РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в младшей группе
рабочая программа (младшая группа)

Юлия Вячеславовна Шаткова

Программа отражает содержание и организацию образовательного процесса с  детьми 1,5-3 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shatkovoy_yu.v.docx68.72 КБ

Предварительный просмотр:

 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1Пояснительная записка ………………………………………………………………………2

 1.2 Цели и задачи ………………………………………………………………………………...2

 1.3 Принципы дошкольного образования………………………………………………………3

 1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников……………………………….3

 1.5 Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы ……………….5

1.6 Планируемые результаты освоения программы……………………………………………5

       2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основные содержательные направления работы с детьми………………………………..6

2.2 Календарно-тематический план…………………………………………………………….13

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………………..19

     3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Программно-методический комплекс………………………………………………………21

3.2 Режим дня……………………………………………………………………………………..21

3.3 Объем образовательной нагрузки, расписание ООД………………………………………22

3.4 Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности на неделю………………...23

3.5 Развивающая предметно – пространственная среда………………………………………..25

3.6. Традиции группы…………………………………………………………………………….25

         

4. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

4.1 Список группы        

4.2 Лист здоровья        

4.3 Схема посадки        

4.4 План взаимодействия с родителями         

4.5 Расписание ООД        

4.6 Карты индивидуальных достижений        

4.7 Режим дня

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой Наводовского детского сада-филиала МБОУ «Наводовская ОШ», 

по следующим образовательным областям:

- «Физическое развитие»,

- «Художественно-эстетическое развитие»,

- «Познавательное развитие»,

- «Социально-коммуникативное развитие»,

- «Речевое развитие».

Содержание образовательного процесса выстроено на основе авторской образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса    детей 1,5-3 лет. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми младшей группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 1,5 до 3 лет.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • ФГОС ДОО от 1 января 2014 года

  • Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.

1.2  Цели и задачи

Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, коррекции речевого развития ребенка.

Задачи

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

1.3 Принципы дошкольного образования

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей  в организации образовательной деятельности с дошкольниками;  

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого;

Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает.

Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 –2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Типичным является изображение человека в виде «головнога» – окружности и отходящих от нее линий.

 На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется – образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.5 Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы

В первой младшей группе 20 детей : девочек - 12, мальчиков - 8. У детей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям. Большинство детей , посещающих группу, легко адаптировались к условиям детского сада. Легко идут на контакт с взрослыми и детьми, эмоционально отзывчивы. Проявляют большой интерес к игрушкам, книгам, театральным куклам.

       Дети со средним уровнем адаптации отличаются эмоциональной не уравновешенностью, привязанностью к взрослым. Наблюдают за игрой других детей, проявляют интерес к игрушкам, манипулируют игрушками. Речь детей чаще ответная. При разговоре пользуются только жестами.  обусловлена частым отсутствием ребенка в группе в связи с простудными заболеваниями. Для наиболее успешной адаптации и социализации детей воспитатель проводит адаптационные занятия. Развитие индивидуальных особенностей детей осуществляется в тесной взаимосвязи педагогов и родителей. Воспитанники нашей группы любят участвовать в совместных подвижных играх.

      Дети постепенно овладевают основными жизненно важными движениями: ходьба, бег, лазание, действие с предметами. Научились сидеть на корточках, спрыгивать с нижней ступеньки. У детей наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. У детей проявляется эмоциональное состояние. У детей проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Большинство детей называют себя по имени, употребляют местоимение «Я» и дают себе первичную оценку – «я хороший», «я сам». Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в процессе предметно-игровой деятельности и режимных процессов. Воспитанники пользуются простыми словами: «на» («возь­ми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой де­ятельности и самообслуживании. Большинство детей овладевают умением, самостоятельно есть любые виды пищи, умываться и мыть руки, ходить на горшок, приобретают навыки опрятности. Большинство детей овладели навыками одеваться с  помощью взрослых.

1.6 Планируемые результаты освоения программы

•        ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

•        использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;

•        проявляет отрицательное поведение к грубости, жадности;

•        соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;

•        владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

•        стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

•        проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Умеет играть со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;

•        проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;

•        проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

•        с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно – ролевых играх;

•        проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

•        у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

1.6.1 Планируемые результаты освоения программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеева.

-различает действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и что нельзя (опасно);

-умеет безопасно осуществлять манипулирование

(экспериментирование) с доступными для изучения материалами веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками;

-умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;

-знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, на участке ДОО, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Планируемые результаты освоения программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова.

К концу года дети могут:

-Различать основные формы деталей строительного материала.

-С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм.

-Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        2.1 Основные содержательные направления работы с детьми

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че-го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Ознакомление с предметным окружением

Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с социальным миром

Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и на¬зывать некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Ознакомление с миром природы

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие речи

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

•        существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

•        глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

•        прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

•        наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Приобщение к художественной литературе

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Физическая культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

2.2  Календарно-тематический план

Календарно-тематический план в младшей группе

  на 2019-20 учебный год.

месяц

Тема недели

Цель

Задачи

Итоговое мероприятие

                                    Сентябрь

1,2. «Детский сад встречает малышей». «Детский сад - чудесный дом! Хорошо живется в нем!»

Адаптировать детей к условиям детского сада.

- Продолжать знакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы; личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.)

- способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

Панно «Ладошки детей».

3,4. «Мои любимые игрушки» «Я люблю свою лошадку»

Продолжать знакомить с разнообразием игрушек в группе и игровыми действиями с ними.

-Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на своё место;

-учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры;

- развивать фантазию детей.

Выставка любимых игрушек.

                                            Октябрь

1, 2 «Осень, осень, в гости просим», «Овощи и фрукты»

Формирование элементарных представлений об осени.                                  

- Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах.

-учить различать по внешним признакам, по вкусовым качествам.

 - воспитывать уважение к природе.

Просмотр мультфильма «Веселый огород».

3, 4. «Домашние животные и птицы»               «Кто с нами рядом живёт»

Знакомить  детей с домашними животными и птицами, их повадками.

- Учить, внимательно рассматривать изображения домашних животных, называть их;

-учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания;

- учить, внимательно рассматривать изображения домашних птиц, называть их, имитировать их звукоподражания.

-воспитывать гуманное отношение к животным;

Коллективная работа «Клубочки для котенка».(нетр. техника рисования)

5. «Кто в лесу живет»

Знакомить детей с дикими животными, их повадками, средой обитания.

-Формировать умение узнавать на картинках, в игрушках диких животных называть их.

-воспитывать гуманное отношение к животным;

Создание макета «Лес»

                                         Ноябрь

1. «Сезонная одежда, обувь»

Познакомить детей с многообразием одежды и обуви.

- Формировать навыки одевания и раздевания;

-обогащать активный словарь детей посредством ролевых игр, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы;

-продолжать воспитывать КГН и навыки самообслуживания.

И. «Это чьи сандалики».

2. «Мой  дом» «На детской площадке у нашего дома иду я дорожкой знакомой»

Дать первичное представление о своем доме.

- Знакомить детей с ближайшим окружением.

- формировать первичные представления правил поведения в быту, на улице;

- знакомить с частями дома, с назначением комнат;

- обогатить словарный запас детей по данной теме.

Строительная игра «Мы строим дом»

3, 4. «Посуда и продукты»

Дать элементарные представления о посуде и продуктах питания.

-Познакомить с некоторыми видами продуктов;

- закреплять умение правильно пользоваться ложкой, есть с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости;

- Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

Декабрь

1.  «Мебель» - «Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим!»

Расширять знания детей о мебели.

- Дать детям знания о предметах мебели;                                 - учить делать постройки для сказочных персонажей; знакомить с назначением, строением и особенностями использования предметов мебели (шкаф, стол, стул, кровать)                                             - учить находить предметы по указанным свойствам;

- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

СРИ «Устроим куклам комнату».

2,3. «Здравствуй, зимушка-зима!» «Зимние развлечения» - «Мы снежную бабу слепили на славу, себе на забаву»

Формировать у детей знания о времени года «Зима».

- Познакомить детей

изменения в зимней природе; человек и зима, поведение лесных зверей зимой;                                      - познакомить со свойствами снега;  

-познакомить с зимними забавами;                                                         - развивать познавательную активность, наблюдательность, любознательность, творческие способности.

Зимние игры-забавы, эксперименты.

4. «Новый год у ворот»

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы «Нового года» и новогоднего праздника.

- Создать радостное настроение в преддверии праздника.

 -развивать наглядно-образное мышление, воображение;

-знакомить с произведениями художественной литературы;

- знакомить с содержанием песен;

-способствовать созданию праздничного настроения, ожидания праздника.

Новогоднее развлечение

                                      Январь                              

1. «Народная игрушка»

«Очень любим мы матрешки, разноцветные одежки»

Формирование первичного представления о народном творчестве.

-Знакомить   с   народным   творчеством на примере народных игрушек (неваляшка, матрешка)

- знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.);                

- использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

«Праздник народной игрушки» (игры – забавы)

2. «Неделя доброты»

«Волшебные слова»

формировать представления о формах и способах приветствий, культуры поведения.

- воспитывать и формировать умение правильно обращаться со сверстниками;

- устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.

-учить употреблять в речи вежливые слова.

Игра-ситуация «У Мишки день рождения»

3. «В гостях у сказки».  «Наши сказки хороши, любят слушать малыши!»                     

Формировать умение слушать чтение взрослого, повторять знакомые фразы, обыгрывать персонажей.

-Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами;

- формирование целостной картины мира;

- развивать умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Театрализованное представление от ДШИ № 18

                                   Февраль

1, 2. «Транспорт»

 «У меня своя машина, я водитель – хоть куда!», «Внимание дорога»

Познакомить с легковым и грузовым транспортом

- Формировать представления о назначении транспорта;                                            - дать детям представление о разновидностях транспорта;             - отметить характерные отличительные признаки транспорта;

- вызвать познавательный интерес к транспорту.

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала».

3.«Я в мире человек»

Дать представление о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении.

- учить детей проявлять навыки опрятности;

- соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;

- сопровождать речью игровые и бытовые действия;

-учить заботиться о свое здоровье.

Игровая ситуация «Умываемся вместе  с куклами».

4.Проект «Игрушки»

Создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность.

. Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры детей младшего возраста - учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;

 2. развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;

 3. воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.

Фотоколлаж: «Я играю».

Март

1, 2.  «Вот какая мама, золотая прямо», «Моя семья»

Формировать у детей любовь и уважение к родным и близким.

Дать представления о труде мамы дома; побуждать оказывать маме помощь;

- дать представление о том, что мама проявляет заботу о семье, о своих детях;

- воспитывать доброе отношение к маме, бабушке

- вызвать желание заботиться о них, защищать, помогать;

- организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Досуг с мамами.

3. «Птицы-пернатые друзья»

Формировать первичное представление о птицах – «пернатых друзьях»

-Знакомить с видами птиц(домашние и дикие;

- учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду);

- воспитывать бережное отношение к птицам.

Развлечение                  «Сорока - белобока»                      

4. «Вода вокруг нас».

Формирование познавательного отношения к миру через наблюдения, события, явления, экспериментирование, исследование.

- Начальное формирование экологической культуры ребенка;

- дать представление какую роль играет вода в жизни человека;

-развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.

Развлечение «Водичка, водичка, умой моё личико»

5. «Книга наш друг»

Познакомить детей с разнообразной литературой: сказками, стихами, фольклором, рассказами, устным народным творчеством.

- Прививать интерес у детей к чтению и рассматриванию книг и иллюстраций;

- воспитывать бережное отношение книгам.

Чтение любимых книжек

                         Апрель

1. «Быть здоровыми хотим».

Формировать первичные представления о здоровом образе жизни

- Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте;

-  прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.    

Игра-ситуация «Заболел наш петушок»

2. Проект «Разноцветная неделя»

Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирование способов обследования цветовых свойств предметов,

• Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;

• Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.

• Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,

• Обучать действиям с цветом по словесной инструкции,

• Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету

Рисование в технике «Хеппенинг»

3, 4.«Весна»                  «Тает снежок, ожил лужок» (весенние явления)

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей,  на участке детского сада).

Расширять знания о весенних признаках.

- знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

- формировать бережное отношение к окружающей природе.

«Расти лучок…» (посадка лука)

                                   Май

1. «Насекомые»

Познакомить детей с первыми насекомыми, их внешним видом.

- Расширять представление детей о насекомых;

- учить узнавать их в натуре и на картинках, наблюдать за насекомыми на участке;

- воспитывать бережное отношение (рассматривать,  не нанося им вред).

Коллективная работа «На лугу»

2.  «Мир природы»    

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира

-Познакомить с деревьями и растениями на участке детского сада;

-воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

3. «Вот и стали мы на год взрослее» «Солнечное детство»                                                                                    

Формировать понятие, что дети растут, изменяются.

Организация всех видов деятельности вокруг темы веселого,  счастливого и мирного детства.

Итоговый утренник

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников

Цель взаимодействия с семьёй – обеспечивать психолого-педагогическую поддержку, повышая компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

  1. формирование психолого - педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию  в жизни группы
  3.  оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4.  изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

  В основу совместной деятельности семьи и группы дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы группы на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы;
  • ознакомление родителей с содержанием работы  , направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

Система взаимодействия  с семьями воспитанников

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

- Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;

- беседы (администрация, воспитатели, специалисты);

- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;

- анкетирование;

- проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей

- Рекламные буклеты;

- визитная карточка учреждения;

- информационные стенды;

- выставки детских работ;

- личные беседы;

- общение по телефону;

- индивидуальные записки;

- родительские собрания;

- родительский клуб;

- официальный сайт ДОО;

- общение по электронной почте;

- объявления;

- фотогазеты;

- памятки.

Консультирование родителей

Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)

Просвещение и обучение родителей

По запросу родителей или по выявленной проблеме:

- педагогические гостиные;

- родительские клубы;

- семинары;

- семинары-практикумы;

- мастер-классы;

- приглашения специалистов;

- официальный сайт организации;

- творческие задания;

-тренинги;

- подготовка и организация музейных экспозиций в ДОО;

- папки-передвижки;

- папки-раскладушки.

Совместная деятельность ДОО и семьи

- Дни открытых дверей;

- дни семьи;

- организация совместных праздников;

- совместная проектная деятельность;

- выставки семейного творчества;

- семейные фотоколлажи;

- субботники;

- экскурсии;

- походы;

- досуги с активным вовлечением родителей.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Программно-методический комплекс

Список учебно-методической литературы

Наименование

Автор

Издательство,

год

1.Ознакомление детей раннего возраста с природой.

Т.Н. Зенина

Москва «Педагогическое

общество России», 2009

2.Ознакомление с природой

О.А.Соломенникова

Москва

«Мозаика-синтез»,2013

3. Социально-коммуникативное развитие

Л.А.Абрамова

Москва

«Мозаика-синтез»,2016

4.Развитие речи

Н.В.Рыжова

Владимир «Академия развития», 2007

5.Развитие речи

В.В.Гербова

Москва

«Мозаика-синтез»,2015

6.Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.

Е.Е.Хомякова

С-Петербург «Детство-пресс», 2011

7. Обучение детей рассказыванию

Н.В.Нищева

С-Петербург «Детство-пресс», 2018

8.Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Е.А. Янушко

Москва

«Мозаика-синтез», 2010

9.ФЭМП

И.А Помораева, В.А.Позина

Москва

«Мозаика-синтез»,2013

10.Лепка с детьми раннего возраста.

Е.А. Янушко

Москва

«Мозаика-синтез»,2009

11.Лепка  и рисование с детьми 2-3 лет

Е.А. Янушко

Москва

«Мозаика-синтез»,2011

12. Аппликация с детьми раннего возраста.

Е.А. Янушко

Москва

«Мозаика-синтез»,2010

13.Рисование с детьми раннего возраста.

Е.А. Янушко

Москва

«Мозаика-синтез»,2009

14. ФКБ, планирование образовательной деятельности во второй младшей группе

Л. Л. Тимофеева

С-Петербург, «Детство-пресс,2016

15. ФКБ, дид.материал

Л. Л. Тимофеева

С-Петербург, «Детство-пресс,2016

16.. Физическая культура для малышей.

С. Я. Лайзане

Москва, «Просвещение», 1987

3.2 Режим дня (холодный период), (теплый период)

(приложение 4.8)

3.3 Объем образовательной нагрузки, расписание ООД

Возрастная группа

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

(Временная длительность)

Недельная нагрузка

I половина дня

II половина дня

 2гр р.в

Младшая

10 мин

15 мин

10 мин

15 мин

10 мин

1 ч. 50 мин

2 ч 45 мин

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут

Возрастная группа

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

(кол-во НОД)

Недельная нагрузка

I половина дня

II половина дня

2гр р.в

Младшая

10 мин

15 мин

1

               3

1

10

11

                     

                                           

Расписание образовательной деятельности

                                                               младшая группа

Дни недели

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

Музыка

2гр.раннего возраста         9.00-9.10

Младшая группа                   9.00-9.15

Ознакомление с окружающим миром

2гр.раннего возраста         9.25 -9.35

Младшая группа                   9.35-9.50

Физическая культура (подвижные игры на свежем воздухе)

2гр.раннего возраста          10.30-10.40

Вторник

ФЭМП

2гр.раннего возраста         9.00-9.10

Младшая группа                   9.10-9.25

Развитие речи

2гр.раннего возраста         9.25-9.35

Младшая группа                   9.35-9.50

Физическая культура

Младшая группа                   10.00-10.15.

Среда

Музыка

2гр.раннего возраста         9.00-9.10

Младшая группа                   9.00-9.15

Развитие речи

2гр.раннего возраста         9.25-9.35

Младшая группа                   9.35-9.50

Четверг

Лепка/Аппликация

2гр.раннего возраста         9.00-9.10

Младшая группа                   9.10-9.25

Физическая культура

2гр.раннего возраста         9.35-9.45

Младшая группа                   9.45-10.00

Пятница

Рисование

2гр.раннего возраста         9.00-9.10

Младшая группа                   9.10-9.25

Физическая культура

2гр.раннего возраста         9.35-9.45

Младшая группа                   9.45-10.00

3.4 Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности на неделю

Части суток

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Утро

1.Беседа ситуативная

2.Д/и (сенсорное развитие:

3.Работа в книжном уголке (рассматривание альбомов,книг)

4. Подвижная игра с ползанием

5 Игры забавы

1. Д/и (мелкая моторика).

2.Чтение, проговаривание потешек.

3. Самостоятельная двигательная деятельность (со спортивным оборудованием, инвентарем, атрибутами)

4.Подвижная игра на ориентировку в пространстве.

1. Д/и на обогащение словаря.

2.Самостоятельные игры в сюжетных уголках

3.Игры на развитие м.м.

4. Подвижная игра с подпрыгиванием

1. Беседа по ОБЖ.

2. Д/и (музыкальные).

3. Строительные игры

4. Самостоятельная игровая деятельность в сенсорном уголке.

5.Подвижная игра с подлезанием и лазаньем.

1. Д/и на развитие речевого дыхания.

2.Театрализованные игры.

3.Игры-забавы.

4. Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование) 

5.Подвижная игра с разнообразными движениями

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа по ЗКР

Навыки самообслуживания и КГН

Индивидуальная работа по сенсорике

Навыки самообслуживания и КГН

. Индивидуальная работа ФЭМП

Навыки самообслуживания и КГН

 Индивидуальная работа развитие словаря

Навыки самообслуживания и КГН

Индивидуальная работа ФИЗО

Навыки самообслуживания и КГН

Режимные моменты

Общение

КГН (умывание)

Трудовое поручение

КГН (внешний вид)

Навыки культурного поведения

НОД

Прогулка 1

Работа перед сном

Здоровье-речевые минутки

Здоровье-речевые минутки

Здоровье-речевые минутки

Здоровье-речевые минутки

Здоровье-речевые минутки

Вечер

1. Сюжетно-ролевая игра

2. Игры с предметами и игрушками (разборные игрушки, мозаика, разрезные картинки и т.д.)

3.Совместная деятельность в уголке изобразительной деятельности.

4. Подвижная игра с бросанием и ловлей

Минутки безопаснсти

1. Самостоятельная конструктивная деятельность (игры с крупным, мелким строительным материалом, разные виды конструирования 2. Игры в уголке ряжения.

3. Работа в уголке книги. (выставки, рассматривание иллюстраций)

4.Подвижная игра с ходьбой и  бегом

Минутки безопаснсти

1.Сюжетно-ролевая игра.

2. Развлечения, досуги.

3. Игры с игрушками на развитие мелкой моторики.

4.Самостоятельная художественная деятельность.

5.Подвижная игра с бросанием и ловле

Минутки безопаснсти

1. Работа в уголке книги. (выставки, рассматривание иллюстраций)

2. Самостоятельная двигательная деятельность (со спортивным оборудованием, инвентарем, атрибутами)

3. Строительные игры

4. Подвижная игра на ориентировку в пространстве

Минутки безопаснсти

1. Сюжетно-ролевая игра.

2.Игры с предметами и игрушками.

3.Хозяйственно-бытовой труд

4. Совместная деятельность в уголке изобразительной деятельности.

5.Подвижная игра с бросанием и лов лей

Минутки безопаснсти

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа по конструированию          

Индивидуальная работа по рисованию

 

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим

Индивидуальная работа по лепке

Индивидуальная работа по ЧХЛ

Режимные моменты

КГН (еда)

Самостоятельность

КГН (еда)

Общение

Трудовое поручение

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы по итогам выходного дня

Консультации, собеседования, анкетирование

Наглядная информация в родительский уголок (консультации, папки-передвижки, буклеты, ширмы)

Взаимодействие с родителями на сайте.

Советы, рекомендации, литература к прочтению.

3.5 Развивающая предметно – пространственная среда

Образовательная среда в группе предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Создано определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда группы сделана:

• содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровье сберегающей; • эстетически-привлекательной.

Мебель соответствует росту и возрасту детей. Игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Развивающая предметно-пространственная среда в течение года будет обновляться (игры, пособия, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у детей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных по мере возможности развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков будет меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества,); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

3.6. Традиции группы 

«Утреннее приветствие"

Перед началом дня воспитатель собирает детей вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия (посредством игры, стихов с действиями, выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.

Ребята, давайте улыбаться друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день (затем, любая хороводная игра)

Участие родителей и детей группы в делах детского сада

Совместное участие родителей и детей в уборке, озеленении благоустройстве участка группы развивает чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники).

Участие родителей в конкурсах.

Большую роль в установлении доброжелательной атмосферы в семье, расширении знаний детей о своих близких людях играет приобщение детей и родителей к совместному творчеству. Регулярно в детском саду проходят конкурсы совместного творчества детей и родителей.

«Кукольный театр»

Показ детям кукольных спектаклей силами педагогов, учащихся ДШИ № 18

Традиции фотосессий 

и оформление фотостендов сплачивает не только детей, но и родителей. Стенды изготавливаются ежегодно. В них используются фото как домашние, так и детского сада. Все  фотографии сопровождаются стихотворным текстом. Дети эмоционально реагируют на снимки, гордятся своими близкими и радуются.

4. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе раннего возраста «КОЛОКОЛЬЧИК» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2014 -2015 учебный год

    Разрабатывая  рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», ...

Рабочая программа образовательной деятельности 2 младшей группы для детей от 3- до 4 лет на 2015-2016 год

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогической деятельности 1 младшей группы

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа

Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....