Методические рекомендации к проведению мастер-класса
консультация

Гутор Светлана Валентиновна

В статье даны рекомендации к подготовке и проведению мастер - класса, представлен алгоритм подготовки мастер - класса, определена его структура,даны  критерии оценки качества мастер-класса, а также  памятка по его  подготовке и проведению. Представлена презентация по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Брянская область

Администрация города Стародуба

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 3 «Солнышко» города Стародуба

243240 Брянская область, город Стародуб, улица Семашко, дом 17 тел 8 (48348)  2-23-39

ОКПО 22352716, ОГРН 1023200976644, ИНН 3227004742, КПП 325301001

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса в ДОУ

                                       

                                                                   Старший воспитатель -  

                                                                    Гутор Светлана Валентиновна

                                  г. Стародуб, ноябрь 2019 год

Как правильно подготовить и провести мастер – класс                              (методические рекомендации)

Что же такое «мастер – класс»?

Мастер – класс – это  активная образовательная технология,

 эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения профессионального мастерства.

Мастер – класс – это открытая педагогическая система,  с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики .

«Мастер» - «специалист, достигший высокого искусства в своем деле» (Ожегов С.И. с.293);

 «класс» - «степень, уровень чего – нибудь» (Ожегов С.И. с. 293)

Ожегов Сергей Иванович, советский лингвист и лексикограф (один из авторов «Толкового словаря русского языка»),  в своем «Словаре  русского языка»  определяет  значение слов «мастер» и «класс».

Главное в технологии  проведения мастер – класса не сообщение  информации, а передача способа  работы через показ приемов и их комментирование.

Мастер – класс  является одной из форм обобщения и распространения опыта.

Основной принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать, и я покажу вам»

Важно учесть, что тема мастер – класса не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять слушателя».

Разрабатывая свой мастер – класс необходимо учитывать  его целевую аудиторию: для кого он предназначен. 

Я хочу познакомить вас с алгоритмом подготовки мастер – класса.

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

  1. Определите тему мастер-класса. 

Тема мастер – класса  должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут.

Тематика  мастер-класса может быть любой:

 - творческая продуктивная деятельность,

- современная образовательная технология,

- нетрадиционные педагогические приемы,

- авторские формы организации образовательной деятельности,

 -эффективное применение технических средств обучения и т. д.

  1. Соберите информацию по теме. 

Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

  1. Сформулируйте цель мастер-класса.

Формулируя цель мастер – класса,  задайте себе вопрос,

- какого результата вы хотите добиться,

- чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

4. Выделите проблему или вопрос, которые представляют  интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

Проблема или вопрос, которые будут освещаться на мастер – классе должны отражать тему и вызвать интерес у участников.

5. Определите форму проведения мастер-класса. 

Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию.  Чем более яркими, интересными  и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

6. Подготовьте необходимое оборудование. 

Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях

7. Составьте план проведения мастер-класса.

На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

8. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. 

Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее.

9. Подготовьте заключительную часть мастер-класса.

В конце мастер – класса  не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Подготовьте вопросы для рефлексии:

-могут ли они (участники)  использовать данную технологию в работе

-что было новым для них

-как эта технология повысит эффективность их работы.

Можно предусмотреть раздачу участникам мастер – класса памяток, визиток,  а также продуктов деятельности, изготовленных  в ходе мастер – класса.

На мастер – классах специалисты делятся своим мастерством, своими профессиональными секретами, своей оригинальной методикой, чем-то новым, только своим,  которое может помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии

 Эффективное освоение  темы мастер – класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

При организации мастер – класса следует четко продумать, что конкретно вы  хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.  

На  мастер – классе должно быть какое-то открытие для них. Поисковые задания, вопросы  должны отвечать современным требованиям.  

Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог- мастер. В начале мастер-класса он коротко сообщает об актуальности проблемы, что навело на мысль, создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

Педагог – мастер раскрывает свою систему.

Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны.

 Они самостоятельно выбирают:

 - пути исследования,

 - средства и способы для достижения цели,

 - темп работы,

 - ищут ответы на проблемные вопросы,

 - делают выводы.

При этом педагог- мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.

В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.

Педагог- мастер должен обеспечить интерактивную форму общения (взаимодействие участников, обмен информацией) в ходе мастер-класса,

 дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.

Таким образом, в технологии проведения мастер – класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.  Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера.

Мастер-класс имеет определенную структуру: 

Структура мастер-класса

• теоретическая  часть;

• показ или демонстрация  технологии процесса;

• практическая  часть – создание продукта;

• презентация  продукта (афиширование);

• рефлексия.

 На основе структуры мастер-класса педагог – мастер определяет порядок его проведения:

• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• формирует рабочие творческие группы;

• организует самостоятельную практическую работу педагогов;  

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Какими же качествами личности должен обладать педагог – мастер?

С коллегами мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества:

 - коммуникативность,

 - общекультурное развитие,

 - интеллигентность

Особо следует обратить внимание на:

- дикцию, интонацию, технику, выразительность речи;

- мимику, жесты, умение управлять  эмоциями;

- умение сосредоточиться на предмете разговора;

     - способности  к педагогическому вниманию и эмпатии;

      -управлять незапланированными ситуациями

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса используются следующие критерии.

1.Презентативность

Культура презентации инновационной идеи.

2.Эксклюзивность 

Оригинальность решения инновационных идей.

3.Прогрессивность

Актуальность и  наличие новых идеей,  соответствующих тенденциям современного образования.

4.Мотивированность

 Наличие  условий мотивации.

 Включение  каждого в активную творческую работу  по созданию нового продукта деятельности.

5. Эффективность

 Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

6.Технологичность.

Четкий алгоритм занятия

7.Общая культура. 

Эрудиция мастера, нестандартность мышления, стиль общения.

Он должен быть грамотен как педагог, интересен как личность, как человек и как мастер,  чего я всем вам желаю!

Спасибо за внимание!

ПАМЯТКА 

по подготовке и проведению

мастер - класса в ДОУ

Мастер – класс – это открытая педагогическая система,  с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики .

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

1.Определите тему мастер-класса. 

Тема мастер – класса  должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут.

Тематика  мастер-класса может быть любой:

 - творческая продуктивная деятельность,

- современная образовательная технология,

- нетрадиционные педагогические приемы,

- авторские формы организации образовательной деятельности,

 -эффективное применение технических средств обучения и т. д.

  1. Соберите информацию по теме. 

Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

  1. Сформулируйте цель мастер-класса.

Формулируя цель мастер – класса,  задайте себе вопрос,

- какого результата вы хотите добиться,

- чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

4. Выделите проблему или вопрос, которые представляют  интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

Проблема или вопрос, которые будут освещаться на мастер – классе должны отражать тему и вызвать интерес у участников.

5. Определите форму проведения мастер-класса. 

Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию.  Чем более яркими, интересными  и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

6. Подготовьте необходимое оборудование. 

Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях

7. Составьте план проведения мастер-класса.

На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

8. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. 

Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее.

9. Подготовьте заключительную часть мастер-класса.

В конце мастер – класса  не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Подготовьте вопросы для рефлексии:

-могут ли они (участники)  использовать данную технологию в работе

-что было новым для них

-как эта технология повысит эффективность их работы.

Можно предусмотреть раздачу участникам мастер – класса памяток, визиток,  а также продуктов деятельности, изготовленных  в ходе мастер – класса.

                            Структура мастер-класса

• теоретическая  часть;

• показ или демонстрация  технологии процесса;

• практическая  часть – создание продукта;

• презентация  продукта (афиширование);

• рефлексия.

 На основе структуры мастер-класса педагог – мастер определяет порядок его проведения:

• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• формирует рабочие творческие группы;

• организует самостоятельную практическую работу педагогов;  

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их          работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как правильно подготовить и провести мастер-класс (методические рекомендации)

Слайд 2

Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики.

Слайд 3

«Мастер» – специалист, достигший высокого искусства в своём деле Ожегов С. И. «Класс» – степень, уровень чего – нибудь Ожегов С. И.

Слайд 4

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов: 1. Определите тему мастер-класса 2. Соберите информацию по теме 3. Сформулируйте цель мастер-класса 4. Выделите проблему, которая представляет интерес для аудитории 5. Определите форму проведения мастер-класса 6. Подготовьте необходимое оборудование 7. Составьте план мастер-класса 8. Подготовьте примерный текст 9. Подготовьте заключительную часть мастер-класса

Слайд 9

Структура матер - класса: - теоретическая часть; - показ или демонстрация технологии процесса; - практическая часть – создание продукта; - презентация продукта (афиширование); - рефлексия.

Слайд 10

Критерии качества подготовки и проведения мастер - класса 1. Презентативность 2. Эксклюзивность 3. Прогрессивность 4. Мотивированность 5. Эффективность 6. Технологичность 7. Общая культура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению мастер- класса

В презентации представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ по проведению мастер- класса...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса

Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...

Методические рекомендации по проведению мастер– класса, с элементами практического показа.

Методическая разработка на тему: « Методические рекомендации по проведению мастер– класса, с элементами  практического показа»....

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

Мастер-класс для воспитателей . "Методические рекомендации по проведению Дня матери и отцы в детском саду"

Цель: выразить общественное признание уникальной доли вклада как матери, так и отца в  общий родительский труд....

Методические рекомендации по проведению и оформлению мастер-класса.

Методические рекомендации по проведениюи оформлению мастер-класса. Мастер-класс - это показательное занятие педагога – мастера для педагогов, родителей и воспитанников. Участники мастер-кла...