкольника ориентировано на познание норм отношений между людьми и общественных функций людей. Ведущим видом деятельности выступает – игровая [8]. Ребенок в игре моделирует отношения и действия взрослых, копируя их поведение в трудовых и бытовых ситуациях осваивает новые социальные роли. Он испытывает сильное желание включиться в жизнь взрослых, активно в ней участвовать, влиться в этот огромный социальный мир. Но для того, чтобы ему были доступны такие эмоции, как сочувствие, сострадание, отзывчивость, ответственность, щедрость, чувство вины и стыда - необходима большая поддержка взрослого. Именно взрослый, родитель, педагог может развить у ребёнка соответствующие социальные эмоции, поскольку к этому возрасту, ребёнок обладаёт уже определённой гаммой эмоциональных переживаний [3]. Включая ребенка в различные виды деятельности, взрослый создаёт широкий спектр возможностей для накопления социального опыта, воспитывает эмоциональную отзывчивость и закладывает основы нравственных чувств и эстетических эмоций.
Эффективным ресурсом в развитии социального интереса может стать совместная художественная деятельность в системе «взрослый-ребёнок». Дети младшего дошкольного возраста легко погружаются в любую художественную деятельность, будь то - изобразительная, музыкальная или театрализованная. Развивая ребёнка искусством и через искусство, взрослый получает широкий спектр возможностей для воспитания эстетических эмоций, формирования социально-нравственных представлений, накопления сенсорного опыта. Обсуждение различных ситуаций из сказок, рассматривание книжных иллюстраций или картин, участие в ролевых играх по сказочным сюжетам позволяют ребёнку постичь многоликий мир человеческих отношений, научиться выражать эмоции и ощущения, интерпретировать поступки и чувства действующих лиц, и наконец - пережить радость в совместной деятельности.
Театрально-игровая деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности и социального интереса [5]. Театрализованная игра – это деятельность по моделированию заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности [6]. В ходе такой деятельности учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном и социализироваться в этом мире. Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость и сломать барьеры социально-коммуникативного общения, эффективно решать коммуникативные задачи [1, 6, 7].
Значение театральной деятельности в дошкольном возрасте очень велико, так оно:
- Помогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие;
- повысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям;
- знакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями;
- прививает устойчивый социальный интерес;
- совершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта;
- способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- дает элементарные представления о видах театральной практики;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества [6].
Мы предположили, что в условиях совместной театрально-игровой деятельности детей при поддержке взрослых социальный интерес у младших дошкольников будет развиваться более активно. Понимание вышеописанного привело нас к определению цели своей экспериментальной деятельности - разработать и апробировать программу комплексного развития структурных компонентов социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий в формате проекта. В связи с этим в 2016-2017 гг. нами был разработан и апробирован на базе ГБОУ ДОУ №70 Калининского района г. Санкт-Петербурга проект «Путешествие в страну сказок». В проекте участвовало 27 детей, посещающих среднюю группу.
Реализуя проект, мы опирались на следующие принципы педагогической работы:
- опираться на потребности и интересы детей
- добиваться максимальной активности детей на всех этапах работы;
- обеспечивать сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проекта;
- включать ежедневно театрализованные игры и упражнения в педагогический процесс;
- последовательно усложнять актерские задачи, содержание тем и сюжетов, избранных для игр.
Проект «Путешествие в страну сказок» был структурно выстроен традиционно и включал три блока: вводный, основной (деятельностный) и рефлексивный. В содержание вводного (подготовительного) блока входила работа по следующим направлениям:
Направление | Задачи |
Основы театральной культуры | познакомить детей с основными видами театрального искусства, с театральной терминологией, воспитывать культуру поведения в театральном мире. |
Ритмопластика
| развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. |
Культура и техника речи
| развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. |
Театральная игра
| учить детей действовать в соответствии с ролью, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать зрительное слуховое внимание, память, запоминая слова героев спектакля, строить диалог с партнёром на заданную тему, взаимоконтроль. Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. |
Основы актерского мастерства
| учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.). |
На занятиях этого блока использовались следующие формы работы:
- Артикуляторная гимнастика;
- Задания на развитие речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения;
- Психогимнастические этюды и упражнения, элементы пантомимы;
- Упражнения на развитие двигательной пластики;
- Пальчиковый игротренинг;
- Ритмические упражнения;
- Театральные этюды, разыгрывание мини-диалогов;
- Чтение скороговорок, песенок, стихов, загадок;
- Просмотр кукольных спектаклей.
Деятельностный блок включал непосредственную подготовку и представление театрализованных народных сказок «Репка», «Рукавичка», «Волк и лиса», соответствующих программному содержанию для средней группы детского сада. Работа по подготовке спектакля включала следующие традиционные этапы:
- подготовка сценария взрослыми (воспитателем совместно с родителями);
- подготовка декораций детьми по эскизу взрослых;
- распределение ролей с учетом желания детей;
- создание костюмов с помощью взрослых;
- подготовка атрибутов для спектакля;
- подбор музыкального сопровождения взрослыми (родителями);
- совместные репетиции;
- собственно спектакль.
Заключительным блоком в работе по проекту стал этап рефлексивной оценки, в котором участвовали как дети, так и родители. В его задачи входило:
- развитие социального интереса, направленности на театрализованную деятельность;
- актуализация рефлексивного оценивания;
- оценка социально-коммуникативных способностей;
- формирование и перспектив дальнейшей социальной практики.
Проявляя искреннее внимание к детским высказываниям по окончании постановки, взрослый помогает ребенку поверить в свои силы, а значит разбудить чувство собственного достоинства. Полученный опыт театральной игры способствует осознанию ребенком своей ценности и самобытности, развитию у него способности воспринимать другого человека как индивидуальность, чьи потребности, желания и интересы необходимо учитывать в процессе любой совместной деятельности. Позитивное самоощущение, уважение других – плоды театрального опыта, которых можно добиться даже у ребенка младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Доронова Т. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. – М.: Обруч, 2014. – 160 с.
- Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес: понятие, структура, диагностика, развитие // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет /Под ред. О.Ф.Горбуновой.– М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 144 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mednikova.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Медникова К. А.
Санкт-Петербург
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Понятие "социальный интерес" ввел в науку австрийский психолог Альфред Адлер. По его мнению, социальный интерес выступает в качестве основы социализации, интеграции индивида в окружение, психологического благополучия и устранения ощущения социальной неполноценности. Современная психология рассматривает социальный интерес как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта на удовлетворение потребности в познании социального мира, общении и взаимодействии с другими людьми, на получение социального одобрения и признания. Удовлетворение этой потребности связано не с результатом, а с процессом деятельности. Социальный интерес обеспечивает внимание субъекта на потребностях и чувствах других людей, готовность человека к сотрудничеству и склонность оказывать безвозмездную помощь и поддержку другому [2]. Характеризуя социальный интерес как проявление отношения к социальной жизни можно выделить в нем три базовых параметра: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный критерий представляют социальные знания - знания о социальных потребностях и условиях их удовлетворения, а также о нормах общественного поведения. Эмоциональный критерий представляют социальные эмоции и чувства, эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность. Поведенческий критерий представляет направленность на восприятие собеседника, способность к коллективному взаимодействию и коллективному творчеству, а также открытость в отношениях с окружающими.
Социальный интерес начинает проявляться с первых лет жизни ребёнка, но активное развитие социально-перцептивных способностей происходит в условиях расширения круга общения, когда ребёнок выходит за пределы семьи и попадаёт в мир сверстников, взрослых, где он научается отстаивать своё мнение и считаться с другой точкой зрения [3, 4]. Дошкольное детство - период активного овладения социальными навыками и умениями. Потребность в социальном развитии в дошкольный период очень высока. Многогранность, разнообразие, противоречивость и неоднозначность социального мира – создает основание для развития социального интереса ребёнка в процессе его познания и понимания. Но для того чтобы, ребёнок смог стать частью социального мира, взрослым необходимо научить ребёнка понимать других людей, помочь освоить систему общения, существующую в данной микросреде, сформировать у ребёнка культуру отношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми.
По периодизации Д.Б. Эльконина развитие дошкольника ориентировано на познание норм отношений между людьми и общественных функций людей. Ведущим видом деятельности выступает – игровая [8]. Ребенок в игре моделирует отношения и действия взрослых, копируя их поведение в трудовых и бытовых ситуациях осваивает новые социальные роли. Он испытывает сильное желание включиться в жизнь взрослых, активно в ней участвовать, влиться в этот огромный социальный мир. Но для того, чтобы ему были доступны такие эмоции, как сочувствие, сострадание, отзывчивость, ответственность, щедрость, чувство вины и стыда - необходима большая поддержка взрослого. Именно взрослый, родитель, педагог может развить у ребёнка соответствующие социальные эмоции, поскольку к этому возрасту, ребёнок обладаёт уже определённой гаммой эмоциональных переживаний [3]. Включая ребенка в различные виды деятельности, взрослый создаёт широкий спектр возможностей для накопления социального опыта, воспитывает эмоциональную отзывчивость и закладывает основы нравственных чувств и эстетических эмоций.
Эффективным ресурсом в развитии социального интереса может стать совместная художественная деятельность в системе «взрослый-ребёнок». Дети младшего дошкольного возраста легко погружаются в любую художественную деятельность, будь то - изобразительная, музыкальная или театрализованная. Развивая ребёнка искусством и через искусство, взрослый получает широкий спектр возможностей для воспитания эстетических эмоций, формирования социально-нравственных представлений, накопления сенсорного опыта. Обсуждение различных ситуаций из сказок, рассматривание книжных иллюстраций или картин, участие в ролевых играх по сказочным сюжетам позволяют ребёнку постичь многоликий мир человеческих отношений, научиться выражать эмоции и ощущения, интерпретировать поступки и чувства действующих лиц, и наконец - пережить радость в совместной деятельности.
Театрально-игровая деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности и социального интереса [5]. Театрализованная игра – это деятельность по моделированию заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности [6]. В ходе такой деятельности учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном и социализироваться в этом мире. Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость и сломать барьеры социально-коммуникативного общения, эффективно решать коммуникативные задачи [1, 6, 7].
Значение театральной деятельности в дошкольном возрасте очень велико, так оно:
- Помогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие;
- повысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям;
- знакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями;
- прививает устойчивый социальный интерес;
- совершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта;
- способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- дает элементарные представления о видах театральной практики;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества [6].
Мы предположили, что в условиях совместной театрально-игровой деятельности детей при поддержке взрослых социальный интерес у младших дошкольников будет развиваться более активно. Понимание вышеописанного привело нас к определению цели своей экспериментальной деятельности - разработать и апробировать программу комплексного развития структурных компонентов социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий в формате проекта. В связи с этим в 2016-2017 гг. нами был разработан и апробирован на базе ГБОУ ДОУ №70 Калининского района г. Санкт-Петербурга проект «Путешествие в страну сказок». В проекте участвовало 27 детей, посещающих среднюю группу.
Реализуя проект, мы опирались на следующие принципы педагогической работы:
- опираться на потребности и интересы детей
- добиваться максимальной активности детей на всех этапах работы;
- обеспечивать сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проекта;
- включать ежедневно театрализованные игры и упражнения в педагогический процесс;
- последовательно усложнять актерские задачи, содержание тем и сюжетов, избранных для игр.
Проект «Путешествие в страну сказок» был структурно выстроен традиционно и включал три блока: вводный, основной (деятельностный) и рефлексивный. В содержание вводного (подготовительного) блока входила работа по следующим направлениям:
Направление | Задачи |
Основы театральной культуры | познакомить детей с основными видами театрального искусства, с театральной терминологией, воспитывать культуру поведения в театральном мире. |
Ритмопластика | развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. |
Культура и техника речи | развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. |
Театральная игра | учить детей действовать в соответствии с ролью, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать зрительное слуховое внимание, память, запоминая слова героев спектакля, строить диалог с партнёром на заданную тему, взаимоконтроль. Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. |
Основы актерского мастерства | учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.). |
На занятиях этого блока использовались следующие формы работы:
- Артикуляторная гимнастика;
- Задания на развитие речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения;
- Психогимнастические этюды и упражнения, элементы пантомимы;
- Упражнения на развитие двигательной пластики;
- Пальчиковый игротренинг;
- Ритмические упражнения;
- Театральные этюды, разыгрывание мини-диалогов;
- Чтение скороговорок, песенок, стихов, загадок;
- Просмотр кукольных спектаклей.
Деятельностный блок включал непосредственную подготовку и представление театрализованных народных сказок «Репка», «Рукавичка», «Волк и лиса», соответствующих программному содержанию для средней группы детского сада. Работа по подготовке спектакля включала следующие традиционные этапы:
- подготовка сценария взрослыми (воспитателем совместно с родителями);
- подготовка декораций детьми по эскизу взрослых;
- распределение ролей с учетом желания детей;
- создание костюмов с помощью взрослых;
- подготовка атрибутов для спектакля;
- подбор музыкального сопровождения взрослыми (родителями);
- совместные репетиции;
- собственно спектакль.
Заключительным блоком в работе по проекту стал этап рефлексивной оценки, в котором участвовали как дети, так и родители. В его задачи входило:
- развитие социального интереса, направленности на театрализованную деятельность;
- актуализация рефлексивного оценивания;
- оценка социально-коммуникативных способностей;
- формирование и перспектив дальнейшей социальной практики.
Проявляя искреннее внимание к детским высказываниям по окончании постановки, взрослый помогает ребенку поверить в свои силы, а значит разбудить чувство собственного достоинства. Полученный опыт театральной игры способствует осознанию ребенком своей ценности и самобытности, развитию у него способности воспринимать другого человека как индивидуальность, чьи потребности, желания и интересы необходимо учитывать в процессе любой совместной деятельности. Позитивное самоощущение, уважение других – плоды театрального опыта, которых можно добиться даже у ребенка младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Доронова Т. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. – М.: Обруч, 2014. – 160 с.
- Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес: понятие, структура, диагностика, развитие // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет /Под ред. О.Ф.Горбуновой.– М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 144 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Технология адвент-календарь в развитии познавательного интереса дошкольников"
Технология адвент-календарь в развитии познавательного интереса дошкольников Я хочу познакомить Вас с одной из технологий– адвент-календарь. Адвент-кале...
Развитие социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий
Медникова К. А.Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Понятие "социальный ...
План по самообразованию «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"
В данном плане представлена сетка занятий по месяцам по теме «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"...
Развитие познавательного интереса дошкольников через использование технологии Посткроссинг
Работа была представлена на конкурсе Воспитатель года 2021...
Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий.
Цель: развитие творческого мышления, воображения с помощью технологии ТРИЗ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»
Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....
«Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий (ТРИЗ, развивающие игры В.В. Воскобовича)»
Данную программу можно использовать для организации работы педагогического коллектива....