Играем - пальчики развиваем (родительское собрание)
методическая разработка (средняя группа) по теме

Филиппова Анастасия Сергеевна

Нетрадиционное родительское собрание для средней группы, представлен материал для развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пластилинография – ещё один способ рисования»

Филиппова Анастасия Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54»

Во времена, как и в настоящее время, специалисты по дошкольному образованию настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Изобразительная деятельность является одним из актуальных средств развития у ребёнка мелкой моторики рук.

Родители сегодня практически не проявляют интерес к изобразительной деятельности. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. И как следствие дети приходят в детское учреждение со слабо развитыми навыками мелкой моторики. Одним из вариантов решения этой проблемы, на мой взгляд, является работа детей с пластилином, в частности такой вид художественной деятельности как пластилинография.

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с дошкольного возраста, мною была взята тема по самообразованию «Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста через использование пластилинографии».

Цель:  Развитие  мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.

Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, мелкую моторику, координацию движений рук.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

При постановке задач предполагалось не только формирование у детей обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений, способности видеть и чувствовать красоту, но и развитие желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе, воспитание активности, инициативы, самостоятельности и именно творчества в процессе создания работ.

Для поддержания у детей постоянного интереса к пластилинографии решила применять разнообразные методы и приёмы обучения:

  • предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;
  • обыгрывание предметов;
  • анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;
  • словесное описание предмета;
  • узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому старалась активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для этого я использовала:

- дидактическую игру, которая является одним из основных видов деятельности детей;

- сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тем, кто младше, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Свою работу начала с того, что подобрала методическую литературу, выбрала пособия «Пластилинография» (автор Г.Н.Давыдова), «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева),  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И. «Лепим из пластилина» и др.

Для освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография»  создала условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, обеспечивая предметную среду для  деятельности детей. 

Материалы для создания пластилиновой картины:

- Картон, пластик или стекло для основы;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки и другие приспособления;

- бросовый и природный материалы.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму, но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

        - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять,

           подготовить к работе.

        - в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при

          наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

  Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать

рекомендациям:

     1.Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

     2. Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

     3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

     4. Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

     5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после  выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

     6.Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, пластилин должен:

• быстро согреваться в руках и становиться мягким;

• не крошиться, но и не размазываться, не таять;

• кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;

• с помощью пластмассовой стеки без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;

• один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;

• легко лепиться к бумаге, картону, дереву;

• достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;

• легко отмываться с рук теплой водой.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста.

Познакомила с первоначальными приёмами  рисования пластилином:

- скатывание (отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками);

- раскатывание пластилина в форме цилиндр;

- сплющивание;

- слепление деталей друг с другом.

Во время лепки из пластилина учила детей работать сразу всеми пальцами.

В этой технике дети выполняли следующие работы: «Колечки», «дом для Жучки», «Улитки». Дети изображают ягодки, снег, праздничный салют.

Основными способами создания изображения являются надавливание и размазывание пластилина по плотной основе. Сначала научила детей приёму надавливания (рис. «Подарок маме», «Снеговик»). Учила детей надавливать на пластилин в середине и размазывать его к краям, равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.

Затем, когда дети освоили этот приём, познакомила детей с приёмом размазывания. При размазывании пластилина на плоскости обращала внимание детей на то, чтобы пальчик  ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин ногтями (рис. «Новогодняя ёлочка»).

Когда дети овладели приёмами надавливания и размазывания, объединила их (рис. «Осенние цветы», «Фрукты»). Дети учились размазывать пластилин от центра к краям равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.

Некоторые композиции с использованием пластилинографии делаем на заранее тонированных самими детьми листах картона.

Создавать коллективные  творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно. Наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому я создаю подмалевок: акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) рисуем небо, землю, море, дальний план – в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, основу ламинирую прозрачным скотчем. Это поможет избежать жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче. Дети в пластилине выполняют отдельные части картины: цветы, листья, ягоды, деревья, природные явления и прочие детали круглых или овальных форм, скатывают из пластилиновых шаров и слегка расплющивают пальцами, а затем размазывают – растягивают по поверхности листа до нужных размеров.

Повышению интереса к продуктивной деятельности способствовал такой прием – изготовление рисунков в подарок для особо значимых лиц (мам, пап, бабушек, других родственников), Деда Мороза и Снегурочки, других гостей. Такой прием стимулировал общую активность ребенка, позволял ребенку проявлять себя с лучшей стороны, формировал некоторые особо значимые качества личности (отзывчивость, сочувствие, умение поддержать).

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, консультации по пластилинографии, содержащие советы и рекомендации по этой теме были подготовлены выставки детских рисунков по пластилинографии для родителей. 

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

В дальнейшем планирую научить детей смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка, освоить прием «вливания цвета в цвет».
Далее нацелена на обобщение полученных знаний, умений и навыков, привести их в единую целостную систему.

Из опыта проведенных занятий, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными. Ребята довольны.

Результатом продуктивной деятельности по пластилинографии явились:

- выставки творческих работ для родителей, выполненные в технике рисования пластилином


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Родительское собрание в средней группе "Играем-пальчики развиваем"

Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь....

Методическая разработка на тему: "Наши пальчики играли" в форме родительского собрания.

Сформировать у родителей представление о роли пальчиковой игры в развитии детей....

Родительское собрание " Играем пальчиками, развиваем речь"

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предст...

Гостиная для родителей в подготовительной группе «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)

Гостиная  для родителей в подготовительной группе  «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)...