Психологические игры в ходе родительских собраний
методическая разработка

Кудрякова Екатерина Александровна

Родительское собрание – это форма взаимодействия педагогического коллектива учреждения с родителями воспитанников. Чаще родительские собрания проводятся с целью привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решить задачи адаптации и обучения, развития и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_igry_v_hode_roditelskih_sobraniy.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрякова Е.А.

Психологические игры в ходе родительских собраний

Родительское собрание – это форма взаимодействия педагогического коллектива учреждения с родителями воспитанников. Чаще родительские собрания проводятся с целью привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решить задачи адаптации и обучения, развития и воспитания детей.

Как правило, родительское собрание состоит из двух частей:

  • общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.). Проводится в режиме монолога организатора собрания.
  • индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультация с участием нескольких родителей по интересующих им вопросам.

Правильно организованные собрание отвечает следующим принципам:

  • проходит с равной активностью родителей и педагогов;
  • участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
  • тематика собрания одинакова интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
  • собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными;
  • организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения;
  • решение, к которому приходит родительское собрание, равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств;
  • итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Для проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

  • лекция;
  • дискуссия;
  • исследование;
  • социально-педагогический тренинг;
  • психологические игры;
  • диагностика.

В качестве примера остановимся на одном из методов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра – модель социального взаимодействия в которой устанавливаются и меняются социальные установки.

Типичная схема проведения игр следующая:

  • создание игровой проблемной ситуации;
  • «проживание» проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета;
  • подведение итогов игры: анализ игровой ситуации, обсуждение хода и результатов, действий, переживаний участников.

Ситуационно-ролевые игры очень удобны в случаях, когда организаторами ставятся задачи предупреждения конфликтных ситуаций между сотрудниками дошкольного учреждения и родителями воспитанника. В качестве примера приведем одну из игр.

Когда разыгрываются различные роли и различные ситуации, участники могут применить свой жизненный опыт, обогатить его опытом других участников игры.

Защищаем права ребенка в детском саду

Возраст воспитанников значения не имеет.

Время проведения – начало учебного года.

Продолжительность -1 – 1,5 часа

Цели:

  • повысить сплоченность группы родителей;
  • выработать правила договора между воспитателями и родителями по вопросам  посещения ребенка детского сада;
  • провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей;
  • познакомить родителей с декларацией о правах ребенка.

Ожидаемые результаты:

  • повышение педагогической и коммуникативной компетентности;
  • расширение правового сознания, раскрытие творческого потенциала.

Участники:

  • администрация ДОУ;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы;
  • психолог (ведущий).

Данное родительское собрание уместно проводить с одной – двумя группами родителей. Общее число участников не должно превышать 30 человек.

Оборудование:

  • Карточки для отметки столов участников игры(заведующий, старший воспитатель, психолог и т.д.);
  • четыре-пять комплектов разноцветных флажков с надписями «Родители», «воспитатели», «методист», и т.д. Флажки с одинаковыми надписями должны быть одного цвета;
  • информационные письма с текстом декларации по правам ребенка по количеству участников;
  • карточки с описанием ситуации, беспокоящий педагогический коллектив в детском саду;
  • фломастеры (на каждом столе);
  • переносная доска и мел для регистрации результатов обсуждения.

Организация пространства:

Столы расставлены полукругом и ориентированы на главных стол, за которым сидит ведущий. На его столе лежит комплект карточек с описанием ситуаций беспокоящих педагогический коллектив.

Справа от ведущего стол с надписью «администрация». (За столом заведующий и старший воспитатель).

Слева от ведущего стол с надписью «воспитатели», за которым размещаются воспитатели группы. Далее полукругом – столы для родителей (за каждым 3-4 человека), на них лежат фломастеры, комплект флажков, информационные письма (4 штуки), чистый лист бумаги.

Играет музыка. Родители входят в зал и рассаживаются за столами по 3-4 человека.

Вводная часть

Ведущий знакомит участников, называет имена и должности сотрудников детского сада. Напоминает о причинах, побудивших педагогический коллектив предложить родителям эту тему для встречи.

Ведущий. Вы сели за столы по своему выбору. Вам предстоит обсудить коллегиально одну из проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам детского сада достаточно часто и определить (предлагает записать на листе бумаги вопросы, на которые предстоит ответить в ходе обсуждения):

  • нарушает ли эта ситуация права вашего ребенка прямо или косвенно;
  • кто виноват в нарушении прав вашего ребенка: заведующий, старший воспитатель, воспитатели группы или родители вашей группы;
  • каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребенка.

Как только вы придете к единогласному заключению по первому вопросу, поднимите флажок, символизирующий участников образовательного процесса, которого вы считаете виновным в нарушении прав вашего ребенка. После того как ваше сообщение объяснит остальным участникам игры вашу позицию, мы все вместе попытаемся найти выход из проблемной ситуации.

Создание игровой проблемной ситуации

Ведущий. Пусть от каждого стола ко мне подойдет один человек и вытянет одну карточку. На ней описана ситуация, которую «вашему столу» следует рассмотреть (см. Перечень проблемных ситуаций).

Участники выполняют требование ведущего.

Перечень проблемных ситуаций

Для родительского собрания отбирается 8 – 10 наиболее актуальных ситуаций. Необходимо определить, ущемляются ли в них права ребенка.

Перечень ситуаций:

  1. Ваш ребенок не посещает занятия, предоставляемые учреждением в рамках дополнительных образовательных услуг.
  2. В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.
  3. Вы заметили, что один из родителей пришел за своим ребенком в нетрезвом виде.
  4. Ребенка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.
  5. Вы часто забираете своего ребенка после установленного договора сроком.
  6. Из-за подготовки к празднику не проводились некоторые занятия. Вместо них были репетиции.
  7. Ваш ребенок по болезни пропустил некоторые занятия. Это сделало невозможным его дальнейшее успешное обучение.
  8. Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятие. Воспитатель решил избавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.
  9. В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятиях, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.
  10. Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал Вашу просьбу.
  11. В детском саду Вашего ребенка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать Вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах Ваших взаимоотношений со спутником жизни.
  12. В саду был организован досуг, посещение которого возможно только в сопровождении родителя. Вы не сочли нужным прислушаться к просьбам ребенка и не пришли на мероприятие. Вечером Вы нашли своего ребенка в слезах.
  13. Вам предложили поучаствовать в конкурсе. Подготовка к конкурсы предполагает участие всех членов семьи. Ребенок «загорелся» и стал одолевать Вас просьбами о помощи. Вы отказали ему ввиду своей занятости. Это вызвало слезы.
  14. Ваш ребенок сообщил Вам, что один мальчик в группе говорит плохие слова.
  15. Родитель, забирая вечером ребенка из детского сада, заходит на территорию и разговаривает с воспитателями. Игнорирует приветствия и другие знаки  вежливого отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание "Воспитание: мужское и женское" - психологическая игра для родителей - мам и пап. Конспект занятия

Психологическая игра для родителей мужского и женского пола. Позволяет родителям лучше понять друг друга. Родители делятся на две команды: мужскую и женскую. Подходит для родительских собраний или зас...

Играем - пальчики развиваем (родительское собрание)

Нетрадиционное родительское собрание для средней группы, представлен материал для развития мелкой моторики...

Методическая разработка на тему: "Наши пальчики играли" в форме родительского собрания.

Сформировать у родителей представление о роли пальчиковой игры в развитии детей....

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Игры для проведения родительских собраний

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, ...

Консультация для педагогов «Игры для проведения родительских собраний.»

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, ...