План-программа направленная на повышение рефлексии педагогов и совершенствование социально-психологического климата в коллективе ДОУ
материал

Иволга Светлана Николаевна

Данная методическая разработка будет полезна для старших воспитателей, методистов, воспитателей-методистов дошкольных образовательных учреждениях, работающими с молодыми педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-programma_s_pedagogami.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»


         

   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПЛАН-ПРОГРАММА

направленная на повышение рефлексии педагогов и совершенствование социально-психологического климата в коллективе ДОУ

Автор – составитель:

Старший воспитатель

Иволга С.Н.

2016 г.

Содержание

Актуальность

Введение

Основная часть методической разработки

Содержание методической разработки

План программа

Заключение

Литература


 Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для старших воспитателей, методистов, воспитателей-методистов дошкольных образовательных учреждениях, работающими с молодыми педагогами.

Введение

 Педагогическая рефлексия стимулирует исследовательский, творческий процесс, выводит педагога на новые задачи профессиональной деятельности. Требования к профессиональным качествам современного педагога повышаются постоянно, от него требуется не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих подходов, постоянное саморазвитие в профессиональном и личностном планах. Важным профессиональным качеством педагога является готовность и способность к рефлексии.

           Формирование   благоприятного   социально-психологического   климата педагогического коллектива способствует успешному развитию образовательного учреждения в долгосрочной перспективе развития образования и в динамично меняющемся окружении. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре образовательного процесса, с совершенствованием, как организации, так и условий труда педагогов. Социально-психологический   климат   выступает   также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности педагога в профессиональную деятельность, меры эффективности этой деятельности, уровня потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации резервов коллектива.

Основная часть

Цель: организация системы методической работы, способствующая повышению рефлексии педагогов - как важного профессионального качества, а также способствующую совершенствованию социально-психологического климата в коллективе.

Задачи:

  1. Выявить умение педагогов анализировать свою деятельность.
  2. Определить социально-психологический климат в коллективе на различных этапах взаимодействия.
  3. Апробировать и внедрить систему самоанализа индивидуальной работы педагогов, анализа воспитательно-образовательной работы группы.
  4. Включить педагогов в активный процесс планирования воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемые результаты:

  1. Повысить уровень квалификации.
  2. Активно принимать участие в конкурсах разного уровня.  
  3. Использовать систему самоанализа индивидуальной работы, анализа воспитательно-образовательной работы группы, для проведения глубокого анализа годовой  работы детского сада в целом.
  4. Включить  педагогов в процесс планирования  воспитательно-образовательного процесса.

Содержание методической разработки

На первом этапе карта содержит в основном количественный анализ, по которому педагоги отслеживают итоги работы группы за учебный год. Далее, для работы используется карта самоанализа индивидуальных достижений и потребностей, где отражается: использование в работе программ, инновационных технологий, освоение опыта других педагогов (их эффективность); создание и развитие своего опыта (результаты диагностики по теме самообразования); создание развивающей среды; состояние работы с родителями; участие в методической работе; анализ причин достижений и неудач, пути их решения; общественная работа; участие в конкурсах, конференциях разного уровня.

В процессе жизнедеятельности учреждения педагоги активно посещают открытые занятия во всех возрастных группах ДОУ, где совместно учатся проводить анализ занятий, различных видов деятельности. При этом основной упор делается не только на грамотное методическое проведение, но и вычленение индивидуальных особенностей ведения процесса обучения дошкольников конкретным педагогом, умение подчеркнуть его сильные стороны. Слабые стороны предлагается проанализировать педагогу, который проводил занятие. Это предполагает наличие объективности и самокритичности. Наиболее опытные педагоги получают возможность представить свой опыт на городских мастер-классах, провести открытые показы, что повышает их профессиональный рост и самооценку.

Для того чтобы расширить умение проводить качественный анализ и самоанализ необходимо собрать банк материалов по различным видам контроля. Совместно с творческой группой педагогов ДОУ определяют, подбирают, составляют необходимые формы для фиксации наблюдаемых процессов в воспитательно-образовательном пространстве.  Данные формы помогают упражнять в умении осуществлять анализ, самоанализ и взаимоанализ.

В процессе поисковой работы с педагогами привлекаются к составлению и разработке перспективных планов, методических рекомендаций необходимых в воспитательно-образовательной работе.

Для повышения квалификации педагогов проводится цикл занятий направленных на активное получение и передачу знаний и умений, развитие педагогической рефлексии, и единение коллективного сознания, влияющего на положительный психологический климат.

В этот период работы возлагается на педагогов ДОУ ответственность за проведение взаимопроверок, которые предусматривают умение анализировать и оценивать качество работы друг друга. А так же возможность непосредственного проведения мероприятий городского, областного, всероссийского уровня педагогами ДОУ.

В конце учебного года усложняется задача для педагогов по заполнению карт самоанализа индивидуальных достижений и анализа воспитательно-образовательной работы групп: необходимо провести не только количественный, но и качественный анализ, внести свои предложения в организацию воспитательно-образовательной работы ДОУ, внести варианты своего участия в педагогическом процессе на следующий учебный год. Проявлению умений самоанализа способствуют ранее полученные знания и умения в ходе консультаций, педсоветов, взаимопроверок, работы в творческих группах.

На завершающем этапе педагогический коллектив является активным участником педагогического процесса. Педагоги умеют анализировать свою работу, могут оценить качество личной работы и наметить пути её совершенствования. Принимают участие в составлении инструктивно-методического плана работы ДОУ, отражают своё непосредственное участие в воспитательно-образовательном процессе. Отмечается развитие педагогического наставничества, когда воспитатели, видят необходимость помощи молодым специалистам не только со стороны методической работы, но и со стороны передачи практического опыта в непосредственном трудовом контакте с новыми членами коллектива. Наблюдается профессиональное желание педагогов показывать и делиться накопленным опытом с коллегами других садов города, что способствует расширению культуры презентации и распространению передового педагогического опыта.

Проводится мониторинг рефлексии педагогов, социально-психологического климата в коллективе педагогов.  Сравниваются результаты аттестации педагогов как фактор повышения профессионализма вследствие приобретения умения и навыков  делать самоанализ.

Культурно-массовая работа с коллективом ДОУ. Возможность раскрыться как профессионалам. Из этого вырастает комфортабельность, эмпатические и справедливые взаимоотношения с социальным микроокружением. Проведение совместных с семьями сотрудников вечеров поэзии, спортивных мероприятий, посиделок сближает коллектив. Параллельно решаются задачи нравственного, художественно-эстетического, физического совершенствования. Зарождаются дружеские отношения, которые способствуют положительному психологическому климату в коллективе и влияют на политику стабильности  кадрового состава.

Примерные сроки

Формы работы

Формы организации  (примерные темы)

Ожидаемый результат

2016-2017 г.

Поисковая работа и исследования

Изучение теоретического материала по проблеме исследования

«Управление ДОУ»,

«Исследовательские умения воспитателей»

Внедрение в практику научно-педагогических достижений в области управления

Мониторинг и диагностика исходной ситуации. Наблюдение за аналитической работой педагогов

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (по карте-схеме А. Лутошкина). Определение социально-психологического климата в коллективе

Исходный материал для изучения и планирования работы с коллективом по данному направлению

Руководство поисковой работой педагогов

Заседание методического Совета ДОУ, по рассмотрению карты анализа учебно-воспитательной работы групп и индивидуальных карт

Участие в объединениях

Творческих групп г. Бердска

Разработка и апробирование карт:

- анализа воспитательно-образовательной работы групп;

- самоанализ индивидуальных достижений и педагогической деятельности

Наработка опыта проведения анализа различных видов  деятельности

 

Апробация единой  карты самоанализа работы     в ДОУ № 21

Количественный анализ

Повышение квалификации педагогов

Педагогические советы и консультации  по вопросам методики образования и воспитания с применением активных форм организации.

Работа в творческих группах.

Дискуссионный семинар.

Диспут

Игровой тренинг

Развитие педагогической рефлексии

Социально-психологическое единение коллектива педагогов

Обобщение и распространение  опыта

Открытые занятия с взаимопосещением в рамках ДОУ

Участие в рамках творческих групп  города

Авторские семинары по итогам аттестационных работ

В работе  Всероссийской научно-практической конференции "Реализация концепции развития и преподавания предметных областей как ключевой ресурс повышения качества» 

Взаимообучение педагогов проводить анализ обучения и воспитания дошкольников

Повышение уровня компетенции воспитателей в умении делать презентацию своей работы, проводить анализ работы коллег, самоанализ своей деятельности

Выдан сертификат за предоставление опыта работы

Культурно-массовая работа

Праздничный вечер «Золотые руки»

Фотовыставка «Когда я был маленьким»

Эстетическая культура проведения досуговой деятельности педагогов

2017-2018 г.

Поисковая работа и исследования

Изучение теоретического материала по функции контроля.

Работа в творческих группах по созданию банка материалов контроля в ДОУ для грамотного педагогического самоанализа, взаимопроверок

Вариативность материалов различного контроля: схемы анализа занятий, наблюдения режимных процессов

Руководство поисковой работой педагогов

Совместное составление с педагогами ДОУ перспективных планов, методических рекомендаций необходимых в воспитательно-образовательной работе ДОУ

Повторное проведение

- анализа воспитательно-образовательной работы групп;

- самоанализа индивидуальных достижений и педагогической деятельности

Разработка и внедрение новой методической документации для совершенствования педагогического процесса

Умение делать не только количественные, но качественные выводы.

Повышение качества рефлексии педагогов

Повышение квалификации педагогов

Цикл занятий:

Пресс-бой. Анализ различных аспектов педагогической работы.

«Мозговая атака» Совершенствование психологического климата в коллективе, сближение участников игры, вызов интереса к членам коллектива.

Педагогическая викторина. «Современный педагог. Какой он?»

Совершенствование социально-психологической культуры педагогов.

Развитие педагогической рефлексии.

Занятие-эстафета. Развитие творческих умений педагогов, анализ проблемы.

Педагогические советы и консультации в активном режиме

Развитие педагогической рефлексии

Социально-психологическое

единение коллектива педагогов

Активное получение и передача знаний и умений каждым членом коллектива

Обобщение и распространение  опыта

Тематические и оперативные взаимопроверки

В работе Всероссийской конференции «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ДОУ». Современные методы обучения и воспитания

Анализ готовности с позиции различных представителей педагогического коллектива

Выдан сертификат за предоставление опыта работы «Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста»

Культурно-массовая работа

Клуб «Хозяюшка» Знакомство с новыми коллегами, через представление рецептов приготовления пищи

Эстетическая культура проведения досуговой деятельности педагогов

2018-2019 г.

Поисковая работа и исследования

Мониторинг и диагностика завершающего этапа (социально-психологический климат)

Мониторинг результатов аттестации педагогических работников.

Положительный психологический климат в коллективе ДОУ.

Повышение

 профессионализма педагогов ДОУ

Руководство поисковой работой педагогов

Совместное составление инструктивно-методического плана с учетом потребностей педагогов

Повышение ответственности и профессиональной компетентности педагогов

Повышение квалификации педагогов

Педагогическое наставничество в коллективе ДОУ

Распространение передового педагогического опыта

Обобщение и распространение  опыта

В работе XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция ресурсов в современном образовании»

Выдан сертификат за предоставление опыта работы «Интеграция образовательных ресурсов в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста  в условиях ДОУ»

Культурно-массовая работа

Спортивный праздник «Папа, мама, Я – спортивная семья!»  с участием семей педагогов ДОУ

Коллаж «Семейные прогулки по любимым уголкам города Бердска» по материалам семейных фотоархивов

Организация конкурсов детских творческих работ «Семейный вечер»

Получение заряда энергии

Эстетическое и творческое оформление стендов

Заключение

Педагоги активно используют систему самоанализа индивидуальной работы, анализа воспитательно-образовательной работы группы, что позволило на завершающем этапе провести глубокий анализ годовой работы детского сада в целом. По итогам результатов анализа работы ДОУ педагоги включены в процесс планирования воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. – М.: АТС, 2013.
  3. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во. 2014.
  4. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Творческий центр, 2014.
  5. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя с педагогами / Л.М.Волобуева// Творческий Центр Сфера. –Москва-2003.
  6. Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. – 2012. - № 5.
  7. Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 1.
  8. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: Твор. центр, 2014.
  9. Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2013.
  10. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.: АПО, 2011.
  11. Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе

Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...

Отчёт об использовании педагогом -психологом «Современных социально – психологических методик»

Психологические методикив работе с детьми в ДОУ: 1.Социально – адаптационные методики;2.Тренинговые занятия мышечного расслабления;3.Дыхательные упражнения;4.Коррекционные методики;5.Психог...

Социально-психологические особенности управления творческим коллективом в школе

Руководителю, который заботится о психологическом комфорте необходимо создавать радость, дарить ее своим подчиненным....

Статья: План программы творческого саморазвития на 2020 год. Педагога Дополнительного Образования Балковской Лилии Дмитриевны.

Статья: План программы творческого саморазвития на 2020  год. Педагога Дополнительного Образования  Балковской Лилии Дмитриевны.1. Расширение образованности в течение  года.Цель с...

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....

Рекомендации для педагога. по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе 1.Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам,воспитанникам. Нетерпимость привод...