«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СПЕЦИАЛИСТАМИ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО»
учебно-методический материал
Цель: выяснить состояние работы по обеспечению индивидуального подхода к профилактической деятельности и преемственности, с целью совершенствования коррекционно – оздоровительной работы в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОО, средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по коррекционной работе с детьми, использование в работе инновационных методов и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich_kontrol_k_pedsovet_korrekts_rabota.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГИ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СПЕЦИАЛИСТАМИ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО»
Цель: выяснить состояние работы по обеспечению индивидуального подхода к профилактической деятельности и преемственности, с целью совершенствования коррекционно – оздоровительной работы в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОО, средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по коррекционной работе с детьми, использование в работе инновационных методов и технологий.
Сроки проведения: с 1 ноября 2018 г. по 15 декабря 2018 г.
Вопросы, подлежащие к проверке:
- Собеседование с воспитателями, специалистами ДОО по разделу программы;
- Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;
- Проведение открытых показов;
- Анализ предметно-развивающей среды;
- Анализ наглядной информации для родителей в группе;
- Анкетирование педагогов.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), целью нашей работы является обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.
Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
С каждым годом увеличивается число поступивших детей с ОНР, у которых идёт сочетание стойкого речевого дефекта и различных отклонений в психологической деятельности.
Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи дошкольников в ДОО мы проводим комплексно. Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях для детей с нарушениями речи принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
Диагностическая;
Профилактическая;
Коррекционно-педагогическая;
Организационно-методическая;
Консультативная;
Координирующая;
Контрольно-оценочная;
Игнорирование хотя бы одной их них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.
Достаточно сильный потенциал коррекционного воздействия оказывают и другие участники коррекционно-образовательного процесса – педагогический коллектив ДОО: воспитатели, помощники воспитателя, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т. д., а также родители, другие близкие ребенку люди, и, наконец, сам ребенок. Все это существенным образом может влиять на сроки и результативность логопедической работы.
Отсюда в ДОО сложилась модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса. Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.
Модель взаимодействия специалистов представлена графически:
Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Цель - в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОО, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-логопедом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда. Учитель-логопедг является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.
Учитель-логопед проводит занятия по развитию речи, обучению грамоте и связной речи. Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, по ФЭМП, изодеятельность, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-логопед должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-логопед. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-логопеда.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Во время тематического контроля были просмотрены ряд занятий у специалистов ДОО. Педагог – психолог Мингазизова Р.Р. на открытом взаимопросмотре представила опыт работы по психологической подготовке детей к школьному обучению (развитие личностных качеств, объема внимания, пространственных представлений, слухового восприятия, осязательных ощущений, зрительного анализа, моторики и мышления. Занятие было насыщено заданиями для решения поставленных задач. Дети активные, внимательные, умеют слушать, понимать и выполнять задания педагога. Чувствуется каждодневная работа педагога – психолога, учителя – логопеда и воспитателей.
В старшей логопедической группе работают педагоги Шайдуллина Г.А., Сафина А.М., Мухаметзянова А.Р. По просмотренным занятиям педагогов видно, что взаимосвязь и преемственность между специалистами имеется.
Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план, осуществляет постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, а так же в режимные моменты).
По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.
Рекомендации: - воспитателям чаще использовать разнообразные инновационные игровые технологии, с целью развития речевых и физических навыков дошкольников. - Обратить внимание на сотрудничество с родителями. Ваша работа должна отражаться в уголках для родителей, в рабочих тетрадях с упражнениями, советами, рекомендациями по коррекции нарушений и достижениями воспитанников.
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.
Поэтому от того, насколько грамотно будет построена совместная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре, по организации двигательного режима детей, зависит сохранение и укрепление здоровья воспитанников, эффективность коррекционной работы невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях по теме «Изучаем свое тело». На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки. Необходимо также вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников. Своевременная профилактическая работа позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся.
Инструктор по физической культуре Гафиятуллина Ю.Ф. осуществляет так же подбор подвижных игр, игр речевок, упражнений по определенным тематикам, сказкам, их обыгрывание, развлекательные мероприятия, спортивные праздники являются одним из средств речевого развития и поддержки физической активности дошкольников.
Педагоги решают традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций; и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве.
Музыкальный руководитель Якупов Т.А. совместно с воспитателями в сотрудничестве решает коррекционно - оздоровительные задачи: использует музыку и танец как средство оздоровления, через различные танцевальные композиции, музыкальные флеш – мобы, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыко-терапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Мелодия – это душа музыки. Хорошая музыка, мелодия, ритм, тембр воздействуют на различные функции (повышение обмена веществ, сердечный ритм, активность органов чувств, повышает работоспособность и их восстановительные процессы, и т.д.) и системы организма ребенка, на нравственное развитие ребенка. Музыка обладает целебным свойством для души и тела человека. Поэтому Тагир А. обязательно необходимо включение в образовательную деятельность музыкальных произведений для прослушивания.
На лого-ритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса).
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают оздоровительный эффект (терапевтическое и психотерапевтическое лечение), коррекция и профилактика различных заболеваний, тренировка детского организма, (физически и эмоционально). Танцующий ребенок испытывает свободу и легкость движений, радуется красоте и точности движений.
Рекомендации для музыкального руководителя и для инструктора по физкультуре: обязательно использовать танцевальные ритмические движения, как на физкультуре и на музыке. Для степ – данса изготовили доски, музыка имеется, только осталось организовать это вместе с детьми.
Определены формы взаимодействия специалистов.
Наиболее приоритетными являются: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.
Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОО возможна только при условии четкого и правильного распределении задач каждого участника, при условии совместного планировании работы.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива ДОО. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности. Вследствие этого происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени.
Многократность повторения важна для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив, так и для активизации (употребление).
В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов, педагогов и специалистов ДОО позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Заключение:
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Вывод:
Тематический контроль, взаимопросмотры, наблюдения показали, что проблема коррекционно – оздоровительной работы с детьми актуальна и в ДОО проблема решается:
- в группах созданы условия для коррекции речевых нарушений детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал, в некоторых группах он очень богатый, но не используется в работе с детьми.
- в группах созданы условия для коррекции здоровья дошкольников: в каждой группе имеются физкультурные уголки с дидактическим материалом. Дети могут в свободное время пользоваться пособиями, играть.
- через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок, мероприятий, но не в достаточном количестве.
Необходимо:
Больше обращать внимание на использование нетрадиционных, инновационных технологий.
Обратить внимание на систему планирования коррекционно – оздоровительной работы с детьми, в сотрудничестве со специалистами и родителями в группах.
Рекомендации:
- Активизировать работу по речевому развитию дошкольников, используя разнообразные инновационные технологии;
- В уголках для родителей включать рекомендации, консультации как вести работу с детьми по коррекционно – оздоровительной работе с детьми;
- Постоянно дополнять материалы развивающей среды, уголки для расширения словаря и кругозора, для формирования связной развития речи детей, для развития физических навыков.
- Ежедневно проводить индивидуальную коррекционно – оздоровительную работу по развитию речи и формированию физических, коммуникативных навыков дошкольников в сотрудничестве со специалистами.
- Больше обращать внимание на использование нетрадиционных, инновационных технологий.
- Обратить внимание на систему планирования коррекционно – оздоровительной работы с детьми, в сотрудничестве со специалистами и родителями в группах.
Старший воспитатель: Гайсина Р.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
Тематический контроль : Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.
Предлагаю Вашему вниманию план тематического контроля в детском саду. Тема: Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельнос...
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СПЕЦИАЛИСТАМИ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО»
Цель: выяснить состояние работы по обеспечению индивидуального подхода к профилактической деятельности и преемственности, с целью совершенствования коррекционно – оздоровительной работы в СП &la...
ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ (из опыта работы)
ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ(из опыта работы)...
Консультация для педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.
quot;Театрализованные игры в коррекционной работе , как фактор укрепления здоровья и средство раскрытия творческого потенциала ребенка."...
«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между специалистами ДОУ и начальной школой».
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...