Статья «Требования к педагогу в соответствии с профессиональным стандартом педагога»
консультация

Людмила Ивановна Кузнецова

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_trebovaniya_k_pedagogu_dekabr.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Требования к педагогу в соответствии с  профессиональным стандартом педагога»

Подготовила

Кузнецова Л.И.

Зам .зав. по увр ГБДОУ№11

Консультация для педагогов

«Требования к педагогу в соответствии с  профессиональным стандартом педагога»

                                                 

Формально педагог - дошкольник не попадает под категорию «учитель», но принятый Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того в новом законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и общего образования и учителя.

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который  вступит в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую , обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с     психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности  у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  •  Владеть ИКТ - компетенциями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми  раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. 

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.                                                                      

Воспитатель должен уметь  сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка.

Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора.  Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагог  дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как  с детьми и  родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.  Воспитатель должен показывать своим воспитанникам  безукоризненное поведение. Ведь  дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен  стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.   С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.  

 Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным  качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь  рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.                                                              

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.                                                                                                    Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить   добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

  На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания.

Памятка для педагога

Необходимые умения педагога ДОУ: 

Организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая  развитие детей

Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

Реализовывать педагогические методики физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных  программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания:

 Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

Знать основные принципы психологических подходов: культурно-исторического,  деятельностного  и личностного. 

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

Знать основы теории физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

 Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.

Уметь проявлять терпение, быть доброжелательным и беспристрастным, понимать возможности каждого ребенка.

 Следить за собственной культурой речи, поведения и общения.

Следить за изменениями в культуре для детей (книги, фильмы, игрушки ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС"

В статье описываются современные требованиям к педагогам в соответствии с профессиональным стандартом....

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО...

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО...