"Организация маркетинговой деятельности в ДОУ"
проект
Предварительный просмотр:
Щелканова Л.К. воспитатель МАДОУ Детский сад «Снегурочка»
shelkanova.l@mail.ru
Проект «Организация маркетинговой деятельности в ДОУ».
Актуальность.
За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений.
Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.
В связи с сокращением контингента детей, пользующихся услугами общественных дошкольных образовательных учреждений, с появлением дополнительных платных услуг, повышением требований, которые родители предъявляют дошкольному учреждению, с предоставлением прав выбора детского сада, учреждения должны привлекать родителей, заинтересовывать их, изучать их потребности и спрос. Поэтому перед нашим учреждением встали задачи проведения маркетинга оказываемых услуг и их рекламы
Для того, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, мы выстроили стратегию развития ДОУ так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством. С этой целью был создан проект «Модель маркетинговой службы ДОУ».
Цель: совершенствовать стратегию развития ДОУ на перспективу, вести поиск союзников в социальном окружении, совершенствовать имидж ДОУ, повышая его рейтинг.
Задачи:
- повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих в режиме развития;
-продолжать сотрудничество с общественными, научными, культурными учреждениями города;
-разработать систему мероприятий (аналитической режимной деятельности) по изучению потребностей (спроса) родителей, ребенка, общества.
-обеспечить устойчивое положение в целевом сегменте рынка образовательных услуг.
Сроки реализации проекта 1 год
Ресурсное обеспечение проекта
- Нормативно-правовое:
С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:
— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677);
— Типовое положение об образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);
— О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Приказ МО РФ от 16.06.98 № 1578);
— О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ (Письмо Минобразования России от 16.12.98 № 01-50-205 ин/32-03);
— О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);
— О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо МО РФ от 07.06.94);
— О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 № 990).
- Материально-техническое:
- Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения физкультурных занятий и занятий ЛФК (зеркала, шведская стенка, гимнастические канаты, баскетбольные кольца, тренажеры, батуты, спортивные маты, комплект разнообразных гимнастических скамеек, ребристые доски, гимнастические мячи, дуги и пр.), имеется методическая литература. Комната для хранения спортивного инвентаря (обручи, дуги, кегли, мешочки для метания и др.) (фото 1 спортивный зал)
- Бассейн (дорожки резиновые, плавательные доски, игрушки и предметы, плавающие и тонущие, круги спасательные, нарукавники, трап для спуска, разделительные канаты, мячи, поплавок цветной, термометры, очки, свисток и прочее).(фото 2 бассейн)
- Музыкальный зал, кабинет для музыкального руководителя (имеется фортепиано, музыкальный центр, DVD-приставка, синтезатор, детские музыкальные инструменты, «дискотечная музыка», зеркальный шар, цветовая пушка, стульчики для детей и взрослых, музыкальные игры, иллюстративный материал и материал для игр, методическая литература). (фото 3 музыкальный зал)
- Методический кабинет. Компьютер, интерактивная доска, копировально-печатная техника, библиотека по всем разделам развития, обучения и воспитания детей и их оздоровления, организации работы с семьями воспитанников и педагогами ДОУ, имеется демонстрационный материал для организации занятий и совместной деятельности с детьми, подбор картин по разделам программы, передвижной стенд для организации выставок (фото 4 методический кабинет)
- Студия изобразительной деятельности «Цветик-семицветик» Здесь собраны необходимые материалы звукового и зрительного ряда, репродукции картин известных художников, изделия народных промыслов, методический материал из опыта работы и методическая литература. (фото 4 изостудия)
- Медицинский блок, состоит из процедурного кабинета, физиоизолятора. Помещения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиНа
- Принципы организации работы над проектом:
■ Принцип научности.
В настоящее время, особенно за последние 10 лет, объем научной информации в области педагогики быстро возрастает. Обновляется и расширяется содержание знаний. Отмирают одни, преобразуются другие, возникают новые. При работе с литературой, документами, периодикой следует оценить новое, анализировать, сравнивать, чтобы отобрать главное, использовать полученные знания в практической деятельности.
■ Принцип систематичности.
Систематичность обеспечивается деятельностью, выстроенной в определенной последовательности. На каждом этапе работы проводится анализ, вносятся коррективы.
■ Принцип сознательности и активности.
Это один из ведущих принципов, его реализация приводит к успеху, к достижению главной цели. От сознательности, активности, познавательной самостоятельности как руководителя ДОУ, так и каждого члена зависит достижение главной цели. Те результаты, которые определятся на заключительном этапе, послужат показателем этого. Данный принцип требует глубокого проникновения во внутренние процессы понимания и осмысления педагогами детского сада всей сложной системы связей в вопросе маркетинга и менеджмента.
■ Принцип наглядности.
Наиболее широкое применение его прослеживается при решении задачи развития маркетинга и информационно-рекламного обеспечения платных услуг: проведение дней открытых дверей для социума, реклама оказываемых услуг (объявления, реклама в газете, на телевидении).
Содержание проекта
На основании предложенной структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Этапы и содержание маркетинговой деятельности
1.Мотивирующий
Разработка Положения о маркетинговой службе в ДОУ. Получение лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг.
2.Аналитико- прогностический
Создание маркетинговой службы ДОУ
Реализация данного этапа предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей маркетинговой службы, организацию и планирование ее работы, также разработку программы развития дошкольного образовательного учреждения на перспективу.
Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям:
-анализ материальных и финансовых ресурсов;
-анализ возможностей педагогического коллектива;
-изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах;
-изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами;
-разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг;
-определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований.
Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной услуги.
Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов.
3.Организационный
Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня.
4.Координационно-корректирующий
Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения услуг.
Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты:
1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования.
2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования.
3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования.
5.Рефлексивно-оценочный
Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Предполагаемые результаты реализации проекта
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;
- расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;
- расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых в дополнительном образовании на 5%;
- положительная динамика результатов творческих конкурсов.
Осуществление контроля
- общественная оценка Управляющим советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;
- показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;
- опрос родителей.
Орган, осуществляющий контроль: Управляющий совет.
Таким образом, реализация данной проекта, по нашему мнению, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:
-расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;
- быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;
- качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;
- процесс развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.
Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.
Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения - необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Библиография
1. М.С.Пискунов «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» 1999 г
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003
4. Е.И. Скрипак Шамова Т.И., Третьяков, П.И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2003.
5 Панкрухин А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога //Аlma mater. – 1997. №3.
6. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – Москва.: НОРМА, 2000 . – 264 с .
7. Кульневич С.В., Мигаль В.И., Мигаль Е.А., Гончарова В.И Управление современной школой. Выпуск 7: Образовательный маркетинг в школе. 2005
8.Баранник М.А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», интернет-сайт www.ooipkro.nm.ru
9.Баталов А.С. «Маркетинг образовательных услуг», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru
10.Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.
11. Кириллина Ю.В. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России . – 2000. № 5
12. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В.И. –М.: ЮРИСТЪ, 2001.
13.Мордовин С.К. «Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами». - Москва.: Инфра-М, 2000. – 246 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Маркетинговая деятельность образовательного учреждения"
Развитие рынка услуг в сфере образования, появление новых альтернативных форм оказания образовательных услуг, рост интереса к изучению процессов повышения эффективности использования рыночных инструме...
Маркетинговая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении
В статье раскрыты основные направления, цели маркетинговой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения качества дошкольного образования в совреме...
Организация совместной деятельности педагогов с детьми. (На примере организации трудовой деятельности.)
Консультация для воспитателей....
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...
Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:
Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...