Показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста. I. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой
учебно-методический материал
Данный материал знакомит педагогов с инструментарием для проведения педагогической диагностики. Показателями и уровни творческой инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_initsiativa.docx | 17.91 КБ |
tvorcheskaya_initsiativa.pptx | 135.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста.
I. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой
1 уровень:
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной . игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
Типично для 3-4 лет.
2 уровень:
Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я - шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).
Типично для 4-5 лет.
3уровень:
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; отталкиваясь от первоначального замысла, комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макеты, сюжетные композиции в рисовании).
Типично для 6-7 лет
Как работать с нормативной картой развития
Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка - по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.
Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.
Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания - самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот "образ" ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.
Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз - в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
- "обычно" (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
- "изредка" (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
- "нет" (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Эти маркировки используются с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.
Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка "обычно". Метка "обычно" проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.
В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки "изредка" и "нет". Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.
Важно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы (например, маркировка "обычно" во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок в моменты, когда он занят свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным, наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью).
Конфигурация отметок против фамилии ребенка в заполненной карте может выглядеть примерно так:
нет - обычно - изредка;
изредка - обычно - изредка;
нет - обычно - нет;
обычно - изредка - нет; и т.п.
Если при заполнении карты воспитатель испытывает искушение поставить отметку "обычно" сразу в двух или трех столбцах или поставить отметки "изредка" и "нет" во всех трех столбцах, не ставя совсем отметку "обычно", это означает, что относительно данного ребенка у него не возник определенный образ и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности.
Для лучшего понимания, как работать с картой развития, приведем пример конкретного ее заполнения.
Оценивались дети подготовительной группы детского сада, в возрасте от до 5лет 9мес. До 6 лет, 9 мес.; оценка проводилась в начале учебного года (октябрь).
ВАЖНО! Воспитатель в процессе педагогического наблюдения должен учитывать не количественный, а качественный показатель сферы инициативы ребенка, При обработке результатов воспитатель должен ориентироваться на обозначение «обычно», так как именно оно характеризует типичный уровень развития инициативы у конкретного ребенка.
ВАЖНО! Воспитатель не должен в процессе наблюдения сравнивать, чем больше занят ребенок, например, игрой или рисованием. Важно, чтобы он умел играть самостоятельно и в коллективе, важно увидеть, как он рисует, может ли отобразить и закончить задуманное (в соответствии с возрастными возможностями). Тогда обозначение «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок, занятый свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным – наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью.
После заполнения «Карты развития» нужно ориентироваться прежде всего на обозначение «обычно». Условно проведенная линия этой отметки по всей группе означает уровень развития отдельных детей и всей группы. Если эта линия попадает в соответствующий возрасту группы нормативный возрастной диапазон, значит, все благополучно, и можно продолжать использовать выбранную ранее тактику организации образовательного процесса.
В итоге заполнения «Карты развития» появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.
Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне (по одной или нескольким сферам инициативы), то следует пересмотреть тактику организации образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. 1 уровень. Типично для 3-4 лет.
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками). 2 уровень. Типично для 4-5 лет
Ключевые признаки : комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макеты, сюжетные композиции в рисовании). 3 уровень. Типично для 6-7 лет
Унифицированная карта развити я детей _______________ группы Бланк 1.ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за сюжетной игрой) Дата заполнения___________________ № п / п Имя Фамилия ребенка Возраст ребенка (полных лет, месяцев) 1-й уровень\низкий (типично в 3-4 года) В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы заместители в условном игровом значении 2-й уровень\средний ( типичнов 4-5 лет) Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками) 3-й уровень\высокий (типично в 6-7 лет) Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметом – макет, сюжетный рисунок) 1 2 3
№ п / п Имя Фамилия ребенка Возраст ребенка (полных лет, месяцев) 1-й уровень\низкий В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы заместители в условном игровом значении 2-й уровень\средний Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками) 3-й уровень\высокий Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметом – макет, сюжетный рисунок) 1 Артур А. 6лет,3мес никогда изредка обычно 2 Ева Б. 5 лет, 10 м никогда никогда обычно 3 Даня Д. 5лет.10 мес никогда обычно изредка 4 Арина К. 6 лет, 8 м никогда никогда обычно 5 Семён К. 6 лет никогда обычно изредка 6 Рома К. 6 лет. 8 м никогда обычно изредка 7 Лада К. 5 лет,11 м никогда обычно изредка 8 Дима К. 9 Лера К. 6 лет,9 мес никогда изредка обычно 10 Карина К. 6 лет никогда обычно изредка 11 Аня К. 6 лет,3 мес изредка обычно никогда 12 Диана К. 6 лет, 3 м никогда никогда обычно 13 Влад М. 5 лет, 11 м никогда обычно изредка 14 Вика П. 5лет, 10 м никогда изредка обычно 15 Артём П. 6 лет, 1 м обычно никогда никогда 16 Сергей С. 6 лет, 3 м никогда обычно изредка 17 Полина С. 6 лет, 8 м никогда никогда обычно 18 Ирина Т. 5 лет,9 м никогда обычно изредка 19 Ульяна У. 5 лет, 11 м изредка обычно никогда 20 Ангелина Х. 5 лет. 10 м изредка обычно изредка 21 Дамир Х. 6 лет, 8 м изредка обычно никогда 22 Дима Ч. 6 лет изредка обычно изредка 23 Вероника Ю. 6 лет. 4 м никогда обычно изредка 24 Костя Ю. 5 лет, 9 м никогда обычно изредка
Воспитатель: Татьяна Николаевна Дата среза: 10.10.2019 инициатива(уровни) маркеры 1. ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за сюжетной игрой) 2. ИНИЦИАТИВА КАК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ (наблюдение за продуктивной деятельностью) 3. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за совместной деятельностью и игровой и продуктивной) 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью) 5. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за различными формами двигательной активности ребенка) 1 уровень низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень высокий (типично в 6-7 лет) 1 уровень низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень высокий (типично в 6-7 лет) 1 уровень низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень высокий (типично в 6-7 лет) 1 уровень низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень высокий (типично в 6-7 лет) 1 уровень низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень высокий (типично в 6-7 лет) никогда 17 5 3 изредка 5 3 11 обычно 1 15 7
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные про...
План по самообразованию «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
План работы по самообразованию «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность и социальную значимость. Медики, психологи, педагоги отмечают общую тенден...
«Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка...
Консультация для родителей "Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста"
Как быстро организовать игру, и в какие игры можно поиграть. Народные игры России....
Консультация для родителей. Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста
Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста. Совет или правила для родителей. Как быстро организовать игру, и в какие игры можно по...
Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....