Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования"
проект
Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».
Работа по проекту начиналась с изучения теоретических основ проектной деятельности в ДОУ. Перед этим были проанализированы результаты анкетирования воспитателей по вопросу готовности к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации воспитательного - образовательного процесса. Воспитатели изучили литературу по методике проектной деятельности. В результате был сделан вывод о том, что самостоятельность и инициативность в детской деятельности имеют очень важное значение. В ходе работы над планированием по проекту был выделен примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках данной технологии. Все воспитатели оказались задействованы в работе творческих микрогрупп. Обозначенная тематика проектов соответствовала содержанию единого тематического пространства. Были представлены групповой и межгрупповой типы проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект управленческий | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Повышение профессиональной компетентности педагогов
через освоение технологии проектирования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80»
Контактная информация: т.222-89-98
Сроки выполнения: с января 2018г. по май 2019г.
Краткое описание проекта: управленческий проект по созданию механизма интеграции технологии проектирования в систему методической работы дошкольного учреждения
Актуальность
Современному дошкольному учреждению в условиях реализации ФГОС ДО требуется постоянно повышать качество воспитательно-образовательной работы. Одним из важных и ключевых компонентов в этой системе, от которой зависит эффективность работы ДОУ - высокий профессиональный уровень педагогов. Освоение технологии проектирования позволяет педагогам успешно внедрять в образовательный процесс метод детско-взрослого проекта, проектировать свою образовательную деятельность с учетом современных требований и реалий.
Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми. К одной из таких практик, через которую ребенок входит в мир культуры, относится проектная деятельность. Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Именно поэтому высокая профессиональная компетентность воспитателей в области проектирования является непременным условием качественного и эффективного руководства этой образовательной практикой.
На основе данных, полученных при изучении уровня профессиональной компетентности педагогов, были выявлены противоречия, и на их основе была сформулирована проблема: неумение педагогов работать в режиме проектирования, преобладание информационного подхода к управлению методической работой.
Цель проекта: Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством разработки механизма интеграции технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи:
- Создать в педагогическом сообществе атмосферу необходимости внедрения технологии проектирования;
- Разработать план повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения; разработать Положение конкурса в ДОУ «Калейдоскоп проектов»;
- Изменить подход к управлению методической работы с информационного на личностно-ориентированный;
- Создание системы мотивации педагогических работников на достижение конечных результатов
Деятельность в рамках проекта
Для внедрения технологии проектирования в ДОУ был реализован проект методической работы «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования».
Работа по проекту начиналась с изучения теоретических основ проектной деятельности в ДОУ. Перед этим были проанализированы результаты анкетирования воспитателей по вопросу готовности к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации воспитательного - образовательного процесса. Воспитатели изучили литературу по методике проектной деятельности. В результате был сделан вывод о том, что самостоятельность и инициативность в детской деятельности имеют очень важное значение. В ходе работы над планированием по проекту был выделен примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках данной технологии. Все воспитатели оказались задействованы в работе творческих микрогрупп. Обозначенная тематика проектов соответствовала содержанию единого тематического пространства. Были представлены групповой и межгрупповой типы проекта.
В каждой творческой группе воспитателей с прямой и косвенной помощью старших воспитателей и заместителя по УВР осуществлялось применение следующих методов: метод мозгового штурма (получение максимального количества предложений при создании модели проекта); метод структуризации (разделение неопределенной сложной проблемы на более мелкие, поддающиеся анализу); метод дерева целей (использование иерархической структуры деления общей цели на подцели, и далее на более детальные составляющие).
Особое внимание педагогов было обращено на специфику работы с детьми в условиях проекта, отмечены такие моменты, как введение доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, тактичное поощрение самостоятельности ребенка, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу, обязательность тщательной подготовки заключительного этапа проекта – презентации.
Одним из важных этапов деятельности явилась технологическая (стадия реализации) фаза детско-взрослого проектирования, на которой старшим воспитателем и руководителем ДОУ производился оперативный контроль и коррекция деятельности, предоставлялась необходимая методическая помощь.
Конференция-презентация авторских детско-взрослых проектов в ДОУ стала одним из главных мероприятий на завершающем этапе. Презентация детско-взрослых проектов прошла успешно.
В дальнейшем предполагается проведение круглого стола, публикация материалов на сайте, участие проектов в конкурсах различного уровня.
План работ по проекту
Мероприятия | Сроки | Результат | Ответственный | |
1 | Анкетирование педагогов и родителей | Январь 2018г. | Аналитическая справка | Старшие воспитатели |
2 | Мониторинг качества воспит.-образовательного процесса в ДОУ | Январь 2018г. | Зам.зав.по УВР | |
3 | Организация работы аналитической группы с материалами, полученными в ходе анкетирования | Февраль 2018г. | Выявление противоречий, формулир-е проблемы, целеполагание | Старший воспитатель |
4 | Организация творческих групп по соответствующим направлениям проекта | Февраль 2018г. | Создание пяти творческих групп | Старший воспитатель |
5 | Корректировка плана реализации проекта, внесение изменений в карту «Стимулирующие выплаты для воспитателей» | Март 2018г. | Утверждённые коррективы | Заведующий Старший воспитатель |
6 | Разработка Положения конкурса «Калейдоскоп проектов» Консультация «Технология проектирования: методы и приемы» | Апрель 2018г. | Положение о проведении конкурса «Калейдоскоп проектов» | Заведующий, Председатель ПК, старшие Воспитатели, Педагог-психолог |
7 | Представление и утверждение плана реализации проекта на заседании педагогического совета, коллективная конкретизация плана проекта. | Май 2018г. | Утверждение проекта | Заведующий, зам.зав.по УВР |
8 | Проведение семинара «Проектная деятельность в детском саду» | Сентябрь-октябрь 2018г. | Повышение профессиональной компетентности педагогов | Старший воспитатель, старший преподаватель ИПК ККРО |
9 | Работа творческих микрогрупп по созданию проектов | Сентябрь – октябрь 2018г. | Проекты | Старший воспитатель |
10 | Оперативный контроль, коррекция, предоставление методической помощи | По ходу реализации | Карты контроля | Зам.зав.по УВР, старшие воспитатели |
12 | Презентация проектов в ДОУ | Ноябрь 2018г. | Руководители творческих групп | |
13 | Круглый стол с участниками проектов по итогам реализации | Ноябрь 2018г. | Протокол, фотоотчет | Старшие воспитатели |
14 | Обработка материалов круглого стола, подготовка статьи для публикации на сайте ДОУ | Ноябрь 2018г. | «Метод проектов ДОУ» Проекты-победители | Зам.зав.по УВР Ст.воспитатели Педагог-психолог |
15 | Предполагается участие проектов в районном (городском) фестивале детско-взрослых проектов | Декабрь-апрель 2018-2019гг. | Выход в финал проектов | Зам.зав.по УВР |
16 | Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | Май 2019г. | Документально оформленные результаты диагностики в таблицах | Зам.зав.по УВР старшие воспитатели |
Оценка результатов реализации проекта
Анализируя результаты еще не завершенного проекта «Повышение профессиональной компетенции педагогов через освоение технологии проектирования», следует отметить творческую работу каждого воспитателя в режиме инновационной деятельности по освоению технологии проектирования, которую они осваивали. Имея различную базу подготовки, каждый педагог справился с поставленной задачей и решил ее эффективно и оригинально. Подготовка презентации прошла согласно методическим рекомендациям, полученным в ходе семинара-практикума. Участники микрогрупп смогли проанализировать основные свои успехи и недостатки. Все воспитатели значительно повысили свою профессиональную компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных и практических умений, а педагогический процесс приобрел ряд инновационных изменений и улучшение качества обучения, воспитания и развития воспитанников ДОУ.
Работа по проекту показала, что ДОУ начал работать в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм и методов организации воспитательно-образовательной работы с детьми и педагогами. Практика работы, а также результаты промежуточного мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса доказала эффективность технологии проектирования в организации работы с педагогическими кадрами, в обучении и воспитании дошкольников. Технология эффективно проявила себя в осуществлении кадровой политики: деятельность большинства педагогов ДОУ строится на проектной основе, что подготовило почву для творческо-поисковой деятельности всего коллектива.
Проект достигнет цели при воплощении в действие всех запланированных мероприятий. Выводы о том, достиг ли проект цели можно сделать из следующих показателей: мониторинг качества педагогического воспитательно-образовательной работы в ДОУ (оценочные карты), отзывы родителей воспитанников ДОУ (тестирование об удовлетворенности качеством воспитательно-образовательной работы), анкетирование воспитателей.
Для всех педагогов стало очевидно, что проектное обучение – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которых ребёнок развивается как субъект, с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированную технологию проектирования, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ, развитию и саморазвитию детей и взрослых.
Распространение результатов
Реализация проекта обеспечит возможность распространения инновационного опыта по использованию технологии проектирования в дошкольные организации г.Красноярска.
После завершения итогового этапа проекта, в связи со значимостью, новизной и актуальностью заявленной в проекте темы, с высокой степенью устойчивости результатов предполагается распространять и внедрять результаты проекта в массовую практику, транслировать свой опыт в СМИ, на районной методической площадке с подробным аналитическим отчетом по его результатам.
Данный проект предоставит возможность образовательным организациям:
1.Профессиональную компетентность педагогов обогатить современными теоретическими знаниями и практическим опытом в области проектной технологии и интеграции ее в образовательную систему.
2. Повысить методическую и психолого-педагогическую, проектно-деятельностную компетентность педагогов и как продукт получить: технологические модели, проекты различного вида и направленности, наглядные пособия.
3.Способность проводить мониторинг качества проектной детской и взрослой деятельности.
4.Выстраивать проективный индивидуальный маршрут развития дошкольников.
5. Появится необходимость изменить подход к методической работе с информационного на личностно-ориентированный.
Устойчивость проекта
Риски получения низких результатов проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования» существуют. Они связаны с кадровой нестабильностью в учреждении, с низкой мотивацией на работу в режиме инноваций. С наличием большого состава молодых специалистов.
Но все эти трудности преодолеваются, если творческая команда педагогов и администрация работают в тесном сотрудничестве и сами зацелены на получение высокого качества образования. Педагоги и специалисты ДОУ, дошкольники и учреждение получат высокие результаты по проекту, которые будут поступать к ним после завершающего этапа. Но необходимо четко понимать, что стабильно высокая устойчивость результатов проекта может быть достигнута:
- при высокой мотивации сотрудников на дальнейшее развитие и самосовершенствование, для этого в ДОУ должна быть улучшена система морального и финансового стимулирования;
- при наличии устойчивой связи по обмену опытом среди участников методического сетевого районного объединения, участвующих в освоении технологии проектирования.
Администрация МБДОУ № 80, творческая авторская группа разработчиков проекта, педагоги и специалисты предполагаем и дальше продолжать работу в этом направлении, осваивая технологию проектирования.
Используемая литература:
1.Нетесова Н. Развитие проектного метода в системе образования// Молодой ученый. – 2014г. - № 19.
2.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Составила Л.С.Кисилева, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...
Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РУКОДСТВОМ ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
В настоящее время образовательное учреждение должно иметь свой облик (концепцию, программу развития учреждения, организационно-нормативные документы), особые подходы к ребенку и родителя...
«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».
«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».Одним из приоритетных направлений развития сфе...
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...