Играем - пальчики развиваем (родительское собрание)
методическая разработка (средняя группа) по теме
Нетрадиционное родительское собрание для средней группы, представлен материал для развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Пластилинография" Знакомство с нетрадиционной техникой рисования | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пластилинография – ещё один способ рисования»
Филиппова Анастасия Сергеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54»
Во времена, как и в настоящее время, специалисты по дошкольному образованию настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Изобразительная деятельность является одним из актуальных средств развития у ребёнка мелкой моторики рук.
Родители сегодня практически не проявляют интерес к изобразительной деятельности. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. И как следствие дети приходят в детское учреждение со слабо развитыми навыками мелкой моторики. Одним из вариантов решения этой проблемы, на мой взгляд, является работа детей с пластилином, в частности такой вид художественной деятельности как пластилинография.
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с дошкольного возраста, мною была взята тема по самообразованию «Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста через использование пластилинографии».
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, мелкую моторику, координацию движений рук.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
При постановке задач предполагалось не только формирование у детей обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений, способности видеть и чувствовать красоту, но и развитие желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе, воспитание активности, инициативы, самостоятельности и именно творчества в процессе создания работ.
Для поддержания у детей постоянного интереса к пластилинографии решила применять разнообразные методы и приёмы обучения:
- предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;
- обыгрывание предметов;
- анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;
- словесное описание предмета;
- узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.
Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому старалась активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Для этого я использовала:
- дидактическую игру, которая является одним из основных видов деятельности детей;
- сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тем, кто младше, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Свою работу начала с того, что подобрала методическую литературу, выбрала пособия «Пластилинография» (автор Г.Н.Давыдова), «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева), Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И. «Лепим из пластилина» и др.
Для освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» создала условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, обеспечивая предметную среду для деятельности детей.
Материалы для создания пластилиновой картины:
- Картон, пластик или стекло для основы;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки и другие приспособления;
- бросовый и природный материалы.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму, но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять,
подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при
наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать
рекомендациям:
1.Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
2. Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
4. Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
6.Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, пластилин должен:
• быстро согреваться в руках и становиться мягким;
• не крошиться, но и не размазываться, не таять;
• кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
• с помощью пластмассовой стеки без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен;
• один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии;
• легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
• достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
• легко отмываться с рук теплой водой.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста.
Познакомила с первоначальными приёмами рисования пластилином:
- скатывание (отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками);
- раскатывание пластилина в форме цилиндр;
- сплющивание;
- слепление деталей друг с другом.
Во время лепки из пластилина учила детей работать сразу всеми пальцами.
В этой технике дети выполняли следующие работы: «Колечки», «дом для Жучки», «Улитки». Дети изображают ягодки, снег, праздничный салют.
Основными способами создания изображения являются надавливание и размазывание пластилина по плотной основе. Сначала научила детей приёму надавливания (рис. «Подарок маме», «Снеговик»). Учила детей надавливать на пластилин в середине и размазывать его к краям, равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.
Затем, когда дети освоили этот приём, познакомила детей с приёмом размазывания. При размазывании пластилина на плоскости обращала внимание детей на то, чтобы пальчик ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин ногтями (рис. «Новогодняя ёлочка»).
Когда дети овладели приёмами надавливания и размазывания, объединила их (рис. «Осенние цветы», «Фрукты»). Дети учились размазывать пластилин от центра к краям равномерно распределять по форме, параллельно учила работать с пластилином нескольких цветов.
Некоторые композиции с использованием пластилинографии делаем на заранее тонированных самими детьми листах картона.
Создавать коллективные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно. Наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому я создаю подмалевок: акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) рисуем небо, землю, море, дальний план – в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, основу ламинирую прозрачным скотчем. Это поможет избежать жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче. Дети в пластилине выполняют отдельные части картины: цветы, листья, ягоды, деревья, природные явления и прочие детали круглых или овальных форм, скатывают из пластилиновых шаров и слегка расплющивают пальцами, а затем размазывают – растягивают по поверхности листа до нужных размеров.
Повышению интереса к продуктивной деятельности способствовал такой прием – изготовление рисунков в подарок для особо значимых лиц (мам, пап, бабушек, других родственников), Деда Мороза и Снегурочки, других гостей. Такой прием стимулировал общую активность ребенка, позволял ребенку проявлять себя с лучшей стороны, формировал некоторые особо значимые качества личности (отзывчивость, сочувствие, умение поддержать).
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, консультации по пластилинографии, содержащие советы и рекомендации по этой теме были подготовлены выставки детских рисунков по пластилинографии для родителей.
Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
В дальнейшем планирую научить детей смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка, освоить прием «вливания цвета в цвет».
Далее нацелена на обобщение полученных знаний, умений и навыков, привести их в единую целостную систему.
Из опыта проведенных занятий, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными. Ребята довольны.
Результатом продуктивной деятельности по пластилинографии явились:
- выставки творческих работ для родителей, выполненные в технике рисования пластилином
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"
Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....
Родительское собрание в средней группе "Играем-пальчики развиваем"
Через развитие мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь....
Методическая разработка на тему: "Наши пальчики играли" в форме родительского собрания.
Сформировать у родителей представление о роли пальчиковой игры в развитии детей....
Родительское собрание " Играем пальчиками, развиваем речь"
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предст...
Родительское собрание в группе раннего возраста "Играем пальчиками - развиваем речь"
Родительское собрание конспект...
Гостиная для родителей в подготовительной группе «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)
Гостиная для родителей в подготовительной группе «Вместе играем — речь детей развиваем»(Родительское собрание)...
Сборник дидактического материала по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "В игры играем - пальчики развиваем"
Развитие мелкой моторики рук с использованием игровых приемов...