Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
статья по теме
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Н.А.Рубакин
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов определяет самообразование как "приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя".
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно – заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинарах, опорных методических площадках, методических объединениях и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации как старший воспитатель, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование, причем постоянное и непрерывное. Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы
- маркетинговое: изучение спроса педагогов;
- информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
- социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры.
1. научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
2. психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
3. управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в образовательном учреждении созданы определенные условия. Используемые диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и с методическими ресурсами в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на областном, городском и районном уровне. Педагоги МБДОУ №189 «Детский сад комбинированного вида" систематически принимают участие в областных, городских и районных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и благодарственные письма; разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов ДОУ; администрация ДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, готовность воспитанников к школьному обучению), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания и др.
Условия профессионального роста
1. Самостоятельная работа над рефератом по теме
2. Изучение методической, педагогической литературы.
3. Обзор в Интернете информации по теме
4. Посещение семинаров, методических объединений, опорных методических площадок, открытых показов педагогической деятельности коллег.
5. Семинары, педсоветы, обмен опытом с коллегами.
6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
7. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
8. Изучение информационных компьютерных технологий.
9. Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.
10. Участие в конкурсах в Интернете.
11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная в ДОУ "Школа педагогического мастерства", целью которой является повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
- консультации по заявкам педагогов;
- семинары;
- семинары-практикумы;
- презентации.
Направления деятельности "Школы педагогического мастерства": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений и т.п.
формы самообразования педагогов:
1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования (опыт работы по данному направлению представлен здесь).
2. коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Результативность:
Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
У педагогов сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом. "Школа педагогического мастерства" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит найти новые нестандартные подходы в организации воспитательного процесса в работе с детьми опытным педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-151291-1353782973.jpg)
Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335345-1383735757.jpg)
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-696129-1568449098.jpg)
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-590122-1444762788.jpg)
Статья на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-838264-1477566707.jpg)
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-838264-1477566707.jpg)
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Cовременная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огром...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/15/picture-1070751-1655279021.jpg)
Конспект педагогического совета на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Развитие компетентности, профессионализма педагогов ДОУ...