Рабочая программа образовательной деятельности 2 младшей группы для детей от 3- до 4 лет на 2015-2016 год
рабочая программа (младшая группа) по теме
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osok_15-16_ml_gr_okonchatelnyy.docx | 137.98 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического развития детей | 4 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения программы ДО | 5 |
1.4 | Промежуточные результаты | 6 |
1.4.1. | Диагностика | 6 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1.1 | Перспективное планирование по образовательным областям | 9 |
2.1.2 | Содержание образовательной работы с детьми младшей группы | 10 |
2.1.3 | Перспективное планирование художественно-эстетического развития | 17 |
2.2 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 21 |
2.3 | Специфика национальных, социокультурных условий | 22 |
2.4 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 23 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 30 |
3.1 | Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении | 30 |
3.2 | Структура образовательного процесса (расписание) | 33 |
3.3 | Режим двигательной активности | 33 |
3.4 | Специфика организации и содержания традиционных событий, праздников, мероприятий | 34 |
3.5 | Организация предметно-пространственной среды (аналитическая справка). | 35 |
3.6 | Список литературы | 38 |
IV. | ПРИЛОЖЕНИЕ | 40 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
- Пояснительная записка
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцнвой. А также парциальной программы музыкального образования детей «Тутти» А. И. Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой ,«Ритмическая мозаика» А.Бурениной. Программа «Тутти» входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной авторским коллективом А.И.Бурениной, Н.Е.Васюковой, Т.Э.Тютюнниковой, под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. Парциальная программа «Ритмическая мозаика» рассматривается как основа для развития детей в наиболее сложный, хрупкий период - в возрасте 3-7лет.
После проведенного анализа было определено, что парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 3-4лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития ГБДОУ №23 . В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей группе.
Разработка рабочей программы на основании «Образовательной программы ДО ГБДОУ №23 Приморского района г. Санкт-Петербурга» и осуществлена в соответствии с – Законом РФ №123 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации
-Указом Президента РФ № 761 от 01.07.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
-СанПиН от 15.05 2013 г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13.Санитано-эпидемиологические правила и нормативы…»)» - Законом Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 г. «Об образовании в Санкт-Петербурге» -Конвенции о правах ребёнка ООН;
Программа составлена с использованием интеграции с другими образовательными областями.
Цели рабочей программы:
-реализация содержания образовательной программы дошкольного образовании в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по музыкальному развитию воспитанников.
Задачи рабочей программы:
Пробуждать у детей активный интерес и любовь к музыке, знакомить их с разнообразными произведениями, развивать музыкальное восприятие, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, развивать способность к эмоциональной отзывчивости.
Формировать навык пения, ритмического движения,, игры на детских музыкальных инструментах. Развивать певческий голос, музыкальный слух, образность, выразительность ритмических движений, согласованность движений рук при игре на инструментах.
Формировать творческие проявления при инсценировке песен, импровизации несложных попевок, танцевальных движений, побуждать к самостоятельным поисковым действиям.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-полноценнее проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-учёт этнокультурной ситуации развития детей;
-формирование познавательных интересов познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Реализация данной программы осуществляется через непосредственно - образовательную деятельность и совместную деятельность педагога с детьми.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического развития детей младшего возраста (3-4 лет)
Возрастные особенности детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
-непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПина.
Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 15 минут. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий). Тематические и календарные праздники и утренники (6 мероприятий).
1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения программы ДО:
К концу учебного года дети могут:
- внимательно слушать музыкальные произведения, чувствуя его характер;
- узнавать песни по мелодии;
- различать звуки по высоте (в пределах сексты- септимы);
- петь протяжно, подвижно, четко произносить слова;
- вместе начинать и заканчивать песни;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- выполнять движения с предметами;
- выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах;
- инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы; играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
.Ставятся задачи:
-продолжать формировать навыки ориентировки в пространстве зала;
-продолжать развивать общую и мелкую моторику;
- обогащать тактильные и слуховые ощущения
1.4. Промежуточные результаты
К концу года дети могут:
• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
• Петь, не отставая и не опережая друг друга.
• Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
• Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
1.4.1. Диагностика.
объект педагогической диагностики | формы и методы педагогической диагностики | периодичность проведения педагогической диагностики | длительность проведения педагогической диагностики | сроки проведения педагогической диагностики |
индивидуальные достижения детей в констексте образовательной области «Художественное эстетическое развитие (музыкальное развитие) | -наблюдение -музыкально-дидактическа игра -собеседование | 2 раза в год по необходимости | 2 недели в каждой группе | сентябрь май |
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
В содержание деятельности при проведении мониторинга было включено два компонента:
1) изучение интегративных качеств (мониторинг развития) –
8 качеств в соответствии с ФГТ (основная задача – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут для максимального раскрытия потенциала детской личности);
2) изучение интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» (мониторинг образовательного процесса) с учетом всех образовательных областей (с помощью этого компонента оценивается степень продвижения дошкольника в образовательной программе).
Ключевые понятия:
- параметры (направления оценки) – физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие;
- критерии (общее мерило) – интегративные качества, формирование которых и является объектом мониторинга;
- показатели (индикаторы) – демонстрируют результат формирования того или иного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка, на каком уровне будут сформированы интегративные качества на этапе завершения дошкольного образования.
Если параметры и критерии очень четко обозначены в ФГТ, то индикаторы определялись в соответствии с программой, на основании которой была разработана основная общеобразовательная программа ДОУ (программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой).
При определении показателей учитывалось следующее:
- они должны соответствовать возрастным возможностям детей;
- они должны давать полноценную информацию о качестве освоения Программы каждым конкретным ребенком;
- они должны быть информативны для построения и отслеживания качества реализации всех образовательных областей;
- они должны быть сформулированы точно, просто и доступно.
Процедура оценки результатов мониторинга. Данные о результатах заносились в карты развития с помощью знаков «1», «2» и «3», что означало, проявляется диагностируемый компонент или нет. В итоге подсчитывалось количество «3», «2» и «1» и выводился уровневый показатель:
- «высокий уровень» – все диагностируемые компоненты отмечены знаком «3»;
- «средний уровень» – большинство компонентов отмечено знаком «2»;
- «низкий уровень» – большинство компонентов отмечено знаком «1».
Используемые методы:
1) наблюдение (аутентичная оценка) – оценка, основанная на мнении людей, проводящих с ребенком много времени;
2) беседы с детьми и их родителями;
3) анализ продуктов деятельности детей;
4) диагностические ситуации (пробы).
Цель мониторинга: изучение особенностей освоения детьми образовательных областей программы «От рождения до школы», определение уровня детского развития.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровней развития умений и навыков детей группы как результата освоения образовательной программы.
2. Оценка развития интегративных качеств детей группы как результата образовательного процесса, организуемого педагогическим коллективом ГБДОУ.
Участники мониторинга: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки проведения мониторинга: сентябрь, апрель 2015-2016 учебного года (младшая группа)
Объект мониторинга: дети дошкольного возраста, воспитанники группы.
Количество детей в группе: 27 человека.
Диагностическая карта (3-4 лет)
Промежуточные результаты освоения образовательной области
«Музыка» детьми 2 младшей группы ГДОУ № 23 за 2015-2016 уч. г.
№ | Фамилия имя ребенка
| МУЗЫКА | ||||||||||||
Слушание | Пение | Танцевальные движения | Детские музыкальные инструменты | Итоговый балл | ||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||
Итоговый результат в % | 1 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
Оценка уровня развития | Итоговый результат на начало года | Итоговый результат на конец года: | Общий положительный результат | |||||||||||
высокий уровень развития | НАЧАЛО ГОДА | |||||||||||||
соответствует возрасту | ||||||||||||||
отдельные компоненты не развиты | КОНЕЦ ГОДА |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.1Перспективное планирование по образовательным областям
Программа составлена с использованием интеграции с другими образовательными областями.
Связь с другими направлениями
«Физическое развитие» | развитие физических качеств, необходимых для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Речевое развитие» | развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познавательное развитие» | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. |
«Социально-коммуникативное развитие» | формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. |
«Художественно-эстетическое развитие» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
- Содержание образовательной работы с детьми младшей группы
Формы работы: включение работы по образовательным областям в непрерывную непосредственно - музыкальную совместную деятельность с детьми, воспитателями и родителями, а именно в праздники, досуги , индивидуальную работу с детьми по слушанию, пению, музыкально- ритмической деятельности, дидактическим играм, музыкальной импровизации.
Образовательные области | Темы и направления деятельности | Основные задачи работы с детьми | |
IX 2015 | Социально- коммуникативное развитие | Осень. «Ранняя осень». Систематизация представлений | -формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций; -поощрять участие детей в совместных играх |
Познавательное развитие | - признаки в природе; -мир животных; -труд человека; | -расширять знания детей об осени, красоте природы -формировать обобщённые представления об осени как времени года, явлениях природы посредством музыки. | |
Художественно- эстетическое развитие | -быстро реагировать на двух и трёхчастную музыку -развивать образное восприятие музыки -воспитывать интерес к классической музыке; -совершенствовать музыкально-сенсорный слух; -петь разнохарактерные песни, протяжно-эмоционально, в заданном темпе, чисто интонировать; -ритмично двигаться в характере музыки; -свободно танцевать с предметами; -согласовывать пение с движениями в играх | ||
Речевое развитие | - поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении, стихотворении, просмотренной картине | ||
Физическое развитие | -формировать умение согласовывать движения; -ориентироваться в пространстве | ||
X 2015 | Социально- коммуникативное развитие | «Золотая осень». Расширение объема представлений об осени | -продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров во время игр, упражнений, танцев. |
Познавательное развитие | -формирование начал экологической культуры; | ||
Художественно- эстетическое развитие | -знакомить с особенностями музыки разных эпох; -воспитывать интерес к музыке русских и зарубежных композиторов -исполнять песни со сложным ритмом и широким диапазоном, чисто интонировать мелодию; -развивать песенное творчество; -закреплять умения: различного шага, бега; -импровизировать в свободных танцах | ||
Речевое развитие | закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков, отрабатывать интонационную выразительность речи | ||
Физическое развитие | расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, формировать правильную осанку во время выполнения упражнений, пения, игр. | ||
XI 2015 | Социально- коммуникативное развитие | «Поздняя осень». Расширение представлений об осени. | Развивать стремление импровизировать на не сложные сюжеты песен в коллективе; - формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций; |
Познавательное развитие | -развивать умение замечать изменения в природе; -расширять представления детей о родной стране, государственных праздниках. -закреплять знания о флаге, гербе и гимне России -воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. | ||
Художественно- эстетическое развитие | -определять музыкальный жанр произведения; -высказываться о характере звучания, различать оттенки настроения; -совершенствовать певческие навыки; -передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки; -отличать сильную долю, менять движения в соответствии с формой произведения; -побуждать к игровому творчеству -совершенствовать навык ориентировки в пространстве | ||
Речевое развитие | -развивать словарный запас для определения жанра, характера музыкального произведения, средств музыкальной выразительности | ||
Физическое развитие | -поощрять участие в совместных физических упражнениях; | ||
XII 2015 | Социально- коммуникативное развитие | Начало зимы. Систематизация представлений. | -развивать умение самостоятельно искать решения; -воспитывать умение радоваться самому и доставлять радость другим |
Познавательное развитие | - признаки в природе; -мир животных; -труд человека; | - расширение кругозора; -обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи; | |
Художественно- эстетическое развитие | -воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость намузыкальные произведения различного характера; -петь выразительно, правильно брать дыхание; -совершенствовать танцевальные движения; -четко и ритмично выполнять движения танцев, -вовремя и самостоятельно менять движения; -импровизировать под музыку, точно передавая игровые образы; -самостоятельно начинать движения после музыкального вступления. | ||
Речевое развитие | -помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом, строить высказывания. | ||
Физическое развитие | -совершенствовать основные движения | ||
I 2016 | Социально- коммуникативное развитие | Середина зимы. Систематизация представлений. | - формирование качеств социальной зрелости личности ребенка; -формирование игровых умений и навыков |
Познавательное развитие | - признаки в природе; -мир животных; -труд людей; | -развивать умение замечать изменения в природе | |
Художественно- эстетическое развитие | -определять и характеризовать музыкальные жанры; -сравнивать и анализировать произведения. -определять и характеризовать музыкальные жанры; -формировать представления о регистрах; -точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; -совершенствовать исполнение танцев, упражнений, хороводов, ритмично и чётко выполняя движения; -разнообразить танцевальные движения в свободных плясках; -выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом; в плясках; песни, танцы, игры, упражнения | ||
Речевое развитие | -формировать потребность делиться своими впечатлениями; -овладение речью, как средством общения и культуры | ||
Физическое развитие | -развивать разнообразные виды движений; -совершенствовать координацию движений рук и ног | ||
II 2016 | Социально- коммуникативное развитие | Конец зимы. Формирование понятий « Сезон- как время года» | -формирование качеств социальной зрелости личности ребенка; -в процессе игр развивать интерес к окружающему миру; |
Познавательное развитие | - признаки в природе; -мир животных; -труд людей; | -совершенствовать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, оркестра; -обогащать эмоциональный опыт. | |
Художественно- эстетическое развитие | -совершенствовать навыки восприятия звуков по высоте; -продолжать развивать тембровый, динамический слух, творческую активность; -определять движение мелодии; -чисто интонировать мелодии песен, начинать и заканчивать пение в заданном темпе; -петь естественным голосом, не выкрикивая окончания слов и музыкальных фраз; -самостоятельно менять движения в танцах, -ритмично и легко выполнять основные движения; -эмоционально доносить танец до зрителя; -уверенно выполнять танцы с предметами, образные танцы; в играх выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом; -побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений. | ||
Речевое развитие | -совершенствовать умение детей внятно произносить слова, фразы, окончания слов; развитие активного словаря звуковой и интонационной культуры речи; | ||
Физическое развитие | -развивать ловкость, выразительность и красоту движений | ||
III 2016 | Социально- коммуникативное развитие | Ранняя весна. Систематизация представлений. | -способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; - формирование игровых умений и навыков |
Познавательное развитие | -природные явления; -мир животных; | -развивать образные представления; -обогащать музыкальный опыт, вкус, память | |
Художественно- эстетическое развитие | -расширять музыкальные впечатления; -различать части произведения (вступление, куплет, припев, заключение) -различать вокальную, инструментальную музыку; -закреплять умение петь с динамическими оттенками, без музыкального сопровождения, солировать; сочинять простейшие мелодии в характере марша, танца; -самостоятельно и эмоционально исполнять танцы, согласованно с музыкальным сопровождением; -формировать умение владеть элементами русского народного танца; -согласовывать свои действия в музыкальных играх с музыкальным сопровождением; -совершенствовать исполнительские навыки; -формировать умение играть в оркестре. | ||
Речевое развитие | -развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||
Физическое развитие | -совершенствовать разнообразные виды движений; -способствовать активности в самостоятельной двигательной деятельности. | ||
IV-2016 | Социально- коммуникативное развитие | Середина весны. Систематизация представлений о временах года. | -формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций; -формировать исполнительские способности в коллективе; |
Познавательное развитие | -мир животных; -мир растений; | -развивать образные представления | |
Художественно- эстетическое развитие | -человек. -части суток. -дни недели | -накапливать музыкальные впечатления, углублять представления об изобразительных возможностях музыки -определять образное содержание музыкальных произведений; - расширять представления о музыкальных инструментах и их выразительных возможностях; | |
Речевое развитие | -Развитие активного словаря, звуковой и интонационной культуры речи; | ||
Физическое развитие | -формировать у детей активность в самостоятельно двигательной деятельности | ||
V-2016 | Социально- коммуникативное развитие | Весна Квалификация четырех времен. | формирование качеств социальной зрелости личности ребенка -формирование игровых умений и навыков; |
Познавательное развитие | -расширение кругозора | ||
Художественно- эстетическое развитие | -различать средства музыкальной выразительности; -накапливать музыкальные впечатления; -развивать звуковысотный и тембровый слух; -исполнять песни различного характера, начинать пение после вступления , естественным голосом; -выразительно и самостоятельно исполнять танцы; - передавать различные игровые образы; - инсценировать песни, импровизировать; -свободно танцевать с различными предметами; | ||
Речевое развитие | -совершенствовать диалоговую речь; -расширять понятийный словарь; | ||
Физическое развитие | -совершенствование двигательных навыков | ||
VI-2016 | Социально- коммуникативное развитие | Лето. Систематизация представлений о временах года: | -формировать представление о дружественном отношении друг к другу |
Познавательное развитие | Развивать и совершенствовать образные представления; -формирование начал экологической культуры развитию; | ||
Художественно- эстетическое развитие | -природные явления; -мир животных; -мир растений; -человек; | -способствовать развитию музыкальной памяти и слуха; -узнавать знакомые произведения, различать жанры; -петь выразительно, эмоционально, ритмично; -брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы; музыкальными фразами, удерживать его до конца двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; -способствовать развитию творческой активности во всех видах музыкальной деятельности | |
Речевое развитие | -развивать звуковую культуру речи | ||
Физическое развитие | -совершенствовать разнообразные виды движений | ||
VI1 2016 | Социально- коммуникативное развитие | Лето. | -формировать представление о дружественном отношении к друг другу |
Познавательное развитие | Систематизация представлений о временах года: | -расширение кругозора | |
Художественно- эстетическое развитие | -природные явления; -мир животных; -мир растений; -человек; | -способствовать развитию музыкальной памяти и слуха; -узнавать знакомые произведения, различать жанры; -петь выразительно, эмоционально, ритмично; -брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы; -до конца двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; -способствовать развитию творческой активности во всех видах музыкальной деятельности | |
Речевое развитие | -совершенствовать диалоговую речь; -расширять понятийный словарь; | ||
Физическое развитие | -совершенствовать разнообразные виды движений |
2.1.3.Перспективное планирование художественно-эстетического развития
Задачи:
- развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками;
- развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами;
- формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки;
- стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний;
- способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры);
- учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий;
Слушание:
- развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умение различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр;
Исполнительство:
- развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт, опыт манипулирования с предметами. Учить правильному звукоизвлечению. Уметь сравнивать разные по звучанию предметы. Учить сочетать музыкально-ритмические движения и игру на шумовых музыкальных инструментах; пользоваться элементарными вокальными певческими умениями в процессе подпевания взрослому, экспериментировать со звуками, играть в музыкально-дидактические игры. Участвовать в играх с шумовым оркестром, в музыкальных играх и танцах. Уметь проявить себя в сольном пении и совместном пении:
Творчество:
- развивать и обогащать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.
.
Цели и задачи музыкального воспитания:
- Развитие устойчивого отношения к музыке и интереса к музыкально-исполнительской деятельности, воспитание потребности в восприятии музыки;
- Продолжающееся обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;
- Активное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений её выражения в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной;
- Активизация слуховой сосредоточенности, музыкальной памяти и музыкального мышления;
- Развитие музыкально-исполнительской деятельности и элементарного детского творчества, способности к музыкальной импровизации;
- Становление музыкальной субкультуры ребенка
Формы работы. (раздел «Слушание) Возраст детей___от 3 до 4 лет___ | |||||||||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||||||
Формы организации детей | |||||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | ||||||
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях |
-Другие занятия Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов рассматрвание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; |
|
| ||||||
Формы работы. Раздел «Пение» | |||||||||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||||||
Формы организации детей | |||||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | ||||||
- на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности |
-песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий),
|
| ||||||
Формы работы Раздел «Музыкально-ритмические движения» | |||||||||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||||||
Формы организации детей | |||||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | ||||||
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры, хороводы - Празднование дней рождения |
|
|
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Способы и направления поддержки детской инициативы:
через «Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддержку самостоятельности (п.3.2.5.ФГОС ДО).
Развитие самостоятельности
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий.
Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия. Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
∙ учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами;
∙ изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
∙ быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники развиваются;
∙ при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
∙ совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
∙ предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
∙ планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
∙ оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений.
2.3 Специфика национальных, социокультурных условий
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Специфика условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса
Образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями развития Санкт-Петербурга.
Национально-культурные особенности города
Санкт-Петербург — город многонациональный, поэтому одно из приоритетных направлений педагогического процесса — воспитание толерантного отношения к людям других национальностей. В связи с этим в содержание образовательного процесса включено знакомство детей с русскими народными подвижными и хороводными играми, а так же с подвижными играми многих народов.
Климатические особенности города
Климатические условия Северо-Западного региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха.
В образовательном процессе учитываются климатические особенностей региона: время начала и окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.); длительность светового дня; погодных условий; состава флоры и фауны и др.
В образовательный процесс включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости. В середине года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводят спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, а также увеличивается продолжительность прогулок. В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, проводятся физкультурные праздники и досуги.
В теплое время – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
В течение года в группах проводятся тематические Дни здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми и др. Итогом таких дней являются проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, соревнований.
Демографические особенности города
В соответствии с ФГОС ДО совместная деятельность взрослых и детей организуется с учетом интеграции образовательных областей, используется тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса, для повышения эффективности образовательного процесса используются современные образовательные технологии.
Социальные особенности города
Социальный статус родителей воспитанников разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. В условиях современного «кризиса семьи» в образовательную программу включены совместные проекты для всей семьи, организована клубная работа, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и д.р.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Функциональное взаимодействие с родителями | Формы взаимодействия с родителями |
Информационно-консультативная деятельность | - определение и формулирование социального заказа родителей, определение приоритетов в содержании образовательного процесса; - анкетирование, опрос родителей; - информационные стенды для родителей; - индивидуальные консультации; - интернет. Сайт ГБДОУ; - презентация достижений; |
Просветительская деятельность | - лекции, беседы с родителями; - библиотечка для родителей; - педагогическая гостиная; - совместная разработка учебных пособий и дидактических игр; - информационные буклеты по заявленным родителями проблемам; - форум на сайте ГБДОУ |
Практико-ориентированная методическая деятельность | - дни открытых дверей; - практические семинары; - открытые занятия; - детско-родительские проекты; - выставки; - смотры-конкурсы; - ПМПк |
Культурно-досуговая деятельность | - развлекательные мероприятия; - акции; - музыкальные праздники; - день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.; - игровые семейные конкурсы, викторины |
Индивидуально-ориентированная деятельность | - коллективные творческие дела; - работа с картой индивидуального маршрута ребенка; - реализация индивидуальных программ развития ребенка, в том числе – одаренного; |
План работы с родителями на 2015-2016 уч. год.
Сентябрь
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Подготовка к учебному году | папка-передвижка «Необходимость удобной одежды и обуви на музыкальных занятиях»» «Заповеди Марии Монтессори» | предостеречь травматизм на музыкальных занятиях, воспиатние | Музыкальный руководитель Осокина И.Е. | выполнено |
2. | Досуг в День знаний по правилам дорожного движения | Стендовая консультация «Рекомендации родителям о методах знакомства детей с правилами ДД» | Предостеречь травматизм на дорогах | Осокина И.Е. | выполнено |
3. | Участие в родительском собрании | «Особенности музыкального развития детей 3-4 года жизни» | Познакомиться с родителями, нацелить на продуктивную совместную деятельность, осветить план на год, получить рекомендации и пожелания | Осокина И.Е. | выполнено |
4. | Досуг на улице «Едем помогать бабушке в деревню Репино» | Информационное объявление – приглашение на досуг Консультация «Правильно одеть ребёнка» Фотоотчёт досуга | привлечение родителей на праздничные мероприятия детского сада. Получение приятных впечатлений. | Воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель | выполнено |
Октябрь
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Консультация «Как знакомить детей с музыкой» | форум на сайте группы | просвятить | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | анкетирование | индивидуальная работа | выявление интересов, запросов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | «25 способов, чтобы ребёнок вас слушал» | стендовая консультация | помочь родителям в воспитании ребёнка | Осокина И.Е. | выполнила |
4. | Чайнворд «Нотка» | книжка-передвижка | семейное разгадывание кроссвордов | Осокина И.Е. | выполнила |
Ноябрь
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | «Капризы детей» | на сайте | помочь в воспитании ребёнка | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | «Пальчиковые игры, как средство развития речи» | стэндовая консультация | развивать играя | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | «Театротерапия | консультация | Осокина И.Е. | ||
4 | Досуг «День матери» | Поздравительный лист Приглашение на день матери с расписанием досугов Консультация «Правила поведения родителей на празднике» | Получение положительных эмоций от совместно-проведённого мероприятия, развитие сплоченности детей и родителей | Музыкальный руководитель, воспитатели | выполнила |
Декабрь
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Индивидуальные беседы с родителями Информационный биллютень | «Письмо Деду Морозу» | Помочь ребёнку полностью отобразить сказочный образ
возможность загадать желание ребёнку | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | Информационный биллютень | «Где живёт Снегурочка» | узнать о Снегурочке, возможность посетить её родину | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | Участие в родительском собрании | «Подготовка к Новому Году» | распределение ролей, подготовка костюмов и аттрибутики | Осокина И.Е. | выполнила |
4. | Новогодний праздник Стендовая информация | Консультации «Подготовить новогодний костюм, распределение ролей» Консультация «Правила поведения родителей на празднике» фотоотчёт | Положительные эмоции | Осокина И.Е. | выполнила |
Январь
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | игры с пальчиками | пальчиковые игры | развитие речи, посредством пальчиковых игр | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | Мастер-класс | Создание домашнего оркестра | пополнение шумового оркестра | Осокина И.Е. | выполнила |
Февраль
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | консультация о театре | «Семейный театр» | организация домашнего отдыха | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | Игры с пальчиками | пальчиклвые игры | развитие речи, посредством пальчиковых игр | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | Досуг ко Дню Армии | Поздравительный стенд | положительные эмоции | Осокина И.Е. | выполнила |
4. | Праздник ко дню Армии | подготовка к празднику (изготовление эмблем, выбор девизов, название команд) | соучастие в подготовке досуга | Осокина И.Е. | выполнила |
Март
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Праздник «Мамин день» Участие родителей Поздравительный стенд | Назначение ролей, обсуждение костюмов для детей и взрослых | Заинтересовать и провести совместный праздник вызвать положительные эмоции | Осокина И.Е. | выпольнила |
2. | «Встречаем Масленицу» Участие родителей в танцах, играх | Консультация Практикум | Заинтересовать и провести совместный праздник вызвать положительные эмоции | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | «Несколько правил отказа» | на сайте | просвятить | Осокина И.Е. | выполнила |
4. | Игры с пальчиками | консультация | развитие речи посредством пальчиковых игр | Осокина И.Е. | выполнила |
Апрель
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | «10 правил как воспитывать ребёнка» | на сайте | воспитание | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | День открытых дверей | Консультация, фотостенд, непосредственная музыкальная деятельность | Заинтересовать родителей музыкально-образовательной деятельностью выбранного учреждения | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | Консультация для родителей «Детский театр» | на сайте группы | возможность выбора детских площадок для отдыха с ребёнком | Осокина И.Е. | выполнила |
4. | Пальчиковая гимнастика | Обсуждение ролей, костюмов для детей и взрослых разучивание танцев | сделать танец более ярким, запоминающим | Осокина И.Е. | выполнила |
Май
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Праздник «День Победы» | поздравительный лист | положительные эмоции | Осокина И.Е. | выполнила |
2. | Выступление детей на родительском собрании вновь поступающих детей | музыкальные номера детей | создать благоприятную обстановку мероприятия, оставить положительный отзыв о д/с | Осокина И.Е. | выполнила |
3. | Пальчиковая гимнастика | консультация на сайте | развитие речи | Осокина И.Е. | выполнила |
4. | выступление на родительском собрании по результатам музыкального развития детей по окончании года | доклад | осветить итоговые результаты | Осокина И.Е. | выполнила |
Июнь
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | «Игры, которые можно провести дома» | на сайте | как правильно организовать семейный отдых | Осокина И.Е. | |
2. | День защиты детей | объявление - приглашение на праздник. Фото-видео-отчёт | привлечение родителей на праздничные мероприятия детского сада. Получение приятных впечатлений. | Осокина И.Е. | |
3. | индивидуальные консультации | беседы, консультации (книжка-передвижка) | просвятить | Осокина И.Е. | |
4. | пальчиковые игры | консультация (книжка-пережвижка) | развитие речи | Осокина И.Е. |
Июль
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Праздник Нептуна | объявление-приглашение на праздник, фото-видеоотчёт | привлечение родителей на праздничные мероприятия детского сада. Получение приятных впечатлений. | Осокина И.Е. | |
2. | пальчиковые игры | консультация (книжка-передвижка) | развитие речи | Осокина И.Е. | |
3. | индивидуальные консультации | беседы, консультации (книжка-передвижка) | просвятить | Осокина И.Е. | |
4. | «Игры в дороге» | на сайте | разнообразить семейный досуг | Осокина И.Е. |
Август
№ | Активные формы работы | Наглядная информация, индивидуальная работа | цель | ответственные | Отметка о выполнении |
1. | пальчиковые игры | консультация (книжка-пережвижка) | развитие речи | Осокина И.Е. | |
2. | индивидуальные консультации | беседа, консультация | просвятить | Осокина И.Е. |
Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы, позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования.
Необходимые условия:
- совместные усилия семьи и ДОУ в оказании помощи и поддержки ребенку;
- уважение и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение вопросов воспитания, обучения и развития ребенка;
- проявление терпимости и деликатности в общении с ребенком;
- воспитание у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогу, близким людям).
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Мы понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.
Под включением родителей в деятельность по реализации целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) понимается их участие в:
- стратегическом, тактическом, оперативном планирование на всех уровнях: организационных форм обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- разработке, согласовании рабочей программы музыкального развития детей дошкольного возраста, планов совместной работы;
- создании творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными достижениями;
- организации современной развивающей среды в группах по музыкально-художественной деятельности;
- оказании дополнительных услуг музыкально-художественной деятельности.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
В рабочей программе определено содержание образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» с детьми 3 – 7-го года жизни:
- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
и др.)
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей младшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность нагрузки непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей 3-4 лет составляет: 15 мин 2 раза в неделю, досуги - 15 мин. 1 раз в месяц, праздники- 25-30 мин.
Музыкальные занятия состоят из трех частей.
- Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ; эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
- Заключительная часть.
Игра или пляска.
Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка
Модель организации процесса развития детей в музыкальной деятельности
ПЕНИЕ | ||
ЗАДАЧИ | МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ | СРЕДСТВА |
для детей 4-го года жизни | ||
| продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора (песенки,потешки, частушки);
-Показ называнием игрушек(кукла Маша пляшет) Просьба произнести или пропеть слово Объяснение
-показ игрушек -показ картинки
-дикция -правильное дыхание -звукообразование
| продолжать разучивать с детьми малые формы фольклора (песенки,потешки, частушки);
игры с пением; -игры для дыхательной гимнастики; -давать слушать детские песенки и поддерживать звукоподражание; -вместе с детьми повторять песенки; -стимулировать запоминание детьми песенок; -строить занятие в форме совместной игры с детьми |
3.2. Структура образовательного процесса
Распорядок работы музыкального руководителя с участниками образовательного процесса
Время проведения | Содержание работы |
Понедельник | |
12.00-15.15 | Консультативно-методическая работа с воспитателями 2 младшей группы, 1 неделя |
15.15-15.40 | досуг 2 младшей группы ,1 неделя |
16.40-17.00 | Консультативно-методическая работа с родителями: 2 младшей группы, 1 неделя |
Вторник | |
9.15-9.30 | Совместная деятельность с детьми 2 младшей группы |
Четверг | |
9.15-9.30 | Совместная музыкальная деятельность с детьми 2 младшей группы |
12.05-12.15 | Индивидуальная работа с детьми 2 младшей группы |
Совместная деятельность проводятся 2 раза в неделю по 15 минут , 30 минут в неделю
3.3. Режим двигательной активности
Примерный режим двигательной активности
2 младшей группы
2015 – 2016 учебный год
№п/п | виды двигательной активности | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
1 | Утренняя гимнастика | 6 мин. | 6 мин. | 6 мин. | 6 мин. | 6 мин. |
2 | Физминутка | 2 мин. | 2 мин. | 2 мин. | 2 мин. | 2 мин. |
3 | Динамическая пауза | 10 мин. | 10 мин. | 10 мин. | 10 мин. | 10 мин. |
4 | НОД Физическая культура | 15 мин. | 15 мин. | |||
5 | НОД Музыка | 15 мин. | 15 мин. | |||
6 | Подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке | 20 мин. | 20 мин. | 20 мин. | 20 мин. | 20 мин. |
7 | Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке | 60 мин | 60 мин | 60 мин | 60 мин | 60 мин |
8 | Бодрящая гимнастика | 5мин | 5мин | 5мин | 5мин | 5мин |
9 | Подвижные игры и физические упражнения на вечерней прогулке | 20 мин. | 20 мин. | 20 мин. | 20 мин. | 20 мин. |
10 | Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке | 70 мин | 70 мин | 70 мин | 70 мин | 70 мин |
11 | Физкультурный досуг | 15 мин (1 раз в месяц | ||||
ИТОГО | 208 мин. | 208 мин. | 208 мин. | 208 мин. | 198 мин. |
3.4. Специфика организации и содержания традиционных событий, праздников, мероприятий.
Задача музыкального руководителя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)
Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно - как «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.
Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводятся дополнительные занятия по выбору дошкольного учреждения: компьютерные игры, иностранный язык, ритмика и т.п. В это время планируются также тематические вечера досуга, занятия в кружках, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.
Планирование досуговой деятельности
месяц | праздники | досуги |
Сентябрь | 2.«Вспомним правила, играя» ПДД» (на улице) | 2.«Здравствуй, садик» 3.«Вспомним лето» 4.Музыкально-дидактические игры |
октябрь | 1.«В гости к бабушке Миланьи в Репино» | 2.«Осенний теремок» 3.Танцевальный вечер 4.Играем в оркестр |
ноябрь | 1.День матери «Цветок желаний» | 2.Театр картинок «Колобок» 3.Кукольный театр «Яблонька» 4. хороводные игры |
декабрь | 4.Новогодний праздник «Магазин игрушек» | 1.Музыкально-дидактическая игра 2.Театр картинок «Зайкина избушка» 3.Вечер игр, песен, танцев (новогодний репертуар) |
январь | 1.Концерт «Старшие малышам» 2. Прощание с ёлкой | |
февраль | 1. «Путешествие снежинки» 2.Музыкально-дидактическая игра 3. 4. | |
март | 1. «Как малыши искали курочку Рябу» | 2.Концерт «Старшие малышам» 3.Масленница 4. Шумовой оркестр |
февраль | 1.Театр игрушек «Кто сказал мяу?» 2.Пальчиковые игры 3.Танцевальный вечер 4. Музыцирование | |
апрель | 1.Драматизация сказки «Курочка Ряба» 2. Пальчиковые игры 3.Машины разные бывают 4.Музыцирование | |
май | 1.играем в оркестр 2.Танцевальный вечер 3.мои любимые игрушки 4.Где живут ноты | |
июнь | 1.День защиты детей | 2.путешествие в лес 3.Ритм! 4.Любиме инструменты |
июль | 1. Здравствуй, лето | 2.Ура, каникулы! |
3.5.Организация предметно-пространственной среды (аналитическая справка)
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. И. Каплунова. «Ладушки» Конспекты занятий и. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» 4. Диски 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» 6. Музыкальный центр «Sa». 7. Мультимедийный интерактивный проектор «Mimio» |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | 1. «Птица и птенчики» 2. «Мишка и мышка» 3. «Чудесный мешочек» 4. «Курица и цыплята» 5. «Петушок большой и маленький» 6. «Угадай-ка» 7. «Кто как идет?» | 1. Музыкальное лото «До, ре, ми» 2. «Лестница» 3. «Угадай колокольчик» 4. «Три поросенка» 5. «На чем играю?» 6. «Громкая и тихая музыка» 7. «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | 1. «Колпачки» 2. «Солнышко и тучка» 3. «Грустно-весело» | 1. «Грустно-весело» 2. «Выполни задание» 3. «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | 1. «Прогулка» 2. «Что делают дети» 3. «Зайцы» | 1. «Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие 3. «Определи по ритму» |
Вид музыкальной деятельности | Наглядно-иллюстративный материал |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. 3. Разноцветные шарфы - 25 штук. 4. Разноцветны платочки – 50 штук. 5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. 7. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки. |
4. Игра на детских музыкальных инструментах | Детские музыкальные инструменты: 1. Неозвученные музыкальные инструменты - бесструнная балалайка – 5 штук; - трехступенчатая лестница; - звуковые открытки – 3 штуки; - гитара – 3 штуки. 2. Ударные инструменты: - бубен – 7 штук; - барабан – 6 штук; - деревянные ложки – 10 штук; - трещотка – 1 штука; - треугольник – 5 штук; - колотушка – 2 штуки; - коробочка – 3 штуки; - музыкальные молоточки – 2 штуки; - колокольчики – 20 штук; - металлофон (хроматический) – 2 штуки; - маракас – 7 штук; - металлофон (диатонический) – 10 штук; - ксилофон – 9 штук; 3. Духовые инструменты: - свистульки – 3 штуки; - дудочка – 1 штука; - губная гармошка – 2 штуки; 4. Струнные инструменты: - арфа; - цитра. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды развития детей в музыкальной деятельности
- альбомы с иллюстрациями по основной программе;
- атрибуты к настольным музыкально-дидактическим играм;
- атрибуты для импровизации (элементы костюмов);
- музыкальные уголки.
Задачи:
- организация музыкальных игр;
- побуждать детей к самостоятельному музицированию на ДМИ;
- побуждать детей к двигательной импровизации под музыку с предметами и без них;
- побуждать к использованию пения в самостоятельных играх;
- побуждать к импровизации знакомых песенок и попевок с использованием элементов костюмов.
3.6. Список литературы
- ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ № 761 от 01.07.2012 г. « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- -СанПиН от 15.05 2013 г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13.Санитано-эпидемиологические правила и нормативы…»)»
- - Закон Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 г. «Об образовании в Санкт-Петербурге» -Конвенции о правах ребёнка ООН;
- Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса, Комарова, переработанная авторским коллективом в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
- Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская.- Детство-Пресс, С-П, 2010г.
- Каплунова. Музыкальные занятия - разработки и тематическое планирование. Вторая младшая группа. Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г.
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.
- Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М., 1997.
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
- Равчеева И.П. «Настольная книга музыкального руководителя» - «Учитель», Волгоград, 2014г.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
- Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
- Шкляр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000.
- Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1997.
- Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. – М., 1972.
- Радынова О.П. Слушаем музыку – М., 1990.
- Мартынов И.И. ЗолтанКодай: Монография. – М.,1983.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Радынова О.П., Катинене А.Н., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
- Эстетическое воспитание в детском саду / Под.ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1987.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1988.
- Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
- Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1983.
- Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1984.
- Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
- Абелян Л.М. Забавное сольфеджо: Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
- Усова О.В. Программа Развитие личности ребенка средствами хореографии». Театр танца. Для детей 3 – 6 лет. – Екатеринбург, 2001
- Усова О.В. Учебно-методическое пособие. Театр танца О. Усовой. – Шадринск, 2003.
- Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. Книга для музыкального руководителя детского сада. – М., 2003
- Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.
- Музыка в детском саду. Первая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1990.
- Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1989.
- Музыка в детском саду. Средняя группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1987.
- Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1986.
- Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1985.
- Кленов А. Там, где музыка живет. – М., 1994.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей разновозрастной группы (4-6 лет) на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа образовательной деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год (далее рабочая программа) разработана в соответствии с основной образова...
Рабочая программа образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности №3 для детей с задержкой психического развития от 5 до 7 (8) лет
Содержание:Целевой раздел:Пояснительная записка………………………………………………&helli...
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа образовательной деятельности второй группы детей раннего возраста от 1 до 2 лет.
Рабочая программа воспитателя ДОУ группы раннего возраста на 2020 - 2021 учебный год по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздк...
Рабочая программа образовательной деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания для детей 1 – 3 лет на 2018 /2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ...
Рабочая программа образовательной деятельности разновозрастной группы (1 младшая и 2 младшая группы) общеобразовательной направленности
Рабочая Программа является составным компонентом основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Чернокурьинского детского сада Карасукского района...