Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ
статья
Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени профессиональной компетенции, а так же от уровня мотивационно-ценностной ориентации на свою профессию. Для современного дошкольного образования требуется не просто педагог - носитель информации приглядывающий за детьми, а необходим педагог, свободно и активно мыслящий, моделирующий воспитательно-образовательный процесс, способный генерировать и воплощать новые идей и технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.И. Дубовик, заведующий ГБДОУ
О.А. Федосейкина, старший воспитатель
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени профессиональной компетенции, а так же от уровня мотивационно-ценностной ориентации на свою профессию. Для современного дошкольного образования требуется не просто педагог - носитель информации приглядывающий за детьми, а необходим педагог, свободно и активно мыслящий, моделирующий воспитательно-образовательный процесс, способный генерировать и воплощать новые идей и технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время становится очевидным, что для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить среднее профессиональное или высшее образование и на этом остановиться. Высокий темп развития информационных технологий, изменяющиеся запросы общества, его социальная ситуация развития являются факторами двигающими педагогов к потребности пополнять свои знания, расширять их за счет информации в других областях. Как результат этого становится актуальной и востребованной концепция непрерывного образования.
На сегодняшний день воспитатели и специалисты дошкольных образовательных организаций имеют широкий выбор программ курсовой подготовки, которую можно пройти как в очной форме, так и дистанционно, используя Интернет ресурсы. Однако все больше востребованы новые формы организации повышения квалификации, способные удовлетворить потребности всех педагогов в позициях непрерывности и адресности: клубы, проблемные и творческие группы, виртуальные педагогические сообщества, распространение инновационного опыта в сети.
Одной из задач методической работы в дошкольной образовательной организации является создание оптимальных условий для повышения общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, выявление и пропаганда педагогического опыта. Здесь от старшего воспитателя требуется поиск новых и эффективных форм организации методической работы. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами (библиотекой, детской поликлиникой, учреждениями дополнительного образования детей и др.), а также между дошкольными организациями района и города, приобретает в последние годы широкое распространение.
В настоящее время сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями является одним из мощных ресурсов повышения квалификации педагогов, активного вовлечения воспитателей и специалистов детского сада в методическую деятельность.
В 2016/2017 учебном году методической службой нашего дошкольного учреждения было организовано сетевое взаимодействие с ГБДОУ детский сад № 49 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Взаимодействие строилось на основе следующих принципов:
1. Принцип результативности — ориентация деятельности в целом, так и отдельных ее участников, на решение конкретных образовательных задач, способствующих повышению доступности, качества и социальной эффективности дошкольного образования.
2. Принцип целостности — единство и непротиворечивость нормативно-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций — участников сетевого взаимодействия.
3. Принцип добровольности и открытости – осуществляется возможность вхождения в сеть новых участников, а также выхода из неё, с учётом социально-педагогической целесообразности.
Для реализации данного направления работы были проведены следующие мероприятия:
- определены значимые направления взаимодействия между детскими садами;
- разработан план методических мероприятий для педагогов, открытых мероприятий с детьми;
- сформирована инициативная группа для реализации данного проекта.
Взаимодействие педагогов было спланировано в рамках годового семинара «Игра – как форма организации детской жизни» через разнообразные формы работы:
-семинар-практикум «Игра – как фактор всестороннего развития ребёнка»,
-педагогический аукцион,
-консультация «Лэпбук – как вид совместной деятельности взрослого и ребёнка»,
- открытый показ деятельности с детьми и другие.
Нами было отмечено, что участие педагогов в подготовке и проведении мероприятий с коллегами содействовало не только повышению педагогической компетенции участников сетевого взаимодействия, но так же способствовало повышению мотивационной готовности субъектов образовательного процесса к изменению содержания образования. Взаимообогащение, изучение, анализ и внедрение в практику
Слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия создаёт условия для профессионального развития педагогов, но так же повышает рейтинг детского сада и формирует его положительный имидж.
Список литературы:
1. Головина Б.Г. Управление ДОУ в режиме сетевого взаимодействия // [Электронный ресурс] http://detstvogid.ru
2. Рачкова Е.В. Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений. //Современное дошкольное образование – 2008 г. - № 3
2. Цыс И.Н., Гоцуляк Н.В. Оптимизация методической работы с использованием муниципального сетевого взаимодействия //Управление ДОУ. 2016. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.
В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...
Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.
Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральны...
« Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия».
Развитие компетенций педагогов в системе сетевого взаимодействия...
"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...
«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...
«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ
. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскр...