«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»
презентация
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива ДО не может оставаться в стороне. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1.pptx | 1.87 МБ |
professionalnaya_kompetentnost_pedagogov_v_organizatsii_vzaimodeystviya_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Конвенция о правах ребенка • Конституция РФ • Закон «Об образовании» • Семейный кодекс
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка «Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников» «Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов
Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников 1-я стадия Поиск контактов при первой встрече . Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. 2-я стадия Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивать его индивидуальность, неповторимость.
3-я стадия Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей 4-я стадия Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи.
5-я стадия Реализация индивидуального подхода. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка. 6-я стадия Совершенствование педагогического сотрудничества. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.
Профессиональная компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников
Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями; Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»; Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей; Обладает высокой степенью диалогичности (умеет вести диалог) В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и др. профессиональные качества; Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания и образовательных потребностей родителей; Учитывает социальные запросы родителей при организации общения с ними; Умеет планировать предстоящее общение, подбирает необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей Обладает развитыми коммуникативными навыками
Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников – индивидуальные; – подгрупповые; – коллективные; – традиционные/нетрадиционные
Традиционные формы взаимодействия ДО с семьями: 1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации. 2. Общие и групповые собрания. 3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей Информационно-аналитические Проведение социологических срезов, опросов Анкеты Индивидуальные беседы Картотека «Педагогическая копилка: «Родители для педагогов», «Педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства) «Почтовый ящик» Переписка по электронной почте
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей Досуговые Совместные досуги, праздники Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Дни добрых дел Турниры знатоков КВН совместные экскурсии
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей Познавательные Педагогическая лаборатория Семинары-практикумы Педагогическая конференция, круглый стол Дискуссии, деловая игра Родительские чтения Мастер – классы Педагогическая гостиная Исследовательская, проектная деятельность «Родительский Университет»
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей Наглядно-информационные Информационные проспекты для родителей Дни открытых дверей Выпуск газет Выставки работ Буклеты Электронные газеты Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду.
Предварительный просмотр:
«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников»
Слайд №1, 2 Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.
Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива ДО не может оставаться в стороне. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДО.
Слайд №3 Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней – Конвенция о правах ребенка, Конституцией РФ, Законе «Об образовании», семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов – ДО в том числе, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Слайд №4 Так ли важно сотрудничество с родителями?
Сотрудничество с родителями способствует тому, чтобы дети росли здоровыми, жизнерадостными, счастливыми, активными, жизнелюбивыми, общительными и гармонически развитыми личностями.
А установление тесного и эффективного взаимодействия с семьей – часть профессионализма педагогического состава ДО
Слайд № 5 Говорили ли вы когда-нибудь такую фразу, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество ДО с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают?
Семья взаимодействует с ДО или ДО с семьей?
Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос:
Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия?
(Конечно же, нет)
Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, то оно, является наивысшей точкой взаимодействия ДО и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.
Слайд № 6 Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников
1-я стадия
Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
Слайд № 7
З-я стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия
Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
Слайд № 8
5-я стадия
Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Слайд № 9 Все вышесказанное приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Вопрос:
Из чего складывается успех общения?
(из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера – услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию)
Так что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в организации взаимодействия с семьями воспитанников?
Слайд № 10 Отвечая на этот вопрос мы намечаем Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в организации взаимодействия с родителями воспитанников:
• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании
• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
• Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• Обладает высокой степенью диалогичности (умеет вести диалог)
• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и
• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания и образовательных потребностей родителей;
• Учитывает социальные запросы родителей при организации общения с ними;
• Умеет планировать предстоящее общение, подбирает необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей
• Обладает развитыми коммуникативными навыками
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются :
• Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
• Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Слайд № 11 Выделяются следующие формы работы во взаимодействии педагогов с семьями воспитанников
– индивидуальные;
– подгрупповые;
– коллективные;
– традиционные/нетрадиционные
Слайд № 12: Традиционные формы работы ДО с семьями воспитанников:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Слайд № 13 В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы
Информационно-аналитические ЦЕЛЬ: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов
Анкеты
Индивидуальные беседы
Картотека «Педагогическая копилка :«Родители для педагогов», «Педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)
- «Почтовый ящик»
- Переписка по электронной почте
Слайд № 14 Досуговые - Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
- Совместные досуги, праздники Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
- Дни добрых дел
- Турниры знатоков
- КВН
- совместные экскурсии
Слайд № 15 Познавательные - Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
• - Педагогическая лаборатория
Такое мероприятие рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. В начале года проводится анкетирование. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения.
- Семинары-практикумы знакомят родителей, с какими – то понятием, и в ходе мероприятия обучают различным упражнениям, помогают применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем семинара – практикума может звучать так: «Как помочь ребенку стать успешным». На семинаре – практикуме могут выступать логопед, психолог и другие специалисты, даже сами родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
- педагогическая конференция. Форма работы с родителями, где проводится подготовительный этап перед мероприятием. Родителям заранее дается какое – либо задание по определенной теме.
- дискуссии.
Интерактивная форма работы с родителями, позволяющая высказать различные точки зрения на предмет обсуждения. Позволяет увидеть проблему с разных сторон, и приобрести новое видение и решение проблемы. Одна из дискуссионных форм общения с родительским коллективом является родительские ринги. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами
- деловая игра
имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения. Работа родителей проходит по группам. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения.
- круглый стол
Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, позволяет обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Такая форма работы помогает родителям услышать компетентные высказывания разных специалистов по обсуждаемой проблеме, приобрести новое видение проблемы и ее решения
- педагогическая библиотека для родителей, родительские чтения
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса.
- Мастер – классы. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести небольшой урок мастер - класс, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, что у них получается или как сделать так, чтобы получилось. В конце собрания подводится итог.
- педагогическая гостиная
- устные педагогические журналы,
- игры с педагогическим содержанием
- мини-собрания
- исследовательская, проектная деятельность
- Интернет-журнал
- «Родительский Университет»
Цель такой формы взаимодействия : установление партнерских отношений с родителями; объединение усилий для развития и воспитания детей. "Университет для родителей" - форма живого общения родителей и специалистов ОУ. Структура работы предусматривает ежемесячные встречи педагогов ОУ, специалистов с родителями с сентября по май. Участниками могут быть все желающие родители.
Слайд № 16 Наглядно-информационные. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
- Информационные проспекты для родителей
- дни (недели) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.
- выпуск газет
- организация мини-библиотек
- выставки работ
- Буклеты
- Электронные газеты
- Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности
- Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в д/с
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны для активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : новизна, оригинальность, востребованность, интерактивность.
Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Слайд № 17 Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса
Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
В содержание профессиональной компетентности входят следующие компоненты:
Слайд № 18 Личностные качества и установки (личностный компонент)
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Слайд № 19 Знания (содержательный компонент)
о семье
об особенностях семейного воспитания
о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
о методах изучения семьи
о современных формах организации общения
о методах активизации родителей.
Слайд № 20 Умения и навыки (деятельностный компонент)
Умение преодолевать психологические барьеры общения
Владение методами изучения семьи
Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
Умение ориентироваться в информации
Умение конструировать программу деятельности с родителями
Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Слайд № 21 Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Слайд № 22 Примерный кодекс общения педагогов с родителями:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Нам, педагогам, в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.
Слайд № 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное мастерство воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие с семьей воспитанников детского сада...
Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников
Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников...
Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.
Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральны...
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).
Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...
"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...
«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...