Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями воспитанников
консультация

Панкова Наталья Сергеевна

    Говорят, история движется по спирали. Каждый раз мы возвращаемся к пройденному на новом витке.   

Один из основных принципов  ФГОС ДО – «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «…сотрудничество в интересах семья…в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья…развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного немаловажного принципа Стандарта: «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи».

 

     Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей (законных представителей) от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

   В настоящее время родители (законные представители) включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они – участники  образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию.

       В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Без  этого взаимодействие не может быть эффективным.

      Педагог – прежде  всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям (законным представителям), причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но  и формированием того, что называется родительской компетентностью.

       Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи.

       Родительская компетентность – это,  прежде всего, сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей  (законных  представителей) выполнять свои родительские функции.

Принципы построения взаимодействия с родителями

 (законными представителями):

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.  Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями (законными представителями). Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.  Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, поэтому очень важно быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

          Что же необходимо для того, чтобы привлечь родителей к участию в жизни группы? Пожалуй, многое.  Необходимо желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательские действия.  Необходимо умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного ребенка, умение понимать причины того или иного поведения, умения и готовность записывать свои наблюдения. Готовность донести увиденное до родителей, сложить вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.

      Очевидна реакция педагогов – да,  это не легко, и это можно понять, но хочется все же напомнить о необратимости некоторых явлений. Нынешние родители все дальше уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в них чувство значимости собственной личности, индивидуальности. Меняется внутренняя, личностная составляющая. Вместе с тем все больше меняется детский сад как социальное явления – из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам, уязвимым.

        Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей (законных представителей)  в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители (законные представители) выступали в качестве полноправных участников этого процесса.

 

Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы:

активность + осознанность + самостоятельность

Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

       Работа с родителями в нашем детском саду строится согласно дополнительной программе для просвещения родителей, разработанной на учебный год. Для решения поставленных в ней задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

 

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

 

2. Повышение педагогической культуры родителей.

 

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

        Работа с родителями во всех возрастных группах регулярно планируется в «Журнале взаимодействия с родителями». Показать  Цикл планирования в журнале представлен содержательным и интерактивными блоками ежемесячно повторяющихся планов действий педагогов. Содержательный блок включает семь направлений взаимодействия с родителями, в том числе по пяти образовательным областям (взаимодействие с другими специалистами и поддержка образовательных интересов, инициатив, общественной активности). Интерактивный блок включает набор интерактивных форм и методов общения с родителями. Варианты индивидуального общения, группового общения, вовлечения членов семей воспитанников в образовательную деятельность группы, обеспечение информационной открытости и другое указаны в журнале, но педагоги исходя из ситуаций планируют свои формы и методы общения.

    Анкетирование – одна из индивидуальных форм вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ. Как правило, анкетирование родителей педагоги проводят в начале учебного года с целью выявления их запросов, пожеланий и в конце года с целью выявления уровня удовлетворённости родителей совместным результатом работы.  В течение 2016 – 2017 учебного года проводилось анкетирование: «Удовлетворенность качеством деятельности ДОУ», «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности», «Грамотный пешеход-пример для подражания», «Запрос родителей по оказанию дополнительных образовательных услуг» и другие.

 

 

      Работая по ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы активно используются инновационные формы и методы работы.

     Наглядная педагогическая пропаганда дает возможность использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только ознакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, но и непосредственно представить воспитательно-образовательный процесс. Так,  использование педагогами телевизоров с USB выходом  в раздевальной комнате групп позволяет педагогам в доступной форме  выдавать не только нужную педагогическую информацию, но и представлять жизнь детей группы. Так же воспитатели групп используют такую форму работы, как оповещение родителей о запросах детей – это «Волшебный цветок» (в сердцевине цветка обозначена проблема по которой родителям предлагается высказаться, лепестки цветка пустые, родители записывают на них советы, пожелания). «Волшебные пальчики» (где воспитанники группы предлагают своим родителям на каждом пальчике написать ласковое слово адресованное им).

    Всем  известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Кроме того, творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка, у него совершенствуются моторные навыки, развивается воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя вместе с детьми.  Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того,  восполняет дефицит родительского внимания. Поэтому мы стараемся сделать  жизнь в нашем детском саду активной и интересной для родителей (законных представителей), чтобы в ней  было больше совместных разнообразных мероприятий. Также родители принимают активное участие в муниципальных, региональных конкурсах и мероприятиях, таких как «Рождественский ангел», «нет на свете места краше, чем родная область наша», «Пословицы и поговорки из легоконструкторов», конкурсы, проводимые МФЦ, велопробеги, конкурс «балтийские звездочки науки» Калининградкий областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, конкурс детского рисунка «Дорога без происшествий – осень-2016» и другие.

     Мероприятия, проводимые в детском саду  воспитывают у детей интерес к окружающему миру, развивают креативные способности:  это и фотовыставки на различные темы или посвященные памятным календарным датам, медиапрезентации, фотоальбомы «Семья за здоровый образ жизни», «Моя семья», «Спорт и я - лучшие друзья», «Моя героическая бабушка», «Моя героическая пробабушка»;

выставки совместных поделок «Огородная фантазия», «Рождественский ангел», «Пасхальный сувенир», «Цветы»;

выставки рисунков «Твои защитники», «Мамочка-солнышко мое», «Светлый праздник Рождества».

       Так, папы, дедушки и дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц.  А в преддверии Дня пожилого человека прошел конкурс «Супер бабушка», в котором приняли участие бабушки и воспитанники из восьми разных возрастных групп. Конкурс проходил по таким номинациям как «Кулинарный поединок» (домашнее задание), «Нарисуй свой любимый цветок», домашним задание также была инсценировка стихотворения, номинация «Я желаю тебе…», а итогом стало общее чаепитие с пирогами и булочками, которые приготовили конкурсантки.

 

        Организуя совместную работу с родителям, педагоги нашего ДОУ активно вовлекают родителей в процесс реализации исследовательских и творческих проектов. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Так в этом учебном году педагогами нашего ДОУ были успешно реализованы такие проекты, как «Чистюлька» с детьми второй младшей группы очень заинтересовал родителей, что показали результаты анкетирования,  дома вместе с детьми они рисовали правила личной гигиены, тем самым непроизвольно закрепив гигиенические навыки. Проект в младшей группе «Удивительный мир пчел» позволяет узнать о пользе меда и пчел, родители своими руками сделали удивительную цветочную поляну. В подготовительной группе № 3 дети, воспитатель и родители провели исследовательскую работу о пользе меда. Проект с детьми старшей группы № 9 «Этот загадочный космос» дал возможность родителям проявить творчество, была собрана целая коллекция тематических поделок. А проект «Волшебная пуговица»   актуализировал  работу по коллекционированию с детьми. Родители изготовили удивительные фоторамки, используя пуговицы, как материал декора.  Актуальностью пользовался проект «Листопад» в средней группе № 4  старшей группе № 1 подготовительной группе № 3 где родители проявили себя деятелями. Так в группах пополнилась среда природными материалами, поделками из природных богатств, гербариями. Для родителей этих же групп была организована акция «Накормим зимующих птиц».

и многие другие.

        Родители также могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду, внести свой вклад в образовательную деятельность. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье: организовать экскурсию, совместный поход на концерт и другие. Так,  родители нашего детского сада подготовительной группы № 7 организовывали экскурсии в цветочный магазин, на хлебозавод, старшая группа № 12 в зоомагазин, полицию и другие, а также старшая группа № 9 на концерт в ДШИ «День танца».

 

     Действенной формой педагогической пропаганды в учреждении  является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Стало традицией проводить Дни открытых дверей ежегодно в марте.

       Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду, но это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.  Так, родители ежегодно имеют возможность познакомиться с образовательная деятельностью нашего детского сада.

    Семинары в детском саду проводятся педагогическими работниками с целью приобретения родителями практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. В течение учебного года были проведены  семинары на темы: «Как играть с ребенком в театр» «Мое имя», «Мое настроение», «Мой дом» Агрессивные дети педагог-психолог, «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Внимание аутичного ребёнка- ключ к улучшению» учитель-логопед  что способствует развитию интереса к познанию собственного ребенка, содействию активному взаимодействию с ним.

     Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей,  годовым задачам ДОУ, проблемным вопросам группы. 

      Проводить родительские собрания, используя нетрадиционные методики проведения,   позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей. Так во второй младшей группе № 8  проведено родительское собрание в форме мастер-класса «Кубики для артикуляционной гимнастики своими руками» (с участием мама Ани В., которая работает логопедом). В средней группе № 14  проведено родительское собрание в форме мастер-класса по изготовлению  игрушек в технике киригами «Герои мультфильма «Бумажки» (с участием мамы Ярослава В., рукодельницы).

            Еще одной формой совместных досугов являются разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Здесь у родителей появляется возможность овладеть некоторыми видами здоровьесберегающих технологий, которые затем можно перенести в практику семейного воспитания. Тем более, что спорт, движение – это, конечно, всегда эмоции, радость. Так,  в детском саду прошли такие мероприятия, как досуг педагогов и родителей «Весенний розыгрыш» (подготовлен  инструктором  по  физической культуре), где команда педагогов соревновалась с командой родителей разных возрастных групп. А также конкурс-развлечение с детьми подготовительных групп  № 3 и №7 и родителями воспитанников этих групп «Мама, папа, я - читающая семья» (совместно с сотрудником Гусевской городской детской Библиотекой).

                 Для привлечения родителей к жизни группы детского сада родители и воспитатель средней группы № 14 активно используют  современные информационные технологии. Так,  группа  имеет собственный веб-ресурс ВКонтакте, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, проводимые  в группе, предложить интересную идею для  реализации проектной деятельности и другое.

              На сайте ДОУ разработаны и систематически обновляются странички для родителей, на которых представлены нормативные документы, методические рекомендации, фото и видеоматериалы о прошедших мероприятиях в ДОУ.

 

ВЫВОД:

        Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике.  В свою очередь родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

семинар

 «Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями воспитанников»                      

    Говорят, история движется по спирали. Каждый раз мы возвращаемся к пройденному на новом витке.    

Один из основных принципов  ФГОС ДО – «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «…сотрудничество в интересах семья…в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья…развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного немаловажного принципа Стандарта: «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи».

     Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей (законных представителей) от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

   В настоящее время родители (законные представители) включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они – участники  образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию.

       В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Без  этого взаимодействие не может быть эффективным.

      Педагог – прежде  всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям (законным представителям), причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но  и формированием того, что называется родительской компетентностью.

       Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи.

       Родительская компетентность – это,  прежде всего, сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей  (законных  представителей) выполнять свои родительские функции.

Принципы построения взаимодействия с родителями

 (законными представителями):

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.  Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями (законными представителями). Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.  Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, поэтому очень важно быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

          Что же необходимо для того, чтобы привлечь родителей к участию в жизни группы? Пожалуй, многое.  Необходимо желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательские действия.  Необходимо умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного ребенка, умение понимать причины того или иного поведения, умения и готовность записывать свои наблюдения. Готовность донести увиденное до родителей, сложить вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.

      Очевидна реакция педагогов – да,  это не легко, и это можно понять, но хочется все же напомнить о необратимости некоторых явлений. Нынешние родители все дальше уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в них чувство значимости собственной личности, индивидуальности. Меняется внутренняя, личностная составляющая. Вместе с тем все больше меняется детский сад как социальное явления – из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам, уязвимым.

        Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей (законных представителей)  в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители (законные представители) выступали в качестве полноправных участников этого процесса.

Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы:

активность + осознанность + самостоятельность

Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

       Работа с родителями в нашем детском саду строится согласно дополнительной программе для просвещения родителей, разработанной на учебный год. Для решения поставленных в ней задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

        Работа с родителями во всех возрастных группах регулярно планируется в «Журнале взаимодействия с родителями». Показать  Цикл планирования в журнале представлен содержательным и интерактивными блоками ежемесячно повторяющихся планов действий педагогов. Содержательный блок включает семь направлений взаимодействия с родителями, в том числе по пяти образовательным областям (взаимодействие с другими специалистами и поддержка образовательных интересов, инициатив, общественной активности). Интерактивный блок включает набор интерактивных форм и методов общения с родителями. Варианты индивидуального общения, группового общения, вовлечения членов семей воспитанников в образовательную деятельность группы, обеспечение информационной открытости и другое указаны в журнале, но педагоги исходя из ситуаций планируют свои формы и методы общения.

    Анкетирование – одна из индивидуальных форм вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ. Как правило, анкетирование родителей педагоги проводят в начале учебного года с целью выявления их запросов, пожеланий и в конце года с целью выявления уровня удовлетворённости родителей совместным результатом работы.  В течение 2016 – 2017 учебного года проводилось анкетирование: «Удовлетворенность качеством деятельности ДОУ», «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности», «Грамотный пешеход-пример для подражания», «Запрос родителей по оказанию дополнительных образовательных услуг» и другие.

 

      Работая по ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы активно используются инновационные формы и методы работы.

     Наглядная педагогическая пропаганда дает возможность использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только ознакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, но и непосредственно представить воспитательно-образовательный процесс. Так,  использование педагогами телевизоров с USB выходом  в раздевальной комнате групп позволяет педагогам в доступной форме  выдавать не только нужную педагогическую информацию, но и представлять жизнь детей группы. Так же воспитатели групп используют такую форму работы, как оповещение родителей о запросах детей – это «Волшебный цветок» (в сердцевине цветка обозначена проблема по которой родителям предлагается высказаться, лепестки цветка пустые, родители записывают на них советы, пожелания). «Волшебные пальчики» (где воспитанники группы предлагают своим родителям на каждом пальчике написать ласковое слово адресованное им).

    Всем  известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Кроме того, творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка, у него совершенствуются моторные навыки, развивается воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя вместе с детьми.  Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того,  восполняет дефицит родительского внимания. Поэтому мы стараемся сделать  жизнь в нашем детском саду активной и интересной для родителей (законных представителей), чтобы в ней  было больше совместных разнообразных мероприятий. Также родители принимают активное участие в муниципальных, региональных конкурсах и мероприятиях, таких как «Рождественский ангел», «нет на свете места краше, чем родная область наша», «Пословицы и поговорки из легоконструкторов», конкурсы, проводимые МФЦ, велопробеги, конкурс «балтийские звездочки науки» Калининградкий областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, конкурс детского рисунка «Дорога без происшествий – осень-2016» и другие.

     Мероприятия, проводимые в детском саду  воспитывают у детей интерес к окружающему миру, развивают креативные способности:  это и фотовыставки на различные темы или посвященные памятным календарным датам, медиапрезентации, фотоальбомы «Семья за здоровый образ жизни», «Моя семья», «Спорт и я - лучшие друзья», «Моя героическая бабушка», «Моя героическая пробабушка»;

выставки совместных поделок «Огородная фантазия», «Рождественский ангел», «Пасхальный сувенир», «Цветы»;

выставки рисунков «Твои защитники», «Мамочка-солнышко мое», «Светлый праздник Рождества».

       Так, папы, дедушки и дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц.  А в преддверии Дня пожилого человека прошел конкурс «Супер бабушка», в котором приняли участие бабушки и воспитанники из восьми разных возрастных групп. Конкурс проходил по таким номинациям как «Кулинарный поединок» (домашнее задание), «Нарисуй свой любимый цветок», домашним задание также была инсценировка стихотворения, номинация «Я желаю тебе…», а итогом стало общее чаепитие с пирогами и булочками, которые приготовили конкурсантки.

        Организуя совместную работу с родителям, педагоги нашего ДОУ активно вовлекают родителей в процесс реализации исследовательских и творческих проектов. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Так в этом учебном году педагогами нашего ДОУ были успешно реализованы такие проекты, как «Чистюлька» с детьми второй младшей группы очень заинтересовал родителей, что показали результаты анкетирования,  дома вместе с детьми они рисовали правила личной гигиены, тем самым непроизвольно закрепив гигиенические навыки. Проект в младшей группе «Удивительный мир пчел» позволяет узнать о пользе меда и пчел, родители своими руками сделали удивительную цветочную поляну. В подготовительной группе № 3 дети, воспитатель и родители провели исследовательскую работу о пользе меда. Проект с детьми старшей группы № 9 «Этот загадочный космос» дал возможность родителям проявить творчество, была собрана целая коллекция тематических поделок. А проект «Волшебная пуговица»   актуализировал  работу по коллекционированию с детьми. Родители изготовили удивительные фоторамки, используя пуговицы, как материал декора.  Актуальностью пользовался проект «Листопад» в средней группе № 4  старшей группе № 1 подготовительной группе № 3 где родители проявили себя деятелями. Так в группах пополнилась среда природными материалами, поделками из природных богатств, гербариями. Для родителей этих же групп была организована акция «Накормим зимующих птиц».

и многие другие.

        Родители также могут значительно разнообразить жизнь детей в детском саду, внести свой вклад в образовательную деятельность. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье: организовать экскурсию, совместный поход на концерт и другие. Так,  родители нашего детского сада подготовительной группы № 7 организовывали экскурсии в цветочный магазин, на хлебозавод, старшая группа № 12 в зоомагазин, полицию и другие, а также старшая группа № 9 на концерт в ДШИ «День танца».

     Действенной формой педагогической пропаганды в учреждении  является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Стало традицией проводить Дни открытых дверей ежегодно в марте.

       Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду, но это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.  Так, родители ежегодно имеют возможность познакомиться с образовательная деятельностью нашего детского сада.

    Семинары в детском саду проводятся педагогическими работниками с целью приобретения родителями практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. В течение учебного года были проведены  семинары на темы: «Как играть с ребенком в театр» «Мое имя», «Мое настроение», «Мой дом» Агрессивные дети педагог-психолог, «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Внимание аутичного ребёнка- ключ к улучшению» учитель-логопед  что способствует развитию интереса к познанию собственного ребенка, содействию активному взаимодействию с ним.

     Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей,  годовым задачам ДОУ, проблемным вопросам группы.  

      Проводить родительские собрания, используя нетрадиционные методики проведения,   позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей. Так во второй младшей группе № 8  проведено родительское собрание в форме мастер-класса «Кубики для артикуляционной гимнастики своими руками» (с участием мама Ани В., которая работает логопедом). В средней группе № 14  проведено родительское собрание в форме мастер-класса по изготовлению  игрушек в технике киригами «Герои мультфильма «Бумажки» (с участием мамы Ярослава В., рукодельницы).

            Еще одной формой совместных досугов являются разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Здесь у родителей появляется возможность овладеть некоторыми видами здоровьесберегающих технологий, которые затем можно перенести в практику семейного воспитания. Тем более, что спорт, движение – это, конечно, всегда эмоции, радость. Так,  в детском саду прошли такие мероприятия, как досуг педагогов и родителей «Весенний розыгрыш» (подготовлен  инструктором  по  физической культуре), где команда педагогов соревновалась с командой родителей разных возрастных групп. А также конкурс-развлечение с детьми подготовительных групп  № 3 и №7 и родителями воспитанников этих групп «Мама, папа, я - читающая семья» (совместно с сотрудником Гусевской городской детской Библиотекой).

                 Для привлечения родителей к жизни группы детского сада родители и воспитатель средней группы № 14 активно используют  современные информационные технологии. Так,  группа  имеет собственный веб-ресурс ВКонтакте, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, проводимые  в группе, предложить интересную идею для  реализации проектной деятельности и другое.

              На сайте ДОУ разработаны и систематически обновляются странички для родителей, на которых представлены нормативные документы, методические рекомендации, фото и видеоматериалы о прошедших мероприятиях в ДОУ.

ВЫВОД:

        Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике.  В свою очередь родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные подходы к работе воспитателей с родителями.

В презентации представлены интересные находки в работе воспитателей с родителями: приглашеия на родительские собрания, оформление благодарностей для родителей, организация совместной с родителями прое...

Реализация компетентностного подхода в работе с семьей с использованием инновационных форм

На современном этапе в условиях введения ФГОС дошкольного образования ДОО  должна выступать объединяющим и координирующим звеном в процессе интеграции воспитательного воздействия всех субъе...

Реализация андрагогических подходов в повышении психологической грамотности родителей воспитанников современного детского сада

В период реализации ФГОС ДО важное место отведено сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников. В статье рассматривается роль педагога-психолога в организации психопросветительской деятельност...

«Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формиров...

Проектная работа «Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»

На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкально...

Современные подходы к оказанию консультативной помощи родителям воспитанников в преодолении трудностей в обучении

В данном материале раскрываются практические приемы взаимодействия педагогов с родителями, направленные на построение эффективного взаимодействия родителей с детьми....

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ" может быть полезна педагогам ДОУ для повышения профессиональной компетентн...